План лекционных занятий
Лекция 1. Органы власти Российской Федерации. Федеральный и региональный уровни государственной власти.
Лекция 2. Органы власти Российской Федерации. Муниципальная власть. Принципы взаимодействия государственной и местной власти. Нормативное регулирование.
Лекция 3. Место и роль управлений по информации и связям с общественностью (пресс-служб) в структуре органов власти.
Лекция 4. Структура и принципы организации современной пресс-службы в органах власти.
Лекция 5. Формы и методы работы современных государственных пресс-служб. Пресс-секретарь в структуре государственных пресс-служб.
Лекция 6. Особенности взаимодействия журналистов и сотрудников государственных пресс-служб. Практика работы пресс-служб органов государственной власти.
Лекция 7. Организация мероприятий с участием СМИ. Работа пресс-служб на мероприятиях с участием представителей государственной власти.
План практических занятий
Занятие 1. Электоральный цикл 2017 и 2018 годов в России.
Занятие 2-3. Региональные выборы в России. Особенности избирательных кампаний. Особенности избирательных кампаний по выборам руководителей городов федерального значения. Выборы депутатов муниципальных советов Санкт-Петербурга
Занятие 4. Место и роль управлений по информации и связям с общественностью (пресс-служб) в структуре органов власти.
Занятие 5. Структура и принципы организации современной пресс-службы в органах власти. Федеральный уровень.
Занятие 6. Структура и принципы организации современной пресс-службы в органах власти. Региональный уровень – Санкт-Петербург.
Занятие 7. Формы и методы работы современных государственных пресс-служб. Пресс-секретарь в структуре государственных пресс-служб.
Занятие 8. Особенности взаимодействия журналистов и сотрудников государственных пресс-служб. Практика работы пресс-служб органов государственной власти.
Занятие 9. Организация мероприятий с участием СМИ. Аккредитация. Работа пресс-служб на мероприятиях с участием представителей государственной власти. Общая характеристика.
Занятие 10. Аналитический этап и планирование мероприятий.
Занятие 11. Реализация программы мероприятий, оценка эффективности.
Занятие 12. Спичрайтинг в деятельности государственных пресс-служб. Структура и особенности PR-текста в органах государственной власти.
Занятие 13. Спичрайтинг в деятельности государственных пресс-служб. Структура и особенности PR-текста в органах государственной власти.
Занятие 14. Подготовка PR-текста (анонс, пресс-релиз, пост-релиз).
Занятие 15. Подготовка PR-текста (интервью, выступление, поздравление).
Занятие 16-17. Спиндокторинг в деятельности государственных пресс-служб.
Занятие 18-19. Использование современных технологий в работе государственных пресс-служб.
Занятие 20. Рынок труда в Санкт-Петербурге в области связей с общественностью в политике.
Самостоятельная работа в присутствии преподавателя
Не предусмотрена.
Внутрисеместровый контроль
Две контрольных работы.
Вопросы к экзамену
1. Структура органов государственной власти современной России.
2. Место пресс-службы в системе общественных связей.
3. Задачи и функции пресс-служб.
4. Взаимодействие пресс-службы с другими отделами ПР-службы, распределение функциональных обязанностей и сфер ответственности.
5. Общие принципы работы сотрудников пресс-службы с официальной информацией.
6. Общие принципы взаимодействия со СМИ.
7. Информационная открытость органов государственной власти.
8. Основные мероприятия, организуемые для прессы.
9. Пресс-конференция и брифинг как форма работы пресс-службы.
10. Пресс-тур как форма работы пресс-службы.
11. Аккредитация представителей СМИ.
12. Функции пресс-секретаря руководителя органа государственной власти.
13. Документация пресс-службы.
14. Общая характеристика медиарынка Санкт-Петербурга.
15. Взаимодействие журналистов и пресс-служб государственных органов
16. Политический PR-текст
17. Специфика подготовки пресс-релиза
18. Особенности подготовки речей, выступлений для руководителей органов государственной власти
19. Управление репутацией руководителя органа государственной власти
20. Создание положительного образа руководителя органа государственной власти
21. Организация специальных мероприятий в деятельности государственных пресс-служб
22. Спин-докторинг в работе государственных пресс-служб.
Критерии оценки
Экзамен проходит в устной форме, студенты отвечают на 3 вопроса из билета. Для сдачи экзамена необходимо получить допуск, который складывается из посещения занятий (не менее 70%), работы на практических занятиях и написания эссе.
Список обязательной литературы
1. Марков А.А. Связи с общественностью в органах власти: Учебник. М. : ИНФРА-М, 2014. 190 с.
2. Колесников В.Н., Семенов В.А. Политический менеджмент: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. СПб. :Питер, 2013. 336 с.
3. Ривз Р. Реальность в рекламе. – М., Библос, 2017.
4. Электоральная Россия 2015. Ежегодный сборник статей о российских выборах. – М.: Издательство «Перо», 2016. 272 с.
5. Электоральная Россия 2016. Ежегодный сборник статей о российских выборах. – М.: Издательство «Перо», 2017.
Список дополнительной литературы
1. Алешина И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. М. : ЭКМОС, 2006. 480 с.
2. Бердников И.П., Стрижова А.Ф. PR-коммуникации. М. : Дашков и Ко, 2010. 288 с.
3. Бочаров М.П. История паблик рилейшнз. Нравы, бизнес, наука. М. : РИП-Холдинг, 2007. 176 с.
4. Брекенридж Д. PR 2.0: Новые медиа, Новые аудитории, Новые инструменты. М. : Эксмо, 2010. 272 с.
5. Букша К.С. Управление деловой репутацией. Российская и зарубежная PR-практика. М. : Диалектика, 2007. 142 с.
6. Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. Практические рекомендации. СПб. : Питер, 2009. 336 с.
7. Дегтярев А.А. Теория принятия политических решений в структуре социальных и управленческих дисциплин // Полис. 2002. №2. C. 113 – 125.
8. Дегтярев А.А. Методологические подходы и концептуальные модели в интерпретации политических решений // Полис. 2003. №1-3.
9. Дегтярев А.А. Процесс принятия и осуществления решений в публично-государственной политике: динамический цикл и его основные фазы // Полис. 2004. №4. C. 158 – 166.
10. Зверинцев А.Б. Коммуникационный менеджмент: Рабочая книга менеджера ПP. СПб. : СОЮЗ, 1997. 287 с.
11. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М., Киев : Рефл-бук, Ваклер. 2001. 528 с.
12. Кочеткова А.В., Филиппов В.Н., Скворцов Я.Л., Тарасов А.С. Теория и практика связей с общественностью. СПб. : Питер, 2009. 240 с.
13. Кочеткова А. В., Тарасов А. С. Современная пресс-служба. М., 2009.
14. Кривоносов А.Д. PR-текст в системе публичных коммуникаций. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. 254 с.
15. Лебедева Т. Паблик рилейшнз. Системные модели, технологии. М. : Изд-во МГУ, 2007. 224 с.
16. Ольшанский Д.В. Политический PR. СПб : Питер, 2003. 544 с.
17. Политико-административное управление / Под ред. Комаровского В.С., Сморгунова Л.В. М. : Изд-во РАГС, 2004. 496 с.
18. Политический менеджмент: электоральный процесс и технологии / Под ред. Сморгунова Л.В. СПб : Изд-во СПбГУ, 1999. 196 с.
19. Почепцов Г.Г. Имидж и выборы: имидж политика, партии ,президента. Киев : Издательство СП «АДЕФ-Украина», 1997. 328 с.
20. Почепцов Г.Г. Информационно-политические технологии. М. : Центр, 2003. 384 с.
21. Почепцов Г.Г. Коммуникативные технологии двадцатого века. М., Киев : Рефл-бук, Ваклер. 1999. 352 с
22. Ушакова Н.В., Стрижова А.Ф. Имиджелогия. М. : Дашков и К, 2009. 280 с.
23. Чумиков А.Н., Бочаров, М.П. Связи с общественностью: теория и практика. М. : Дело, 2008. 496 с.
24. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Актуальные связи с общественностью. Сфера, генезис, технологии, области применения, структуры. М. : Высшее образование, ЮрайтИздат, 2009. 721 с.