Очная форма обучения. 4 курс
PR-технологии в арт-бизнесе
5 сентября 2018
Преподаватель: Арканникова Марина Сергеевна, кандидат политических наук, доцент
Кафедра: связей с общественностью в бизнесе

План лекционных занятий

8 сентября. Искусство как вид социальной деятельности и как продукт PR-деятельности. Сущность понятий «арт» и «культура», сфер деятельности.

15 сентября. Арт-рынок и рынок культурных услуг: общее и особенное. Базовые характеристики, цели и задачи. Предмет и объект PR-технологий в арт-бизнесе и рынка культурных услуг.

22, 29 сентября. Общая характеристика арт-рынка: история формирования, структура, инфраструктура, современные тенденции и драйверы развития. Первичный и вторичный рынок произведений искусств. Многоуровневая структура мирового арт-рынка: рынок работ топ-класса и рынок потребительского искусства.

6 октября. Субъекты и объекты PR в сфере арт-бизнеса. Продавцы и покупатели на арт-рынке.

13 октября, 27 октября. Специфика PR-деятельности в сфере арт-бизнеса. Арт-институции: аукционный дом, галерея, музей. Особенности продвижения произведений искусств: кураторы, арт-критики и художники как медиаторы рынка.

3 ноября, 10 ноября. Общая характеристика рынка культурных услуг: история формирования, структура, инфраструктура, современные тенденции и драйверы развития.

17 ноября. Субъекты и объекты PR в сфере рынка культурных услуг.

24 ноября, 1 декабря. Специфика PR-деятельности в сфере культурных услуг. Современные технологии продвижения в сфере культурных услуг. Понятие «зрелищности» в современном контексте.

8 декабря. Арт-критика и PR-коммуникация: сложности взаимоотношений и перспективы развития. Традиционные и современные каналы коммуникации и digital-коммуникации.

15 декабря. Специальные мероприятия в сфере культурных услуг и арт-бизнесе. Коммуникационные мероприятия для СМИ и других целевых аудиторий.

22 декабря. Защита объектов творческой деятельности и правовое поле арт-рынка и рынка культурных услуг. Международное и российское законодательство в сфере арт-деятлеьности.

План семинарских занятий

Семинарских занятий не предусмотрено

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль осуществляется в форме:

•    контроля посещаемости лекционных занятий;

•    работы в аудитории на лекциях и подготовку к лекции-конференции по заданной теме, а также выступления на ней;

•    промежуточных контрольных работ (2 работы).

27 октября. Контрольная работа. Арт-рынок: базовые харктеристики и особенности. PR-технологии в арт-бизнесе.

22 декабря. Контрольная работа. Рынок сферы культурных услуг: базовые характеристики и особенности. PR-технологии услуг в культурной сфере.

Вопросы к экзамену

1.    Искусство как вид социальной деятельности и как продукт PR-деятельности.

2.    PR в сфере культуры: основные задачи, специфика, группы общественности, результаты.

3.    Арт-рынок PR в России: базовые характеристики.

4.    Рынок культурных услуг PR в России: базовые характеристики.

5.    Общая характеристика арт-рынка: история формирования, структура, инфраструктура, современные тенденции и драйверы развития.

6.    Общая характеристика рынка культурных услуг: история формирования, структура, инфраструктура, современные тенденции и драйверы развития.

7.    Специфика PR-коммуникации субъектов арт-бизнеса в Web-среде.

8.    Традиционные и современные каналы коммуникации и digital-коммуникации в арт- и культурной среде PR.

9.    Особенности формирования глобального арт-рынка.

10.    Субъекты и объекты арт-рынка. Особенности их взаимодействия.

11.    Субъекты и объекты рынка культурных услуг. Особенности их взаимодействия.

12.    Посредники на арт-рынке. Функции, особенности коммуникационного взаимодействия.

13.    Целевые группы общественности в арт-бизнесе.

14.    Феномен стоимости произведений искусства: способы формирования стоимости.

15.    Системы рейтингования и оценивания произведений искусства.

16.    Особенности психологии коллекционирования в сфере арт-бизнеса.

17.    Особенности психологии инвестирования в сфере арт-бизнеса.

18.    Базисные и технологические субъекты PR в арт-бизнесе.

19.    Субъекты и объекты PR в сфере рынка культурных услуг.

20.    Смежные субъекты PR в арт-бизнесе, их функции.

21.    Феномен корпоративных художественных коллекций.

22.    Арт-институции: аукционный дом, галерея, музей.

23.    Музеи как субъекты арт-бизнеса.

24.    Особенности корпоративного имиджа аукционного дома.

25.    Особенности коммуникации художественных музеев в сфере арт-бизнеса.

26.    Социально-художественные проекты субъектов арт-бизнеса.

27.    Куратор и его PR-функции.

28.    Художник как медиатор рынка.

29.    Проблемы взаимодействия арт-критики и PR-коммуникации.

30.    Социальные арт-сообщества в Сети.

31.    Информационный PR в арт-бизнесе.

32.    Информационный PR в сфере культуных услуг.

33.    Специальные мероприятия в арт-бизнесе: модель биеннале.

34.    Специальные мероприятия в арт-бизнесе: модель выставки.

35.    Специальные мероприятия в арт-бизнесе: модель арт-ярмарки.

36.    Информационное сопровождение аукционов.

37.    Специальные мероприятия в сфере культуры.

38.    Современные технологии продвижения в сфере культурных услуг.

39.    Коммуникационные мероприятия для СМИ и других целевых аудиторий.

40.     Формы защиты объектов творческой деятельности и правовое поле арт-рынка и рынка культурных услуг.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена - письменная. В билете содержится три вопроса. Для получения оценки «отлично» студенту дополнительно предлагается задание по теоретическим основам PR-технологий в арт-бизнесе. Оценки «хорошо» и «удовлетворительно» могут быть получены без решения практических задач.

Оценка «Отлично» ставится, если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «хорошо» и на оценку «отлично» выполнено практическое задание. Оценка «Хорошо» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «хорошо» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «удовлетворительно» и правильно выполнено теоретическое задание; б) если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «хорошо», практическое задание не выполнено; в) если на оценки «хорошо» и «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «удовлетворительно» и выполнено теоретическое задание. Оценка «Удовлетворительно» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «неудовлетворительно» выполнено не более одного ответа на теоретический вопрос билета; б) если на оценку «удовлетворительно» выполнены ответы на все да теоретических вопроса билета. Оценка «Неудовлетворительно» ставится во всех остальных случаях.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена с практическим заданием – 90 минут, без практического задания - 60 минут.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

1.    Пример задания из контрольной работы.

Предложите коммуникационные мероприятия для СМИ и других целевых групп в арт-бизнесе на примере Санкт-Петербургского Арт-Центра «Митьки».

Список обязательной литературы

1.    Андреева А. Н., Богомолова Л. Н. Маркетинг роскоши: современ-ные стратегии. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. ун-та, 2008. 336 с.

2.    Ансофф И. Стратегический менеджмент. Классическое издание. СПб., 2009.

3.    Азарова Л.В. и др. Ситуационный анализ в связях с общественностью: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2009. – 256 с.

4.    Бабиас М. Биеннале как инструмент культурного глобализма // Артхроника. 2006. No10. С. 54–57.

5.    Бакштейн И. М. Куратор и пресса // Современное искусство и средства массовой информации: Материалы семинара. СПб.: Центр совр. искусства Дж. Сороса, 1998. С. 9–12.

6.    Бердышев С.Н. Организация выставочной деятельности. М.: Дашков и К, 2008.

7.    Беркутова Т. А. Маркетинговые коммуникации: Учебное пособие. Ростов н/Д, 2008.

8.    Балдина О. Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России. М.: АСТ; Астрель, 2002. 254 с.

9.    Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: АСТ-пресс-книга, 2004. 366 с.

10.    Власов В., Лукина H. Авангардизм. Модернизм. Постмодернизм // Малый лексикон искусства. СПб., 2005. 315 с.

11.    Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. СПб., 2011.

12.    Герасимов С. В., Тульчинский Г. Л., Лохина Т. Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: Учеб. пос. СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. 384 с.

13.    Грачев В. И. Коммуникативное пространство современного арт-рынка // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. Вып. 56. С. 198–203.

14.    Глазкова С.А. PR-коммуникация в арт-бизнесе: учебное пособие. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. комму- никаций», 2016. - 164 с.

15.    Денисов Б. Арт-рынок: общие черты и генезис // Маркетинг. 1998. No 3. С. 58–67.

16.    Досси П. Продано: искусство и деньги. СПб.: Лимбус пресс; Изд-во К. Тублина, 20011. 288 с.

17.    Лейхифф Дж., Пенроуз Дж. М. Бизнес-коммуникации. Стратегии и навыки. СПб., 2001.

18.    Смит П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. проф. Л.Ф. Никулина. М., 2001.

19.    Кривоносов А.Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. СПб. : Питер, 2010. – 384c.

20.    Чумиков А. Н. Бочаров М. Б. Связи с общественностью: теория и практика. учеб. пособие. М. , 2010. – 608 с.

21.    Чумиков А.Н., Бочаров М.П., Самойленко С.А. Реклама и связи с общественностью. М.: Дело, 2016. 520 с.

Список дополнительной литературы

1.    Балаховская Ф. Деньги для музея // Артхроника. 2003. No 2. С. 70– 84.

2.    Бенаму-Юэ Ж. Цена искусства. М.: Артмедиа групп, 2008. 159 с.

3.    Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака. М.: Библион-Русская книга, 2003. 272 с.

4.    Бохоров К. Курирование в современном искусстве: исторяи вопроса // Диалог искусств. Журнал Московского музея современного искусства. 2010. С. 54–59. Янв. URL: di.mmoma.ru di_2010_01.pdf.

5.    Вельтхейс О. Нет никакого всемирного арт-рынка // The Art Newspaper. 2015. 18 авг. URL: www.theartnewspaper.ru posts/1974/.

6.    Второй weekend галерей современного искусства в Мо- скве // Культпроект. URL: kultproekt.ru proekti/39711122013134305253/.

7.    Гельман М. Как продавать искусство // Отечественные записки. 2005. No4. URL: www.strana-02.ru

8.    Глазкова С. А. Актуальные задачи PR-коммуникации в российском арт-бизнесе // Современные тенденции в науке и образовании: Сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. 3 марта 2014: В 6 ч. М.: АР-Консалт, 2014. Ч. 6. С. 8–9.

9.    Грачев В. И. Коммуникативное пространство современного арт-рынка // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. Вып. 56. С. 198–203.

10.    Гройс Б. Политика инсталляции // Логос. 2010. No 4. С. 109–121.

11.    Гугенхайм Б. Правила проведения торгов на аукционе Sotheby’s // Галерейный бизнес: практические советы, как эффективно управлять галереей / Под ред. В. Бабкова. Минск: А. Н. Вараксин, 2006. С. 44–51.

12.    Деловые люди: в России у арт-бизнеса две беды // DelovoeTV. 2012. 18 апр. URL: inntel.ru biznesa-dve-bedi.html.

13.    Заграевский С. Проблемы и перспективы российского рынка современного искусства // Художественный совет. 2011. No 5. С. 40–42.

14.    Иванов Г. П., Шустров М. А. Экономика культуры. М.: Юнити-Дана, 2001. 184 с.

15.    Колодзей Н. Российские художники на рынке США // Галерейный бизнес: практические советы, как эффективно управлять галереей / Под ред. В. А. Бабкова. Минск: А.Н.Вараксин, 2006. С. 121–127.

16.    Крылов А. Н. Теория и практика менеджмента коммуникаций. М., 2002.

17.    Ламбен Жан-Жак. Стратегический маркетинг. СПб., 1996

18.    Ли Ч., Бернофф Д. Взрывная Web-волна: как добиться успеха в мире, преображенном интернет-технологиями. М.: Альпина Паблишерз, 2010.

19.    Лысакова А. А. Парадоксы современного арт-рынка как глобального института // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2011. No 4 (95). С. 246–255.

20.    Мелентьева Н. И, Организация и планирование бизнес-коммуникаций: методология и методика. М., 2005.

21.    Мизиано В. А. Документа-Манифеста // Художественный журнал. Moscow art magazine. 2002. No46. С. 59–65.

22.    Роль критика в развитии современного рынка искусств // Арт-менеджер. 2003. No 2(5). URL: artmanager.ru 163-012.html.

23.    Самман Н. Личное дело: Куратор Ханс-Ульрих Обрист // Артхроника. 2011. No10. Декабрь / 2012. Январь-февраль. URL: artchronika.ru/ themes/личное-дело-ханс-ульрих-обрист/.

24.    Тюнюкова Е. В. Коммуникационные стратегии организации. Новосибирск, 2001.

25.    Федотова М. Г. Коммуникационный менеджмент: учеб. пособие. Омск, 2006.

26.    Хальцбаур У. Event-менеджмент. М.: Эксмо, 2007.

27.    Яковлев И. П. Стратегические коммуникации. СПб., 2006.

28.    Amram M. & Kulatilaka N. Uncertainty: The New Rules for Strategy // Journal of Business Strategy, May/June 1999, Vol. 20, № 3, pp. 25-34.

29.    Gluck Frederick W., Kaufman Stephen P., Walleck A.Stephen. Thinking strategically. – The McKinsey Quarterly, 2000, № 3.

30.    Lewis K. L. Organizational Change: Creating Change Through Strategic Communication. Blackwell Publishing, 2011.

31.    Paul Ch. Strategic communication: origins, conсepts and currant debates. California, 2011.

32.    Paul Ch. Whither Strategic Communication? A survey of Current Proposals and Recommendations. Pittsburg, 2009.

33.    Waisboard Dr. Silvio. Family Tree of Theories, Methodologies and Strategies in Development Communication: convergences and differences. NY, 2001.

34.    The Handbook of communication skills / ed. by Owen Hargie. 3rd ed. New York, 2009.

Перечень иных информационных источников

1. Журнал «Директор-Инфо», www.director-info.ru

2. Журнал «Маркетинг в России и за рубежом», http:// dis.ru

3. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом», dis.ru

4. Журнал «Проблемы теории и практики управления», http:// www. uptp.ru

5. Журнал «Реальный бизнес», www.real-business.ru

6. Журнал «Секрет фирмы», www.sf-online.ru

7. Журнал «Top-Manager», www.top-manager.ru

8. Журнал «Эксперт», www.expert.ru

9. Деловая информация – http:// delinform.ru

10. E-xecutive – сообщество эффективных менеджеров, www.e-xecutive.ru

11. ITeam.Ru – технологии корпоративного управления, www.iteam.ru

12. AUP.Ru – Административно-Управленческий Портал, www.aup.ru

13. Фонд стратегических коммуникаций www.stratcomm.ru

14. www.library.spbu.ru

 просмотров: 207 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru