Очная форма обучения. 4 курс
Организация работы отдела по рекламе и связям с общественностью
11 сентября 2018
Преподаватель: Макаров Иван Иванович
Кафедра: связей с общественностью в бизнесе

План лекционных занятий

Лекция 1. Ситуация на российском рынке PR-услуг.

Зарождение и развитие рынка PR-услуг в России. Мифы о профессии как фунда-мент отдельного сегмента бизнеса в сфере услуг. Основные структурные единицы рынка PR-услуг: частный PR-консультант, корпоративный PR-департамент, PR-агентство, рекламное агентство, консалтинговая фирма по СО, международная компания, международная сеть агентств. PR в коммерческой и некоммерческой сферах, в органах государственной власти и в общественных организациях.

Лекция 2. PR-подразделения в коммерческих структурах

Зачем бизнесу PR. Вариативность статуса PR-подразделения внутри компании. Вариативность статуса руководителя PR-подразделения.

Лекция 3. Специфика взаимодействия PR-подразделений с иными подраз-делениями коммерческой организации

Взаимодействие PR-подразделения с маркетинговыми и рекламными подразде-лениями компании. Функции PR-подразделения компании в зависимости от спе-цифики бизнеса. Распределение функций между собственным PR-подразделением и сторонними специализированными агентствами и/или кон-сультантами.

Лекция 4. Типовая документация PR-подразделения: формальные долж-ностные обязанности сотрудников и руководителя, штатное расписание от-дела/управления, ответственного за PR, план действий при чрезвычайных ситуациях. BMR как элемент отчетности о работе отдела по СО и рекламе

Должностные обязанности специалистов и руководителей PR-подразделений. Порядок взаимодействия со СМИ сотрудников компании. Планирование и бюд-жетирование. Планы по отработке кризисных ситуаций. Основные требования, предъявляемые к сотрудникам PR-подразделений, ответственных за корпоратив-ные связи с общественностью. Внутренняя отчетность PR-подразделений как ин-струмент стимулирования PR-специалистов и спикеров компании.

Лекция 5. Организация PR-взаимодействия со СМИ

Западные и отечественные стандарты журналистики. Специфика работы дело-вых СМИ и наиболее распространенные мифы о работе деловых журналистов. Современная практика взаимодействия бизнес-структур и СМИ: причины, про-блематика, типовые схемы работы.

Лекция 6. Техники «платного» и «бесплатного» PR в работе со СМИ

Современная практика взаимодействия бизнес-структур и СМИ: причины, про-блематика, типовые схемы работы. Техники и особенности «платного» PR.

Лекция 7. Технологические аспекты PR-взаимодействия со СМИ вне систе-мы координат «заказчик-подрядчик»

Необходимость и способы постоянного повышения статуса PR-отдела и его руко-водителя внутри компании. Ключевые принципы работы в работе с независимы-ми СМИ. Что такое лояльность независимых журналистов и как ее добиться. Управление результатом и отношением к результату работы с независимыми СМИ.

Лекция 8. Оценка эффективности PR

Кризисные коммуникации как показатель эффективности PR-подразделения ком-пании или организации. Подход владельцев и топ-менеджеров компаний к оцен-ке работы PR. Вкусовщина, PR-value и иные аспекты задач по оценке эффектив-ности труда PR-подразделений.

Лекция 9. Внутрикорпоративные коммуникации.

Формы внутрикорпоративного PR. Специфика работы с персоналом компаний во время кризиса. Корпоративное фото- и видеопроизводство. Корпоративные сай-ты. Социальные сети и мессенджеры как элемент внутрикорпоративного PR.

План практических занятий

Занятие 1. Разработка документов, регламентирующих работу PR-подразделения компании. – 4 часа

Создание/корректировка положения о PR-подразделении компании, должностных инструкций руководителя и сотрудников PR-подразделения, приказов о взаимо-действии сотрудников со СМИ. Рассмотрение кейсов. Домашнее задание №1: со-ставить должностную инструкции для руководителя и одного из сотрудников PR-подразделения компании (на выбор студента), изменить приказ о взаимодей-ствии сотрудников компании со СМИ.

Занятие 2. Планирование, бюджетирование, отчетность. – 4 часа

Защита домашних заданий №1. Порядок планирования работы на следующий финансовый год. Нюансы планирования, бюджетирования и отчетности за из-расходованные средства. Домашнее задание №2: составить годовой план и годо-вой бюджет PR-отдела компании, исходя из специфики ее бизнеса.

Занятие 3. Внутрикорпоративное направление работы PR-отдела. – 4 часа

Защита домашнего задания №2. Планирование специального мероприятия.

Домашнее задание №3: составить сценарий и смету корпоративного мероприя-тия.

Занятие 4. Взаимодействие со СМИ – 4 часа

Защита домашних заданий №3. Организация пресс-тура. Рассмотрение типовых ситуаций. Домашнее задание №4: составить программу и смету пресс-тура.

Защита домашних заданий №4. Организация контролируемой утечки информа-ции в СМИ. Возможности и опасности. Рассмотрение кейсов. Домашнее задание №5. Подготовить приглашение на пресс-конференцию и пресс-релиз компании, содержащий сенсационную для СМИ новость.

Занятие 5. Проверка и защита домашних работ. – 4 часа

Доступ к экзамену получают студенты, защитившие не менее трех домашних работ.

Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Основные структурные единицы российского рынка PR-услуг

2. Функциональные принципы построения PR-подразделения.

3. Место и статус отдела по СО и его руководителя в системе менеджмента ком-пании.

4. Должности и штатное расписание в отделе по СО.

5. Профессиональные требования к корпоративным PR-специалистам.

6. Специфика взаимодействия PR-подразделений бизнес-структур со СМИ в за-висимости от журналистских стандартов, которых придерживаются данные СМИ.

7. Специфика взаимодействия PR-подразделений бизнес-структур с деловыми СМИ.

8. Нюансы предоставления СМИ эксклюзивной информации: возможности и рис-ки.

9. Организация пресс-туров: цели, технологические особенности, взаимодействие с подрядчиками

10. Планирование и бюджетирование работы PR-подразделений бизнес-структур

11. Системы обратной связи с персоналом.

12. Использование социальных сетей PR-подразделением компании при взаимо-действии со СМИ

13. Использование социальных сетей при выстраивании внутрикорпоративных связей и PR-воздействии на персонал и менеджмент компании.

14. Способы оценки эффективности работы корпоративной службы связей с об-щественностью.

15. BMR как инструмент оценки эффективности работы отдела по СО и рекламе

16. Система подбора и найма PR-агентств и консалтинговых фирм для реализа-ции корпоративной стратегии. Тендерные конкурсы.

17. Виды корпоративных PR-документов.

18. Планы кризисного реагирования в корпоративных PR. Роль PR-отдела в кри-зисных ситуациях.

19. Тактика взаимодействия PR-департамента с ключевыми корпоративными структурами.

20. Основные направления формирования корпоративной культуры.

21. Деятельность Интернет–сектора в PR-отделе.

22. Организация спонсорской и благотворительной деятельности

Критерии оценки (экзамен)

К сдаче экзамена студент допускается, если посетил не менее 80% лекционных и практических занятий; принимал участие в дискуссиях; выполнил не менее 80% заданий. Экзамен проводится письменно с использованием экзаменационных билетов. Экзаменационный билет содержит в себе два вопроса. На подготовку студенту дается 30 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если студент демонстрирует полное владение изу-ченным материалом.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент в целом владеет изученным материа-лов, но проявляет неуверенность в ответах, дает не совсем полный развернутый ответ.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент частично овладел материа-лом курса и дает неполный ответ со слабой аргументацией.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не усвоил материал кур-са, не способен дать ответ на вопросы экзаменационного билета, не владеет ба-зовым понятийным аппаратом.

Основная литература

1.    Грачев А.С., Грачева С.А., Спирина Е.Г. PR-служба компании. - М., 2009. 157 с.

2.    Гундарин М.В. Книга руководителя отдела PR. Практические рекоменда-ции. - СПб., 2009. 330 с.

3.    Кошелев А.Н. PR-проектирование. От идеи до воплощения в реальность. – М., 2011. 204 с.

4.    Мандель Б.Р. PR: методы работы со средствами массовой информации. М., 2009. 208 с.

5.    Тульчинский Г. Л., Терентьева В.И. Бренд-интегрированный менеджмент: каждый сотрудник в ответе за бренд. - М.; СПб., 2007. 351 с.

6.    Уотсон Т., Нобл П. Методы оценки деятельности PR-подразделения ком-пании: лучшее практическое руководство по планированию, исследова-ниям и оценке связей с общественностью. - М., 2006. 272 с.

Дополнительная литература

1.    Горкина М. Пять шагов от менеджера до PR-директора.- М., 2008. 213 с.

2.    Емельянов С.М. Теория и практика связей с общественностью. Вводный курс.- СПб., 2005. 240 с.

3.    Ильченко С.Н., Кривоносов А.Д. Современная пресс-служба. – СПб., 2005. 105 с.

4.    Калиберда Е. Г. Связи с общественностью в сфере экономики. - М., 2008. 328 с.

5.    Капитонов,Э.А. Корпоративная культура и PR. - М., Ростов-н/ Д:, 2003. 416 с.

6.    Катлип С., Сентер А., Брум Г. Паблик рилейшнз. Теория и практика. - М., 2008. 624 с.

7.    Кузнецов И.Н. Корпоративная культура. Мн.Интерпрессервис,Книжный Дом, 2006. 304 с.

8.    Ляйнеманн Р., Байкальцева Е. Измерения медиарилейшнз: как оценить вклад PR в успех компании. - М., 2006. 256 с.

9.    Олсоп Р. Дж. 18 непреложных законов корпоративной репутации. - М., 2006. 376 с.

10.    Умаров М. PRописные истины. Почему не все могут сделать очевидное. – М., 2009. 336 с.

11.    Яковлев И.П. Стратегические коммуникации. - СПб., 2006. 254 с.

Перечень иных информационных источников

1.    http://www.alladvertising.ru

2.    http://nashaucheba.ru/v15529/

3.    www.advertology.ru

4.    www.sovetnik.ru

5.    www.raso.ru

6.    www.pressclub.host.ru

7.    www.acarussia.ru

8.    Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 150 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru