Очно-заочная форма обучения. 1 курс
История связей с общественностью
3 сентября 2018
Преподаватель: Акимович Екатерина Викторовна, кандидат политических наук
Кафедра: связей с общественностью в бизнесе

План лекционных занятий

7 сентября. Истоки зарождения паблик рилейшнз. Протопиар в контексте социальных коммуникаций. Подходы к периодизации PR. Развитие представлений о публичной сфере и общественности как субъекте публичной коммуникации: концепции античных авторов.

14 сентября. Развитие форм публичной коммуникации в Средневековье. Социально-политический и технологический факторы трансформации публичной сферы в период Возрождения (представления А. Аврелия, Н. Маккиавелли). Развитие представлений о публичной коммуникации в системе взглядов мыслителей Нового времени (концепции Т.Гоббса, Ф. Бэкона, Дж.Локка).

21 сентября. Концепция общественности и публичной сферы в эпоху Просвещения. Феномен общественного сознания, законы общественной жизни, особенности организации публичного пространства, публичный образ власти в трудах Ш.Л. Монтескье. Коммуникативные практики американской революции

28 сентября. Развитие связей с общественностью в 19 веке. Процесс становления профессии PR-специалиста в США. Эпоха пресс-агентств и паблисити. Эволюция PR-практик в контексте развития средств массовой информации. Коммуникации в 20 веке, классификация Д. Грюнига.

План практических занятий

5 октября. Коллоквиум по прочитанной литературе. Публичная коммуникация сквозь призму взглядов Аристотеля, Цицерона, Макиавелли.

12 октября. Контрольная работа по прослушанному лекционному курсу, включая терминологический минимум.

19 октября. Коммуникативные практики в 20 веке. Понятие пропаганды: сущность, признаки, технологии; ключевые отличия от PR-коммуникации. Система коммуникативных практик советской пропаганды в противопоставлении западному публичному дискурсу. Анализ образчиков визуальной коммуникации.

26 октября. Система пропаганды в США, Германии 1930-40-х годов. Дискуссия, анализ образчиков визуальной коммуникации.

2 ноября. Европейские школы PR в 20 веке. Развитие связей с общественностью в поствоенной Европе. Доклады по теме «Европейский PR в 20 веке». Подтемы формулируются исходя из регионального принципа: развитие связей с общественностью в отдельных государствах Европы.

9 ноября. Становление связей с общественностью в России. Периодизация отечественной PR-коммуникации. Защита докладов.

Практические занятия ведет: Акимович Екатерина Викторовна

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

16 ноября. Профессиональные PR-практики на рубеже 20-21 веков. Дискуссия.

23 ноября. Основные вехи развития профессии PR-специалиста 17-19 вв. Протопиар. Подготовка эссе.

30 ноября. Основные вехи развития профессии PR-специалиста 20-21 вв. Подготовка эссе.

7 декабря. Современные проблемы развития связей с общественностью в Европе и Америке: вызовы информационного общества. Дискуссия.

14 декабря. Современные проблемы развития связей с общественностью в России. Дискуссия.

Внутрисеместровый контроль

1. Учет посещаемости лекций и практических занятий.

2. Коллоквиум.

3. Контрольная работа по лекционным занятиям.

4. Выступление с докладом по теме практических занятий. Доклад представляется в электронном виде и сопровождается мультимедийной презентацией.

Вопросы к экзамену

1.    Основные подходы к изучению истории связей с общественностью. Проблема периодизации.

2.    Развитие публичных коммуникаций в античный период: особенности организации коммуникативного процесса.

3.    Развитие представлений о публичной сфере в Древней Греции. Взгляды на публичную коммуникацию Платона, Аристотеля.

4.    Отличительные характеристики публичных коммуникаций Древнего Рима. Рефлексия опыта античных ораторов в трудах Марка Туллия Цицерона.

5.    Особенности публичных коммуникаций эпохи Средневековья. Основные факторы, влияющие на формирование публичного дискурса.

6.    Представления о публичных коммуникациях в работах средневековых авторов.

7.    Социально-политический и технологический факторы трансформации публичной сферы в период Возрождения.

8.    Концепция эффективных публичных коммуникаций политического деятеля в трактатах Н. Макиавелли.

9.    Социально-коммуникативный аспект концепции о стереотипах Ф. Бэкона.

10.    Исследование природы и характеристик речевой коммуникации в работах Дж. Локка.

11.    Представления Т. Гоббса о критериях организации корректной публичной коммуникации.

12.    Концепция общественности и публичной сферы в эпоху Просвещения. Представления Ш.Монтескье о феномене общественного сознания, особенностях организации публичной сферы и публичного образа власти.

13.    Идеи Ж.-Ж. Руссо и их роль в формировании представлений о публичной коммуникации.

14.    Публичные коммуникации и зарождающиеся связи с общественностью в период борьбы американских колоний за независимость. Хронологические рамки и содержание первого этапа формирования PR в США.

15.    Эволюция PR-коммуникации в эпоху паблисити.

16.    Изменения в сфере средств массовой информации как фактор развития связей с общественностью.

17.    XX век: становление PR как профессии и научной дисциплины. Идеи Айви Ли, Эдварда Бернейза.

18.    Классификация моделей коммуникативного поведения Д. Грюнига.

19.    Пропаганда как коммуникативная форма. Сущность, особенности, технологии.

20.    Система советской пропаганды.

21.    Развитие связей с общественностью в Европе после Второй мировой войны.

22.    Особенности французской школы PR. Формирование этических норм и стандартов профессии.

23.    Становление связей с общественностью в России. Периодизация отечественной PR-коммуникации.

24.    Институционализация связей с общественностью в России.

25.    Современный российский PR: рынок, агенты, тенденции.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена – письменная. Экзаменационный билет включает в себя три вопроса из списка вопросов по курсу.

В случае если студент имеет высокую посещаемость, высокий балл за контрольную работу и отличную оценку по итогам работы на семинарских занятиях, он получает возможность отвечать на один из вопросов билета.

В случае если студент имеет высокую посещаемость, средний балл за контрольную работу и хорошую оценку по итогам работы на семинарских занятиях, он получает возможность отвечать на два вопроса билета.

Студент отвечает на все три вопроса экзаменационного билета, если он продемонстрировал: а) низкую посещаемость, б) низкий балл за контрольную работу, в) неудовлетворительную оценку по итогам работы на семинарских занятиях.

Время на подготовку отводится в зависимости от количества вопросов, на которые отвечает студент: 1 вопрос – 20 минут, 2 вопроса – 40 минут, 3 вопроса – 60 минут.

Оценка «отлично» ставится, если по всем вопросам содержание ответа изложено достаточно полно и последовательно в соответствии с требованиями, предъявляемыми программой, отсутствуют существенные фактические ошибки, студент демонстрирует владение понятийным аппаратом дисциплины.

Оценка «хорошо» ставится, если содержание ответа в основном соответствует требованиям, предъявляемым к оценке «отлично», однако присутствуют незначительные ошибки, неточности, отклонения от темы.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если при достаточном изложении остальных вопросов, на один из вопросов билета ответ не получен, если на все вопросы получен ответ в объеме, не удовлетворяющем требованиям программы, если содержание ответа не свободно от существенных фактических ошибок, неточностей, искажений, студент слабо владеет понятийным аппаратом дисциплины.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не отвечает на два вопроса из билета, если содержание ответа не соответствует теме, если допущены грубые ошибки, студент не владеет понятийным аппаратом дисциплины.

Пример практического задания

Практические задания в ходе экзамена не предусмотрены

Список обязательной литературы

1.    Бочаров М.П. История PR: нравы, бизнес, наука. М.: «РИП-холдинг», 2007. 184 с.

2.    Очерки истории связей с общественностью: Учеб. пособие / Отв. ред. А.Д. Кривоносов. СПб. : Роза мира, 2005. 195 с.

3.    Почекаев Р.Ю. История связей с общественностью. СПб. : Питер, 2007. 288 с.

4.    Шишкина М.А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб. : Изд-ва «Паллада-медиа» и СЗРЦ «РУСИЧ», 2002. 444 с.

5.    Шишкина М.А., Гавра Д.П., Шишкин Д.П. Связи с общественностью в России: развитие нового рынка. СПб. : Роза мира, 2004. 108 с.

6.    Шишкина М.А. Публичные коммуникации в истории цивилизации (от античности до Просвещения). СПб. : СПбГУ, 2005. 116 с.

Список литературы для семинарских занятий

1.    Аристотель. Риторика. М. : Изд-во МГУ, 1978. 278 с.

2.    Макиавелли Н. Государь. М. : Рипол Классик, 2010. 516 с.

3.    Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М. : Научно-издательский центр «Ладомир», 1994. 475 с.

Список дополнительной литературы

1.    PR: теория и практика: учеб./ Д.Е. Баранов, Е.В. Демко, М.А. Лукашенко и др.; под ред. М.А. Лукашенко. М. : Маркет ДС, 2010. 328 с.

2.    Буари Ф. Паблик рилейшнз или Стратегия доверия. М. : Инфра-М, 2001. 178 с.

3.    Кужелева-Саган И.П. История и генезис паблик рилейшнз. Томск : Дельтоплан, 2004. 250 с.

4.    Лебедева Т.Ю. Искусство обольщения: «Паблик рилейшнз по-французски»: Концепция. Практика. М.: Издательство Московского Университета, 1996. 134 с.

5. Марков С. PR в России больше, чем PR. Технологии, версии, слухи. СПб.: Феникс, Северо-Запад, 2005. 330 c.

6.    Мединский В.Р. Особенности национального пиара. PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра. М. : ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010. 624 с.

7.    Мехлер Г. Власть и магия PR. СПб. : Питер, 2004. 176 с.

8.    Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. М. : Дело, 2006. 552 с.

9.    Black S. Introduction of Public Relations. London : Modino, 1989

10.    Cutlip S.M. Public Relations History: From the 17th to the 20th Century. Hillsdale, 1995

Перечень иных информационных источников

1. Информационный ресурс «Состав.Ру»: реклама, маркетинг, PR www.sostav.ru

2. PR в России: всероссийский научно-популярный журнал www.rupr.ru

3. Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» cyberleninka.ru

4. Научная библиотека им. М.Горького www.library.spbu.ru

 просмотров: 314 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru