Очно-заочная форма обучения. 1 курс
История рекламы
4 сентября 2018
Преподаватель: Ущиповский Сергей Николаевич, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: истории журналистики

План лекционных занятий

        

7 сентября / Занятие 1. Реклама как форма коммуникации (введение в круг понятий). «Протореклама» в античности и европейском средневековье.

14 сентября / Занятие 2. Реклама в ранней европейской журналистике. Истоки рекламы в России. Развитие рекламы в СМИ России в XVIII – начле XX вв.

21 сентября / Занятие 3. Эволюция и совершенствование рекламной деятельности в США (XVIII-XX вв.)

28 сентября / Занятие 4. Развитие рекламного мастерства в XX в., формирование основных рекламных школ.

План практических занятий

    5 октября – 9 ноября / Занятия 1 - 6.

Рекламные объявления в зарубежных и российских СМИ XIX-XXI вв.

(Анализ и презентация студентами рекламных объявлений, рекламных компаний на выбор).

Практические занятия проводятся с целью более детального ознакомления студентов с рекламой различных зарубежных и российских брендов в СМИ XIX-XXI вв. Студенты получают задания проанализировать рекламные объявления российских и зарубежных СМИ за определённый период и подготовить презентацию. Презентация включает в себя общую характеристику бренда (или отдельной марки), анализ рекламных текстов, выводы и личные впечатления.

Презентация проводится в аудитории, тексты объявлений и краткие выводы представляются преподавателю в напечатанном виде.

Примерная схема анализа:

1.    краткая общая история бренда (фирмы);

2.    краткая история конкретной марки (если марок у бренда много);

3.    характеристика источника анализируемой рекламы (СМИ – рекламного носителя);

4.    анализ рекламных обращений:

- авторы-разработчики рекламных обращений – персоналии, агентства;

- социальная аудитория – адресат (общая, женская, мужская, детская и т.п.);

- общий стиль и характер (прямая «реклама доводов», «образная (атмосферная)» реклама, смешанный стиль рекламы, позиционирующая реклама, социально направленная реклама и т.п.);

- текстовые приёмы (слоганы, обороты речи, акценты);

- оформление и цветовое решение;

- ключевые символы и моменты – их роль и значение;

5. выводы и личные впечатления.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

16 ноября - 14 декабря / Занятия 1-5. Рекламные объявления в зарубежных и российских СМИ XIX-XXI вв. (Опыт анализа и презентации студентами рекламных объявлений, рекламных компаний).

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к экзамену

1. Реклама как форма коммуникации. Социальные сферы рекламной деятельности.

2. Процесс рекламной деятельности. Участники рекламного процесса.

3. Реклама в философско-историческом контексте. Закономерности возникновения.

4. «Протореклама» в античности.

5. «Протореклама» в европейском средневековье.

6. Реклама в ранней европейской журналистике.

7. Истоки рекламы в России.

8. Развитие рекламы в СМИ России в XVIII- начале XX вв.

9. Эпоха становления американской рекламы(1840-1880-е гг.): тенденции, отличительные особенности, первые агентства и печать.

10. Эпоха становления американской рекламы (1880-1915 гг.): тенденции и характерные черты развития в период индустриального бума.

11. Совершенствование рекламы в США в ХХ в.: новые возможности, формы и методы рекламы.

12. Совершенствование рекламы в США в ХХ в.: проблема злоупотреблений в рекламном бизнесе и её решение.

13. Рекламное мастерство - школа «рекламы доводов» («лобовой рекламы») А. Ласкера, Д. Кеннеди, К. Хопкинса.

14. Рекламное мастерство – школа «образной (имиджевой) рекламы», рекламный стиль Т. Макмануса.

15. Рекламное мастерство – становление «смешанной» школы рекламы, развитие рекламных приёмов в творчестве С. и Х. Резор, Р. Ривса.

16. Рекламное мастерство – стиль и методы Р. Рубикема. Л. Бернета, Д. Огилви.

17. Рекламное мастерство - новейшие тенденции (рубеж XX / XXI вв.).

Критерии оценки (экзамен)

Экзамен проводится в устной форме, по билетам. Время на подготовку 20 – 25 мин. Продолжительность ответа – не более 15 мин. Студенты, проявившие активность на практических занятиях (выступления с сообщениями, участие в дискуссии) и посетившие не менее 50% лекций, получат право отвечать на один, а не на два вопроса билета. Оценка «отлично» предполагает глубокое и всестороннее раскрытие вопроса, аргументированный ответ на дополнительные вопросы. Оценка «хорошо» ставится в том случае, если студент внятно излагает суть вопроса, но не вполне точен в его конкретизации. Оценка «удовлетворительно предполагает, что студент знаком с материалом, но не убедителен в изложении специфики конкретных этапов истории развития рекламной коммуникации. Неудовлетворительной оценки заслуживает студент, который не осознаёт общих тенденций развития рекламы, не знает минимума конкретных фактов.

Список обязательной литературы

1.    Сляднева О. В. Очерки истории российской рекламы. СПб., 2001

2.    Ученова В. Н. История отечественной рекламы. 1917-1990. М. 2004.

3.    Ущиповский С. Н. История рекламы. (Краткий курс. Учебное пособие для студентов рекламных специализаций). Владивосток, 2000.

4.    Шестаков Ю. А. История рекламы. Учебное пособие. М., 2016.

Список дополнительной литературы

1.    Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина ХIХ- начало ХХ вв. Л.,1988.

2.    Бейда П. Краткая история рекламы // Америка. 1991. N 419.

3.    Боханов А. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец ХIХ – 1914 г. М., 1984.

4.    Дударева А. Рекламный образ: мужчина и женщина. М., 2004.

5.    Киселев А. История оформления русской газеты (1702-1917). М.,1990.

6.    Двести лет печатной рекламы (отрывки из кн. Х. Абрамса «Реклама в Америке») // Америка. 1991. N 419.

7.    Кортлэнд Л. Бове, Уилльям Ф. Аренс. Современная реклама. Тольятти, 1995.

8.    Лачаева М. «Приглашается вся Россия…» М. ,1997.

9.    Мезенин В. Парад всемирных выставок. М., 1990.

10.    Музыкант В. Л. Реклама: международный опыт и российские традиции. М., 1996.

11.    Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. Учебник для вузов. В 2-х ч. М., 1998.

12.    Некрылова А. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХУШ-начало ХХ вв. Л.,1988.

13.    Повелихина А., Ковтун Е. Русская живописная вывеска и художники авангарда. Л., 1991.

14.    Ровинский Д. Русские народные картинки . В 5 т. М.,1881.

15.    Савельева О. Живая история российской рекламы. М., 2004.

16.    Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. (История американской рекламы). СПб., 2002.

17.    Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. М., 1989.

18.    Ученова В. Н., Старых Н. И. История рекламы: детство и отрочество. М., 1994.

19.    Ученова В. Н., Старых Н. И. «Философский камешек» рекламного творчества. М., 1996.

20.    Ученова В. Н., Старых Н. И. История рекламы, или метаморфозы рекламного образа. М., 2000.

21.    Ученова В., Гринберг Т., Конаныхин К. и др. Реклама: палитра жанров. М., 2004.

22.    Ущиповский С. Н. Приморская газетная реклама в контексте развития российских печатных СМИ на рубеже XIX-XX веков // Вопросы журналистики. Вып. 11: Материалы науч.-практ. конф. Владивосток, 2005.

Перечень иных информационных источников

1.    Государственная публичная историческая библиотека России: www.shpl.ru

2.    Научная библиотека им. М. Горького: www.library.spbu.ru

3.    Российская национальная библиотека: nlr.ru

 просмотров: 176 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru