Очно-заочная форма обучения. 1 курс
Основы русской грамматики
5 сентября 2018
Преподаватель: Щеглова Екатерина Александровна, к. филол. н., ст. преподаватель
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

4 сентября. Понятие современного русского языка. Язык как многоуровневая система. Язык и речь. Языковая норма. Принципы русской орфографии.

11 сентября. Основы лексикологии и лексической семантики. Виды словарей. Слово как единица языка. Функции слова.

18 сентября. Лексическое значение и его структура. Содержательные типы лексического значения. Синтагматические и парадигматические отношения в лексике. Полевая структура языка.

25 сентября. Морфемика и словообразование. Продуктивные модели словообразования. Выразительные ресурсы словообразования. Морфология как учение о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Имя и глагол в языковом сознании. Существительное и его категории. Местоимение.

2 октября. Имя и глагол в языковом сознании. Существительное и его категории. Местоимение. Категории и формы глагола, транспозиция глагольных форм. Особенности использования глагольных форм в речи.

План практических занятий

24 сентября. Классификация норм. Упражнения с анализом отклонений от языковой нормы. Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, традиционный, дифференцирующий. Диктант.

1 октября. Обсуждение результатов диктанта. Словообразование. Продуктивные способы и модели словообразования.

8 октября. Лексикология. Типы словарей. Анализ словарных статей из словарей разного типа. Слово как единица языка. Его функции. Лексическое значение слова. 1 часть орфографического минимума.

15 октября. Слова с точки зрения плана содержания. Синтагматические и парадигматические отношения в лексике. Русская фразеология и её особенности. Типы фразеологизмов.

22 октября. Морфология частей речи. Имя существительное. Местоимение. Служебные части речи. Междометие. Глагол. Лексико-семантические разряды, морфологические категории глагола. Транспозиция глагольных форм. 2 часть орфографического минимума.

29 октября. Внутрисеместровый зачёт по орфографии.

17 декабря. Контрольная работа.

Практические занятия ведёт Иванова Л.Ю., ст. преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Доклады по темам культуры речи по выбору преподавателя.

Внутрисеместровый контроль

1. Контроль посещаемости лекционных и практических занятий.

2. Контроль выполнения домашних заданий.

3. Орфографический минимум.

Орфографический минимум

Абонемент, агентство, агрессор, адекватный, адъютант, ажиотаж, аккомпанемент, аккорд, аккредитив, аксессуар, акциз, аллергия, аллея, алюминий, анналы, аннексия, аннотация, аннулировать, апелляция, аппетит, аппликация, апробация, аранжировка, ассигнование, аудиотехника, аутентичный, аутсайдер.

Баллада, балласт, баллотироваться, бармен, барокко, баррикада, батальон, бацилла, безалаберный, белиберда, беллетристика, бельэтаж, бессребреник, бифштекс, богадельня, бриллиант, брокер, брошюра, бутерброд, бюллетень.

Вакуум, винегрет, високосный, впоследствии, в продолжение, в течение, времяпрепровождение, вследствие.

Галлюцинация, геенна огненная, генеалогия, геноцид, гигиена, горилла, гроссмейстер.

Двухъярусный, дегенерат, дезавуирование, дезинфекция, деликатес, демпинг, депозит, депрессия, десерт, де-факто, де-юре, джентльмен, дивиденд, дирижер, дискуссия, диссертация, диссидент, дифференциация, дрессировать, дьявол, дьякон.

Ей-богу.

Жужжать, жюри.

Идиллия, иллюминация, иллюстрация, имитация, иммигрант, иммунитет, импрессионизм, инаугурация, инвестиция, индифферентный, интеллект, интеллигенция, интерпретация, интерьер, интриган, искусственный, искусный, исступление.

Кампания (действие), кают-компания, квинтэссенция, клише, коллега, коллизия, коллоквиум, колоннада, колосс, коммерсант, коммуникация, компакт-диск, компания (общество, фирма), комплимент, компромисс, консенсус, конъюнктура, корректура, коррупция, косный, коттедж, коэффициент, кристалл, кристальный, купе.

Лейтмотив, либретто, лобби.

Макияж, манекен, маршал, менеджер, менеджмент, меридиан, метрдотель, миниатюра, мини-юбка, можжевельник, мониторинг, мошенник, мэр.

Нарцисс, нивелировать, новелла.

Оккупация, оппозиция, оппонент, отель.

Паблик рилейшнз, паблисити, палисадник, паллиатив, панно, парадокс, параллельный, пассажир, пасьянс, пацифизм, пенсне, перипетия, периферия, перрон, пертурбация, пессимизм, пируэт, пиетет, плебисцит, подтрунивать, по истечении, поликлиника, попурри, постскриптум, преамбула, превалировать, пресс-атташе, пресс-конференция, пресс-релиз, прецедент, привилегия, приоритет, проецировать, пропаганда, протеже, пьедестал.

Радиоаппаратура, резюме, реквием, репрессия, ресурс, рэкет.

Сандвич, сенбернар, сентиментализм, сеньор (Испания), сертификат, симметрия, синьор (Италия), сирокко, стагнация, стеллаж, стерилизация, суверенитет, суррогат, сэр.

Фельдмаршал, фортепьяно.

Целлофан, целлюлоза.

Шалопай, шампиньон.

Эвфемизм, эксклюзивный, эксплуатация, экстрасенс, эксцесс, электрификация, эмигрант, эпиграмма, эскалатор, эффект.

Яства.

4. Проверочные (аудиторные) и контрольные (домашние) работы.

5. Внутрисеместровый зачёт по орфографии.

Вопросы:

1.    чередующиеся гласные в корнях слов;

2.    гласные после шипящих и Ц;

3.    употребление прописных букв;

4.    разделительные Ъ и Ь знаки;

5.    приставки на –З и –С; гласные И и Ы после приставок;

6.    приставки ПРЕ- и ПРИ-;

7.    суффиксы имен существительных и прилагательных;

8.    сложные существительные и прилагательные;

9.    личные окончания и суффиксы глаголов; Ь в глагольных формах;

10.    Н и НН в причастиях и прилагательных;

11.    правописание наречий;

12.    правописание служебных частей речи;

13.    частица НЕ с существительными, прилагательными и наречиями;

14.    частица НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями;

15.    правописание отрицательных и неопределенных местоимений и наречий.

Вопросы к зачёту

1. Современный русский язык: основные понятия

2. Язык как многоуровневая система

3. Языковая норма. Изменение норм, их причины

4. Продуктивные способы и модели современного словообразования.

5. Слово как единица языка. Системные отношения в лексике.

6. Типы лексических значений

7. Именные части речи в русском языке.

8. Глагол и его формы. Взаимозаменяемость глагольных форм.

9. Служебные части речи

10. Принципы русской орфографии.

Критерии оценки (зачёт)

Условием допуска к зачёту является выполнение всех домашних заданий в течение семестра, выполнение заданий по внутрисемесровому зачёту по пунктуации.

Форма проведения зачёта – письменная. Обучающемуся предлагается написать ответ на один из вопросов зачёта, а также выполнить тестовое задание, связанное с проверкой пунктуационной грамотности, а также умения применять на практике полученные теоретические знания. На подготовку отводится 45 минут.

Оценка «зачёт» ставится, если обучающийся допускает не более трёх ошибок в тестовом задании и даёт убедительный ответ на теоретический вопрос, демонстрируя понимание терминов, обосновывая применимость теоретических знаний на практике.

Оценка «незачёт» ставится, если обучающийся допускает более трёх ошибок и / или не даёт убедительный ответ на теоретический вопрос.

Предполагаемая продолжительность проведения зачёта не более 45 минут.

Пример тестового задания

1. Язык как многоуровневая система.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

«Старуха» (н…)когда (н…)выход…т на улицу без серой сукон…ой наки…ки грубой поношен…ой но очень опрятной и несомнен…о той самой которой столь д…рожит мистер Бегнет за то что она пр…делала весь путь из другой (Ч,ч)асти (С,с)вета домой в (Е,е)вропу вмес…те с миссис Бегнет и зонтом. А зонт этот (н…)измен…ый спут…ник «старухи» то(же) всегда сопровожда…т её когда она выход…т из дому. Цвет у него такой что подобного (н…)где в мире не увид…шь а вместо руч…ки ребристый деревян…ый крюк в конец которого похожий на нос корабля или птич…ий клюв вставлена метал…ическая пластинка напом…на…щая оконц… над двер…ю под…езда или овальное стёкл…шко от очков укр…шение (н…)наделён…ое способност…ю остават…ся на своём посту с тем упорством которого можно было бы ожидать от предмета длительно связан…ого с (Б,б)ританской армией. Зонт у «старухи» какой(то) весь обвисший расхлябан…ый в его «корсете» явно (н…)хватает спиц а всё потому надо думать что он много лет служил дома буфетом а в путешествиях саквояжем.

Список обязательной литературы

1 .Дускаева Л. Р., Корнилова Н. А., Прохорова К. В., Щеглова Е. А. Русский язык в таблицах и схемах. Все правила русского языка. СПб., 2015.

2. Современный русский язык: практикум / Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2014.

3. Современный русский язык: сборник упражнений по орфографии и пунктуации / Под ред. В. И. Конькова СПб., 2014.

4. Современный русский язык: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. Л. Р.Дускаевой. СПб., 2014.

5. Современный русский язык. Языковые техники создания медиатекстов: практикум / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016.

6. Русский язык в массмедиа. СПб., 2013.

Список дополнительной литературы

1. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. Справочные материалы. М., 2014.

2. Бельчиков Ю. А. практическая стилистика современного русского языка. М., 2008.

3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2001.

4. Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. М., 2004.

5. Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма: На материале современного русского языка. М., 2009.

6. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2012.

7. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В. , Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 2010.

8. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2007.

9. Иванова В. Ф. Современная русская орфография. М., 1991.

10. Краснова Т. И. Субъективность – модальность. СПб., 2002.

11. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

12. Редькина Т. Ю. Современный русский язык. Часть 1. СПб., 2006.

13. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2006.

14. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., 2003.

15. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. М., 2002.

16. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Современный русский язык. М., 2003.

17. Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980. В. 2 т.

18. Современный русский язык / Под ред. П. А. Леканта. М., 2001.

Перечень иных информационных источников

1. Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

2. Сайт международного научного журнала «Медиалингвистика» medialing.ru

 просмотров: 337 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru