Очная форма обучения. 4 курс
История средств массовой информации
5 сентября 2018
Преподаватель: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Современная зарубежная журналистика: перспективы развития.

Развитие современной массовой коммуникации в глобализированном мире. Работа медиарынка и медиапредприятия в условиях экономического кризиса. Роль журналиста в современном производстве медиапродукта.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 2. Зарубежная журналистика и политика: демократические медиапрактики в традиционных и новых медиа. Взаимодействие журналистики и политики: теория. Два подхода к понятию медиакратии. Обоснования обеих теорий. Теория медиаполитики и медиаполитического комплекса. Понятие медиадемократии, вопрос о ее критериях.

Интерактивная лекция. Задание студентам 1. Дебаты на тему возможности медиакратии в современном российском обществе.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 3. Зарубежная журналистика и политика: демократические медиапрактики в традиционных и новых медиа.

Новые медиа и блоггинг в политическом контексте. Три подхода к понятию «новые медиа». Web 2.0 и user-generated content как контекст развития новых медиа. Проекты гражданской журналистики. Блоггинг как феномен. Блогосфера. Блоггер как журналист: кейсы. Структура и сущность новости: трансформация в новой среде. Политический блоггинг: авторское, жанровое и правовое разнообразие.

Интерактивная лекция. Задание студентам 2. Блоггинг в журналистике: плюсы и минусы практической деятельности.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 4. Медиаконвергенция и модернизация СМИ.

Трансформация рынка СМИ под влиянием развития информационного общества. Мировой опыт модернизации газет в XXI веке. Инновационные стратегии маркетинга и менеджмента СМИ. Медиаконвергенция: подходы к определению понятия. Определение конвергенции и ее качественные характеристики. Аудиторный фактор медиаконвергенции. Особенности нарратива в интернете.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 5. Журналистика и глобализация. Измерения глобализации.

Операционализация определения «глобализация». Ее экономическое, политическое, культурное, социальное, правовое измерение. Глобализация и современный информационный порядок. Регионализм СМИ. Регионализм как тенденция во взаимодействии с глобализацией. Особенности аудитории в развитом информационном обществе. Тенденция к индивидуализации информации. Инновационные стратегии СМИ в условиях роста регионализма. Кроссмедиальное взаимодействие.

Лекция 6. Медиаиндустрия и международные организации.

Международная информация и международные организации. Система и типология международных организаций. Роль международных политических институтов в урегулировании конфликтов. Информационная база международных организаций. Международные организации и международные СМИ.

Лекция 7. Международная журналистика и культура. Журналистика как часть культуры. Различные культуры журналистики в современном мире. Культура как предмет журналистики. Журналистика культуры: особенности и издания в мире и за рубежом.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 8. Медиаиндустрия и массовая культура. Массовая культура и массовые коммуникации. СМИ – Сдвоенный рынок товаров и услуг. Географический рынок СМИ. Элементы географических рынков. Конкуренция СМИ на рынке содержания.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 9. Международная журналистика и право: проблемы правового- и саморегулирования зарубежных и международных СМИ. Понятие международных стандартов информационного права и профессиональной этики журналиста.

Интерактивная лекция. Задание студентам 3. Кейсы: нарушение прав журналистов в разных социально-политических условиях.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

Лекция 10. Международные стандарты информационного права ЕС. Роль информационного фактора в европейской интеграции. Закономерности становлении европейской системы информационного права: теория и практика применения.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

План семинарских занятий

Занятие 1. Функции и институты международной журналистики. Современный период: факторы, влияющие на состояние международной журналистики.

Дискуссия: ограничения в работе журналистов-международников.

Домашнее задание: анализ новейшей научной литературы по темам курса

Занятие 2. Конец монополии журналиста на информацию: тенденции развития международной журналистики. Использование новых медиа в политических процессах. Новые формы в журналистике. Журналистика данных. Мультимедийная подача информации. Гражданская журналистика: подходы и примеры.

Занятие 3. СМИ и освещение международных отношений.

Освещение внешнеполитических проблем и место СМИ в внутриполитических процессах. Участие СМИ в дипломатическом процессе. Национальный характер глобальных СМИ. Международное информационное право и его влияние на деятельность журналиста-международника.

Занятие 4. Международная журналистика: российская практика.

Распространение международной информации в российских СМИ: источники, лидеры мнений, работа собственных корреспондентов. Освещение международных отношений в российских СМИ: сопоставительный анализ. Зарубежные источники международной информации на русском языке. Работа корреспондентских бюро зарубежных СМИ в России.

Занятие 5. Контрольная работа по материалам курса.

Практические занятия ведут: Бекуров Руслан Викторович, канд. полит. наук, доцент, Никонов Сергей Борисович, канд. полит. наук, доцент.

Темы распределяются на лекционном занятии за неделю до начала практических занятий. Презентация докладов начинается с первого практического занятия.

Длительность выступления студентов – 10 минут, ответы на вопросы и дискуссия – 10 минут. Количество слайдов презентации, которой сопровождается устное выступление – до 15. Дедлайн сдачи презентации (на почту преподавателю) – 19:00 накануне семинара с запланированным выступлением.

Обязательные элементы презентации:

•    Имена и фамилии авторов, дата в подзаголовке на титульном слайде

•    Краткая структура выступления

•    Постановка проблемы: вопрос, на который слушатели вместе с авторами презентации должны ответить в результате

•    Разъяснение основных понятий доклада

•    Список источников

Примерная структура содержательной части презентации:

•    Основные подходы в медиадискурсе к ответу на вопрос

•    Обоснование выбора кейса для анализа

•    Анализ кейса

•    Выводы

Доклад готовится в группе (3-4 человека).

Максимальное количество презентаций: 20, (состав группы зависит от темы). Формирование групп: по желанию, но в каждой должен быть минимум один студент, владеющий английским (иностранным) языком.

Все презентации должны быть готовы и высланы преподавателю на электронную почту не позднее второго практического занятия, так как учитываются при проведении промежуточного контроля.

Контрольная работа

Выполняется письменно. Контрольная работа включает 1 вопрос, требующий анализа предложенной преподавателем ситуации/проблемы с опорой на материал лекционных занятий. Содержание работы должно полностью раскрывать предложенную тему. Почерк должен быть разборчивым, слова написаны полностью (за исключением общепринятых сокращений), текст ответа продуман и хорошо структурирован, а также может быть снабжен примерами (по необходимости). Максимальное количество баллов за ответ – 25 баллов. Менее 15 баллов – контрольная работа считается не выполненной.

Внутрисеместровый контроль

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

- посещаемость лекционных занятий;

- подготовка выступлений в форме презентации по темам семинарских занятий;

- выполнение контрольной работы по итогам лекционных занятий.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – письменная.

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

- посещаемость лекционных занятий;

- подготовка выступлений в форме презентации по темам семинарских занятий;

- выполнение контрольной работы по итогам лекционных занятий.

Экзамен оценивается с учетом следующей методики:

Форма работы –     Количество баллов     – Максимально по разделу     – Минимальное обязательное количество баллов для допуска экзамену

Посещаемость лекционных занятий    

1 балл     – 8 баллов     – 4 балла

Посещаемость семинарских занятий         

2 балла     – 12 баллов     – 6 баллов

Подготовка презентации (сдается в печатном виде)        

15 баллов     – 45 баллов     – 45 баллов

Оценка презентаций и выступлений во время семинаров     –    

5 баллов     – 10 баллов     – 5 баллов

Контрольная работа (письменно)    

– – 25 баллов     – 15 баллов

Ответы на вопросы

Полный ответ – 25 баллов
Вопрос раскрыт без опоры на теорию – 15 баллов
Вопрос раскрыт не полностью – 5 баллов
Неверный ответ – 0 баллов        

ИТОГО:        

100 баллов     – 75 баллов

Оценка «отлично» - 100 – 85 баллов

Оценка «хорошо» - 84-75 баллов

Оценка «удовлетворительно» - 74-65 балов

Оценка «неудовлетворительно» - менее 65 баллов        

Примерная продолжительность экзамена – 3 часа.

Список обязательной литературы

1.    Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ / Под ред. А. С. Пую. СПб., 2010.

2.    Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2004.

3.    История зарубежной журналистики (1945 — 2008): хрестоматия. М., 2008.

4.    Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПб., 2002.

5.    СМИ и политика / Под ред. Л. Л. Реснянской. М., 2007.

Список дополнительной литературы

1.    Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.

2.    Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1985.

3.    Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе. Тарту-Виллинби. 1992.

4.    Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997.

5.    Бодрунова С. С. Зарубежная журналистика в XXI веке: Италия. М., 2010.

6.    Бодрунова С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации. М., 2010.

7.    Быкова А. С. Массмедиа стран – членов Европейского Союза. СПб., 2004.

8.    Вартанова Е. Л. СМИ Севера Европы — 97: к новому информационному идеалу // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Жур¬налистика. 1998. № 4. С. 76-85.

9.    Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.

10.    Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации, их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси, 1989.

11.    Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа до информационного общества. (Национальное своеобразие средств массовой информации Германии). М., 1999.

12.    Вороненкова Г. Ф., Вороненков М. Ю. Электронные СМИ Германии: история и современность. М., 2007.

13.    Деннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

14.    Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ) / науч. ред. М. А. Федотов и др.; ред. А. В. Брагина. М., 1998.

15.    Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. М., 1993.

16.    Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса. М., 1991.

17.    Кирия И. В. Аудиовизуальные СМИ и Интернет в условиях создания информационного общества во Франции. М., 2002.

18.    Курышева Ю. В. Принципы и стратегии информационной политики ЕС // Вестник СПбГУ. 2007. Серия 9. В. 1. Ч. 2. С. 256-260.

19.    Курышева Ю. В. Принципы саморегулирования журналистского сообщества в условиях террористических угроз / Сайт общественного совета Журналисты против террора / www.smi-antiterror.ru/inf/journalists.htm?postId=182@cmsVBVideoPost&mode=1&id=21@cmsVBVideoBlog.

20.    Курышева Ю. В. Рекомендации журналистам, освещающим теракты / Сайт общественного совета Журналисты против террора / www.smi-antiterror.ru/osj/statistic/posts/read.htm?postId=45@cmsVBVideoPost&mode=1.

21.    Литвиненко А. А. Современная газета Германии: практики модернизации. М., 2010.

22.    Михайлов С. А. Зарубежная журналистика: традиционные и новые СМИ. СПб., 1999.

23.    Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб. 2002.

24.    Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: состояние, перспективы: Учеб. пос. СПб., 1998.

25.    Михайлов С. А., Никонов С.Б. Принципы сравнительного и международного права в регулировании информационных потоков государств различных правовых систем. СПб., 2000.

26.    Орлов Ю. Я. Журналистская теория и журналистское образование в нацистской Германии. М., 1992.

27.    Пую А. С. Журналистика Франции. Плюрализм и этатизм. СПб., 2003.

28.    Пую А. С. Политический плюрализм: опыт Франции. СПб., 1994.

29.    Рыкованов П. Я. Франция: телевидение и власть. СПб., 2001.

30.    Тангейт М. Медиагиганты: Как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и борются за лидерство. М., 2006.

31.    Шарончикова Л. Журналист и журналистское образование во Франции: от книги до Интернета. М., 2000.

Источники на английском языке

1.    D. Griffiths. Fleet Street: Five Hundred Years of the Press. London, British Library, 2006.

2.    D. C.Hallin, P. Mancini. Comparing Media Systems. Cambridge, 2004.

3.    B. McNair. Journalism and Democracy. An Evaluation of the Political Public Sphere. London, Routledge, 2000.

4.    News, Public Relations and Power. Ed. by S. Cottle. London, Sage, 2003.

5.    Political Journalism: new challenges, new practices. Ed. by Raymond Kuhn and Eric Neveu. London, Routledge, 2002.

6.    M. Scammell. The Media and Media Management. In: The Blair Effect. Ed by Anthony Seldon. London, Little Brown, 2001.

7.    The European Union and the Public Sphere / Ed. by Fossum J. E., Schlesinger P. London: Routledge, 2007.

8.    Tunstall J. Newspaper Power. The new National Press in Britain. Oxford University Press, 1996.

Источники на немецком языке

1.    Bieber, Christoph. Politische Projekte im Internet. Online-Kommunikation und politische Öffentlichkeit. Frankfurt/New-York. 1999.

2.    Chancen und Gefahren der Mediendemokratie. Konstanz. 2003.

3.    Das politische System der BRD. Opladen, 2000.

4.    Dörner, Andreas. Politaiment: Politik in der medialen Erlebnisgesellschaft. Frankfurt/M. 2001.

5.    Duschlbauer, Thomas. Medien und Kultur im Zeitalter der X-Kommunikation. Wien. 2001.

6.    Eliten in Deutschland: Rekrutierung und Integration. Opladen. 1997.

7.    Frank A. Meyer. Mediokratie // 26.09.2005, blick.ch

8.    Flusser, Vilem. Medienkultur. Frankfurt-am-Main. 1997.

9.    Habermas, Jürgen. Strukturwandel der Öffentlichkeit. Frankfurt/M. 1990.

10.    Kassautzki Christiane, Presse in der Bundesrepublik Deutschland. Stuttgart, 2000.

11.    Kornelius Stefan, Journalismus im Wandel. Berlin, 2000.

12.    Mediendemokratie. Hrg. Peter Massing. Schwalbach. 2004.

13.    Medien und Demokratie: Näher und Distanz zur Politik. Konstanz. 1993.

14.    Medienmacht und Politik. Mediatisierte Politik und Wertewandel. Berlin. 1989.

15.    Meyn, Hermann, Massenmedien in Deutschland. Konstanz, 2001.

16.    Weber, Stefan. Theorien der Medien. Konstanz. 2003.

Источники на французском языке

1.    Charon, Jean-Moric. La presse magazine. Paris, 2000.

2.    L’imaginaire d’Internet. Paris, 2001.

 просмотров: 178 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru