Профессионально-творческие студии: Методология научного исследования
План практических занятий
4.09. Научное исследование: сущность, формы и виды. 4 ч
Научное исследование в высшей школе. Выпускная квалификационная работа. Основные формы и виды научных исследований.
11.09. Методы научного исследования. 4 ч.
Методы исследования в гуманитарных науках. Виды и основные категории методов научного исследования.
18.09. Общенаучные методы исследования. 4 ч
Метод сравнения, метод анализа, метод синтеза.
25.09. Исторический и кросс-темпоральный методы исследования. 4ч.
02.10. Метод наблюдения, case-study. 4 ч.
Включенное и не включенное наблюдение. Case-study как метод социологического исследования
9.10. Контент анализ, SWOT-анализ. 4 ч.
16.10. Метод экспертной оценки. 4 ч.
23.10. Метод фокус - групп. 2 ч.
Практические занятия ведет: Гурушкин Павел Юрьевич, канд. политических наук, ст. преподаватель
25. 12. Внутрисеместровый контроль. Коллоквиум.
Студенты готовят отчет по работе с одним из методов на их выбор. Формат отчета описывается преподавателем на первом занятии.
Вопросы к зачету
1. Методы научного исследования: сущность, формы, виды.
2. Характеристика и ключевые особенности общенаучных методов
3. Характеристика и ключевые особенности метода включенного наблюдения
4. Характеристика и ключевые особенности метода не включенного наблюдения
5. Характеристика и ключевые особенности case-study
6. Характеристика и ключевые особенности экспертной оценки
7. Характеристика и ключевые особенности исторического метода
8. Характеристика и ключевые особенности кросс-темпорального метода
9. Характеристика и ключевые особенности контент анализа
10. Характеристика и ключевые особенности SWOT – анализа.
11. Характеристика и ключевые особенности метода фокус-групп.
Критерии оценки
Отметка «зачтено» - четкое определение основных понятий; умение привести примеры в соответствии с проработанным материалом на практических занятиях; умение самостоятельно проанализировать понятия и явления, предлагаемые для рассмотрения в ходе зачета; способность переносить теоретические знания в сферу практической деятельности.
Основная литература
1. Мангейм Д.Б., Рич К.Р. Политология. Методы исследования. 1997
2. Попова О.В. Политический анализ и прогнозирование. Аспект-пресс. 2011.
3. Основы научной работы и методология диссертационного исследования / . - М. : Финансы и статистика, 2012. - 295 с.
4. Волков Ю.Г. Диссертация: подготовка, защита, оформление. М: Альфа-М, Инфра-М , 2012
5. Кукушкина В.В. Организация научно-исследовательской работы студентов – М: Инфра-М, 2014.
Дополнительная литература
1. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – 5-е изд., доп. – М.: «Ось-89», 2000. – 224 с.
2. Райзберг Б.А. Диссертация и ученая степень. Пособие для соискателей. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 400 с.
3. Бабаев Д.Б. Как работать над диссертацией: Учеб. пособие. - Иваново: Минэнерго СССР, 1989
4. Нинбург Е. А. Технология научного исследования. Методические рекомендации. – М., 2006. – 28 с.
5. Новиков А.М. Как работать над диссертацией: Пособие для начинающего педагога-исследователя. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1996
6. Селетков С.Г. Соискателю ученой степени. – Ижевск.: ИжГТУ, 1999
7. Соловьев В.И. О функциональных свойствах автореферата диссертации и особенности его составления // Научно-техническая информация. – 1981. – Сер. 1, 1981, № 6
8. Шестимиров А.А. Составление заявки на изобретение в Российской Федерации. – М.: ВНИИПИ, 1997.