Очно-заочная форма обучения. 1 курс
Введение в специальность
3 сентября 2018
Преподаватель: Гавра Д.П., Балахонская Л.В., Скрипюк И.И.
Кафедра: СО в бизнесе, рекламы

План лекционных занятий

5 сентября. Общее понимание статуса и теоретического базиса рекламы и связей с общественностью. Прикладные коммуникации как социальная практика, вид деятельности, профессия. Необходимый первичный понятийный аппарат науки о рекламе и связях с общественностью.

12 сентября. Базовые информационно-коммуникативные категории для рекламы и связей с общественностью. Современное понимание PR. Журналистка, реклама и PR. Общее и особенное.

13 ноября. Понятие рекламы. Цели, задачи и функции рекламы. Общая характеристика рекламного рынка России. Государственное регулирование и саморегулирование в рекламе. Закон о рекламе.

20 ноября. Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций. Реклама как вид маркетинговых коммуникаций. Основные подходы к рекламоведению. Принципы классификации рекламной деятельности.

План семинарских занятий

25 сентября. Организация работы с научной информацией специалиста по рекламе и связям с общественностью. Принципы написания научных текстов.

2 октября. Массовое общество, массовые коммуникации: основные теоретические подходы (Г. Тард, Г. Лебон, Х. Ортеги-и-Гассет, Г. Маркузе, С. Московичи, Г. Блумер).

16 октября. Рынок СМИ и рынок PR региона.

27 ноября. Этапы развития рекламы: российская реклама до 1917 года.

4 декабря. Этапы развития рекламы: реклама в советский период.

11 декабря. Этапы развития рекламы: реклама в перестроечный и постперестроечный периоды.

План самостоятельной работы в присутствии преподавателя

23 октября. Основные базы данных, порталы, электронные и печатные издания по связям с общественностью и рекламе.

30 октября. Структура и оформление научного текста. Принципы написания реферата, курсовой работы, дипломной работы. Оформление библиографического списка.

6 ноября. PR, реклама и журналистика – общее и особенное, критерии различения.

27 ноября. Организация работы рекламного агентства.

4 декабря. Особенности коммерческой, политической и социальной рекламы.

11 декабря. Практика проведения фестивалей и конкурсов рекламы. Студенческие рекламные фестивали и конкурсы.

Семинарские занятия ведут: Балахонская Л. В, к. филол. н., доцент; Скрипюк И.И., К.психол.наук, доцент.

Внутрисеместровый контроль

Формы текущего контроля

1. Учет посещаемости лекций и семинарских занятий.

2. Контроль выполнения домашних и самостоятельных работ.

3. Выступление с докладом (или написание реферата) по теме семинарских занятий. Доклад (реферат) представляется в печатном и электронном виде и сопровождается мультимедийной презентацией.

4. Подготовка проекта по социальной рекламе.

Вопросы к экзамену

1. Первичное понимание социальных отношений, социальных субъектов. Характеристики социальных субъектов, учет которых необходим при организации прикладной коммуникации.

2. Информация как научная категория. Социальная информация. Общение.

3. Масса. Массовое общество. Общие характеристики.

4. Массовая коммуникация: общее понимание. Специфика источников, сообщений и каналов.

5. Основные характеристики массовой коммуникации.

6. Понятие и характеристики массовой аудитории.

7. Понятие и характеристики публичной сферы и публичной коммуникации.

8. Понятие общественности.

9. Исторические причины и факторы возникновения массового общества. Типология массовых общностей: толпа, масса, публика.

10. Г.Тард, Г.Лебон о массе и толпе.

11. Подходы к массе и массовому обществу Х.Ортеги-и-Гассета.

12. Подходы к массе и массовому обществу Г.Маркузе.

13. Подходы к массе и массовому обществу С.Московичи.

14. Типология неклассических общностей Г.Блумера.

15. Трансформация массового человека и массового общества в эпоху Интернета, социальных сетей, Web 2.0.

16. Понятие научной информации. Структура источников научной информации.

17. Алгоритм поиска научной информации по заданной теме. Ведение личных библиографических карточек в бумажном и электронном виде.

18. Структура научного текста. Типы научных текстов: статья, реферат, обзор литературы. Курсовая работа. Введение научного текста.

19. Оформление научного текста. Оформление текста реферата. Оформление иллюстраций. Библиографический список. Оформление библиографического списка. Описание документов для библиографического списка. Описание составной части документа.

20. Основные базы данных, порталы, электронные издания по связям с общественностью в Интернет.

21. Основные базы данных, порталы, электронные издания по рекламе в Интернет.

22. Подходы к определению связей с общественностью. Определение связей с общественностью.

23. Связи с общественностью и реклама: сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах.

24. Связи с общественностью и журналистика: сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах.

25. Новость в журналистике и PR.

26. Специфика рекламных, журналистских и PR-текстов.

27. Рынок печатных СМИ региона.

28. Рынок аудиовизуальных СМИ региона.

29. Предложение в сфере PR-услуг в регионе.

30. Крупнейшие игроки и персоны PR-рынка региона.

31. Понятие рекламы. Цели, задачи и функции рекламы.

32. Общая характеристика рекламного рынка России.

33. Государственное регулирование. Закон о рекламе.

34. Саморегулирование в рекламе. Деятельность АКАР.

35. Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций.

36. Реклама как вид маркетинговых коммуникаций.

37. Основные подходы к рекламоведению.

38. Принципы классификации рекламной деятельности.

39. Этапы развития рекламы: российская реклама до 1917 года.

40. Этапы развития рекламы: реклама в советский период.

41.Этапы развития рекламы: реклама в перестроечный и постперестроечный периоды.

42.Принципы сегментирования аудитории и таргетированного рекламирования.

43. Особенности коммерческой, политической и социальной рекламы.

44. Организация работы рекламного агентства.

45. Практика проведения фестивалей и конкурсов рекламы. Студенческие рекламные фестивали и конкурсы.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена - письменная. В билете содержится три вопроса, два из них – теоретические, один – практический.

Предполагаемая продолжительность письменной части экзамена - 60 минут.

После проверки письменных работ преподавателями некоторые студенты могут быть приглашены на устное собеседование с целью прояснения спорных ситуаций.

Оценка «отлично» ставится студенту, продемонстрировавшему всестороннее, систематизированное и глубокое знание учебного материала, усвоившему основные понятия дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившему творческие способности в понимании, изложении и анализе материала. Оценка «отлично» может быть поставлена, если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее чем на два из 3-х вопросов билета, а ответ на один вопрос выполнен на оценку «хорошо».

Оценка «хорошо» ставится студенту, показавшему достаточно полное, систематизированное знание теоретического материала, успешно выполнившему практические задания билета, но допустившего незначительные погрешности в ответе. Оценка «хорошо» может быть поставлена в следующих случаях: а) если на оценку «отлично» или «хорошо» выполнены ответы не менее чем на два из 3-х вопросов билета, а ответ на один вопрос выполнен на оценку «удовлетворительно».

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, который показал знание основного теоретического материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, в целом справился с выполнением практических заданий билета, но допустил в ответе ряд непринципиальных ошибок. Оценка «удовлетворительно» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «неудовлетворительно» выполнено не более одного ответа на вопросы билета; б) если на оценку «удовлетворительно» выполнены ответы на все три вопроса билета; в) если на два из трех вопросов билета студент ответил на оценку «удовлетворительно».

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту в случае обнаружения значительных пробелов в знании теоретического материала и существенных ошибок в выполнении практических заданий.

Требования к сдающему экзамен

Для получения положительной оценки на экзамене студент должен продемонстрировать знание теоретических вопросов изучаемой дисциплины и умение применять полученные знания на практике.

При выставлении оценки будет учитываться работа студента в аудитории (в том числе участие в дискуссиях), выполнение домашних заданий, оценка за реферат, выступление с презентацией доклада по выбранной теме, подготовка проекта по социальной рекламе. Студентам, не выполнившим более половины практических заданий или получившим за них неудовлетворительные оценки, оценка за экзамен будет снижена на один балл.

Примеры практических заданий на экзамене

1. Написать аннотацию на научную монографию, научную статью или статью из специализированного издания.

2. Дать библиографическое описание источника научной информации (книги одного или двух авторов, книги трех и более авторов, составной части издания, статьи из сборника, журнала и газеты, автореферата диссертации, источника из интернета).

3. Отредактировать пример библиографического описания источника научной информации.

4. Определить тип текста: журналистский, рекламный или PR-текст − и проанализировать его (с аргументацией).

Основная литература

1. Веселов С. В., Музыко В. А., Столярова А. В. Потребительский и рекламный рынки России: Анализ взаимосвязи состояния и перспектив развития. Монография. Аналитич. центр « Видео Интернешнл». М., 2013.

2. Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. СПб., 2011.

3. Евстафьев В. А., Молин А. В. Организация и практика работы рекламного агентства. Учебник. М., 2015.

4. Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Швед Н. Г. Реклама и связи с общественностью: введение в специальность. Учебник. - М.,2014.

6. Костина А. В., Макаревич Э. Ф., Карпухин О. И. Основы рекламы: уч. пособие - 3-е изд., стер. М., 2010.

7. Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. СПб., 2010.

8. Кузнецов П. А. Public Relations. Связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии. М., 2012.

9. Огилви Д. Откровения рекламного агента. М., 2011.

10. Рогожин М. Ю. Теория и практика рекламной деятельности: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

12. Ромат Е., Сендеров Д. Реклама. Теория и практика. СПб., 2013.

13. Середа К. Н. Справочник по рекламе: справочное издание. - Ростов-на-Дону, 2010.

14. Скрипюк И. И. Политическая реклама и политический PR в России. В кн.:Общество и политика: Современные исследования, поиск концепций/Под ред. В. Ю. Большакова.- СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. С. 192-244.

15. Учёнова В. В. Реклама и массовая культура. Служанка или госпожа?: учебное пособие. М., 2012.

16. Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: учебное пособие. М., 2012.

17. Шарков Ф. И., В. Н. Бузин. Интегрированные коммуникации: Массовые коммуникации и медиапланирование : учебник. М., 2012.

18. Шевченко Д. А. Маркетинг и реклама: 3000 терминов: реклама, маркетинг, PR. М., 2012.

Дополнительная литература

1. Антипов К. В. Основы рекламы. М., 2010.

2. Аренс У. Современная реклама. М., 2011.

3. Архангельская И. Реклама в старые добрые времена. Конец ХIХ - начала ХХ века. М., 2009.

4. Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2010.

5. Балыхина Т. М., С. Г. Костина, С. М. Харлицкий. Словарь терминов и понятий рекламы и связей с общественностью (Public Relations). М., 2007.

6. Бушенева Ю.И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы. М., 2014.

7. Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.

8. Джефкинс Ф. Реклама: учебное пособие. 4-е изд. М., 2012.

9. Евстафьев В. А., Ясонов В. Н. Что, где и как рекламировать. Практические советы. СПб., 2005.

10. Марочкина С. С., Л. М. Дмитриева, Е. В. Азарова. Введение в специальность. Реклама: учебное пособие. М., 2013.

11. Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций.- 2-е изд., М., 2007.

12. Музькант В. Л. Реклама в действии. История, аудитория, приемы. М., 2006.

13. Назаров М. М., Папантиму М.А. Визуальные образы в социальной и маркетинговой коммуникации: опыт междисциплинарного исследования. М., 2009.

14. Огилви о рекламе.- М.: ЭКСМО, 2007.

15. Савельева О. О. Живая история российской рекламы. М., 2004.

16. Синяева И. М., Маслова В.М., Романенкова О.Н.. Маркетинг PR и рекламы: учебник. М., 2014.

17. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2007.

18. Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С. Реклама. Принципы и практика. – СПб.: Питер, 2008. – 736 с.

19. Филатова О.Г. Подготовка и защита курсовой и дипломной работы: методич. пособие для студентов специальностей «Связи с общественностью» и «Реклама». СПб., 2006.

20. Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью. Теория и практика. М., 2010.

Перечень иных информационных источников

1. Специализированные информационные сайты и профессиональные СМИ:

www. rupr.ru

www. СМИ.ru

www. lenta.ru

www. prinfo.ru

http://www.akarussia.ru

журнал “Советник” - SOVETNIK.ru

журнал PR-Week - prwekuk.com

еженедельник - odwyerpr.com

информационный портал Adme.ru

информационный портал Advertology.ru

www.outdoormedia.ru

журнал naroozhka.ru

журнал 4p.ru

2. Профессиональные международные организации в области связей с общественностью:

Европейская конфедерация связей с общественностью (CERP):

www.sbq.ac.at/cerp

Международная Ассоциация по связям с общественностью (IPRA):

www.ipranet.ru

Ассоциация компаний-консультантов в области общественных связей (АКОС):

www.akos.newmail.ru

Международный Комитет Ассоциаций компаний-консультантов в области связей с общественностью (ICCO):

www.marrtex.co.uk/prca

Американское общество по связям с общественностью (PRSA):

www.prsa.org

3. Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 314 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru