Очная форма обучения. 2 курс
Стилистика
5 сентября 2018
Преподаватель: Коняева Юлия Михайловна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

4 сентября. Функциональная стилистика. Предмет, задачи и основные направления стилистики. История и место стилистики в ряду филологических дисциплин. Современная стилистика и медиалингвистика. Функциональный стиль. Речевая системность функционального стиля. Теория функциональных стилей. Возможные принципы описания. Классический алгоритм описания функционального стиля. Традиционная типология.

11 сентября. Научный стиль. Общая характеристика. Речевые особенности академического и учебно-научного подстилей. Специальные лексические средства выражения модальности в научном тексте. Научно-популярный подстиль.

18 сентября. Официально-деловой стиль. Общая характеристика. Подстили (законодательный, юрисдикционный, административный, дипломатический). Элементы официально-делового стиля, функционирующие в языке массмедиа.

25 сентября. Разговорный стиль. Общая характеристика. Речевые особенности разговорного стиля речи. Разговорный стиль речи и просторечие. Возможности использования элементов разговорной речи в публичном дискурсе. Функционирование просторечия в современном медиапространстве.

2 октября. Публицистический стиль. Общая характеристика. Подстили публицистического стиля речи: газетный, радио- и телеречь, интернет-язык. Стилевые особенности рекламных и PR-текстов.

9 октября. Язык художественной литературы. Художественный стиль. Общая характеристика. Язык прозы и язык поэзии. Использование элементов литературно-художественной речи в медиатексте.

16 октября. Стилистика ресурсов: лексика и фразеология. Стилистическое использование полисемии. Синонимические средства языка. Паронимы и их стилистические возможности. Стилистическое использование антонимов. Резервы экономии речи. Тропы и фигуры как средства создания образной речи. Функционально-стилистическое расслоение лексики современного русского языка. Особенности функционирования стилистически окрашенной лексики в разных стилях речи.

23 октября. Стилистическое использование фразеологических средств русского языка. Выразительные возможности фразеологических словосочетаний. Приемы трансформации фразеологизмов в медиатекстах. Воздействующий потенциал трансформированных фразеологизмов.

Стилистика ресурсов: морфология. Функционально-стилистические возможности морфологии как уровня языка. Стилистическое использование имен существительных, прилагательных, числительных, местоимений. Глагол как одно из средств создания динамики высказывания.

30 октября. Стилистика ресурсов: синтаксис. Стилистические возможности синтаксиса как уровня языка. Особенности синтаксиса книжно-письменной и устно-разговорной разновидности литературного языка. Понятие синтаксической синонимии. Стилистические особенности простых, сложных и осложненных предложений. Стилистические функции словорасположения в разных функциональных стилях. Новые явления в современном синтаксисе. Экспрессивные синтаксические конструкции: сегментированные, парцеллированные, вопросно-ответные, лексический повтор с распространением. Стилистические фигуры речи.

Итоговое тестирование по лекционному курсу.

План практических занятий

Занятие 1. Требования к зачету. Основные понятия стилистики. Понятие стиля.

Занятие 2. Научный стиль речи. Жанровые особенности.

Занятие 3. Элементы научного стиля в журналистских, рекламных и PR-текстах.

Занятие 4. Официально-деловой стиль речи.

Занятие 5. Элементы официально-делового стиля в языке публицистики.

Занятие 6. Разговорный стиль речи. Использование элементов разговорной речи в публичном дискурсе.

Занятие 7. Публицистический стиль речи.

Занятие 8. Подстили публицистического стиля речи: газетный, радио- и телеречь, интернет-язык.

Занятие 9. Стилевые особенности рекламных и PR-текстов.

Занятие 10. Художественный стиль речи. Тропы и фигуры как средство создания образной речи. Использование элементов литературно-художественной речи в медиатексте.

Занятие 11. Стилистика ресурсов: общая характеристика выразительных возможностей языковых единиц различных уровней.

Занятие 12. Полисемия. Синонимия. Омонимия. Паронимия. Антонимия. Стилистическое использование в медиаречи.

Занятие 13. Стилистические функции заимствований. Стилистические возможности лексики активного и пассивного употребления.

Занятие 14. Функционально-стилистическое расслоение лексики современного русского языка. Использование эмоционально-экспрессивных слов в массмедиа.

Занятие 15. Выразительные возможности фразеологии. Приемы трансформации фразеологизмов в медиатекстах.

Занятие 16. Фразеологический минимум (в форме устного или письменного творческого задания).

Занятие 17. Функционально-стилистические возможности морфологии как уровня языка. Стилистическое использование различных частей речи. Стилистические возможности синтаксиса как уровня языка. Синтаксис книжно-письменной и устно-разговорной разновидности литературного языка. Стилистические возможности синтаксических единиц.

Занятие 18. Стилистические фигуры речи. Экспрессивные синтаксические конструкции в медиаречи.

Занятие 20. Итоговая контрольная работа. Закрепление навыков стилистического анализа медиатекста.

Занятие 21. Зачет.

Практические занятия ведут: Коняева Юлия Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, Жаркова Татьяна Владимировна, кандидат филологических наук, старший преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Формами внутрисеместрового контроля являются: 1) итоговое тестирование по лекционному курсу (30 октября); 2) сдача фразеологического минимума (занятие 16); 3) итоговая контрольная работа (занятие 20).

В течение семестра преподаватели осуществляют контроль посещаемости лекционных и практических занятий, а также регулярную проверку домашних заданий.

Вопросы к зачету

1. Предмет, задачи и основные направления стилистики.

2. Стилистическая система русского литературного языка

3. Понятие функционального стиля.

4. Научный стиль.

5. Официально-деловой стиль.

6. Разговорный стиль.

7. Художественный стиль.

8. Публицистический стиль речи.

9. Стилевые особенности рекламных и PR-текстов.

10. Лексическая стилистика. Функционирование лексических и фразеологических средств в речи.

11. Морфологическая стилистика. Функционирование морфологических форм в речи.

12. Синтаксическая стилистика. Функционирование разных типов предложений в речи.

Критерии оценки

Форма проведения зачета – письменная.

Зачет предполагает письменный анализ текста одной из функциональных разновидностей. На подготовку ответа студенту дается 90 минут.

Обучающийся имеет право на автоматический зачет при условии выполнения следующих требований:

1. Зачет за итоговое тестирование по лекционному курсу (тестирование проводится на последней лекции и проверяется лектором; результаты передаются преподавателям, ведущим практические занятия).

2. Положительная оценка за контрольную работу.

3. Сдача фразеологического минимума (проводится письменно или устно по усмотрению преподавателя, ведущего практические занятия; может представлять собой творческое задание; оценивается правильность понимания значений фразеологизмов из предложенного списка и умение использовать их в речевой практике).

4. Активная работа на практических занятиях, регулярное выполнение самостоятельных работ и домашних заданий.

5. Наличие тетради, содержащей примеры использования изучаемых стилистических явлений в текстах печатных СМИ, рекламных и PR-текстах (по 1-2 примера на каждое явление), а также примеры текстов различных функциональных стилей. Тетрадь должна быть предоставлена обучающимся на зачете.

Оценка «зачет» ставится, если обучающийся при анализе текста показывает владение теоретическим материалом, может дать определения основным понятиям, понимает различия между текстами функциональных стилей и способен применить эти знания на практике.

Оценка «незачет» ставится, если обучающийся не владеет теоретическим материалом и методикой анализа текста.

Продолжительность проведения зачета в одной группе – около 2 часов. На проверку работ требуется 3 рабочих дня.

Пример тестового задания

К какому стилю относится данный текст? Какие средства помогают автору создать образ? Выявите комплекс средств, способствующих образно-речевой конкретизации.

Песочные часы

День за днем уходит без следа, однообразно и быстро.

Страшно скоро помчалась жизнь, – скоро и без шума, как речное стремя перед водопадом.

Сыплется она ровно и гладко, как песок в тех часах, которые держит в костлявой руке фигура Смерти.

Когда я лежу в постели и мрак облегает меня со всех сторон – мне постоянно чудится этот слабый и непрерывный шелест утекающей жизни.

Мне не жаль ее, не жаль того, что я мог бы еще сделать… Мне жутко.

Мне сдается: стоит возле моей кровати та неподвижная фигура… В одной руке песочные часы, другую она занесла над моим сердцем…

И вздрагивает и толкается в грудь мое сердце, как бы спеша достучать свои последние удары. (И. С. Тургенев)

Фразеологический минимум

Авгиевы конюшни, биться о заклад, между Сциллой и Харибдой, гулькин нос, двуликий Янус, печать Каина, тихой сапой, дышать на ладан, яблоко раздора, холостой выстрел, до греческих календ, достичь потолка, зайти в тупик, испить чашу до дна, все шишки валятся, из ряда вон выходящий, власти предержащие, иерихонская труба, казанская сирота, стричь купоны, считать ворон, по наезженной колее, перейти Рубикон, петь осанну, ничтоже сумняшеся, не мудрствуя лукаво, сыр-бор разгорелся, типун тебе на язык, возносить до небес, Варфоломеевская ночь, гнуть спину, дело пахнет керосином, Фома неверующий, умывать руки, посыпать голову пеплом, турусы на колесах, секрет Полишинеля, ломиться в открытую дверь, с грехом пополам, рыльце в пушку, разверзлись хляби небесные, приказная строка, последняя спица в колеснице, пока суд да дело, золотая рота, золотая середина, синий чулок, Богу – Богово, а кесарю – кесарево, петь Лазаря, под горячую руку, списать в тираж, административный восторг, калиф на час, крокодиловы слезы, без обиняков, воздать должное, львиная доля, торная дорога, наломать дров, палец о палец не ударить, обвести вокруг пальца, камень с души свалился, краеугольный камень, шестая держава, кухаркины дети, ни зги не видно, набить карман.

Список обязательной литературы

1. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. М., 2010.

2. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. М., 2010.

3. Стилистика и литературное редактирование / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016.

4. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. М., 2003.

5. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Практическая стилистика современного русского языка. Функциональные стили. М., 2010.

Список дополнительной литературы

1. Бельчиков Ю. А. Лексическая стилистика. Проблемы изучения и обучения. М., 2005.

2. Васильев А. Д. Слово в российском телеэфире. Очерки новейшего словоупотребления. М., 2003.

3. Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль речи. М., 1982.

4. Винокур Т. Г. Закономерности стилистического использования языковых единиц. М., 1980.

5. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М., 2008.

6. Дускаева Л. Р., Протопопова О. В. Русский язык и культура речи. Пермь, 2003.

7. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. М., 2001.

8. Горшков А. И. Русская стилистика. М., 2001.

9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М., 2003.

10. Колесов В. В. «Жизнь происходит от слова …». М., 1999.

11. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. М., 1999.

12. Крылова О. А. Лингвистическая стилистика. Книга 1. Теория. М., 2006.

13. Клушина Н. И. Стилистика публицистического текста. М., 2008.

14. Николаенко Л. В. Лексикология и фразеология современного русского языка. М., 2005.

15. Основы научной речи / Под ред. В. В. Химика, Л. Б. Волковой. СПб., 2003.

16. Скляревская Г. Н. Метафора в системе языка. СПб., 2004.

17. Солганик Г. Я., Дроняева Т. С. Стилистика современного русского языка и культура речи. М., 2005.

18. Степанов А. В. Практическая стилистика русского языка. Лекции с упражнениями. М., 2005.

19. Суздальцева В. Н. Практикум по современному русскому языку. Лексика. Фразеология. М., 2004.

20. Устюгова Е. Н. Стиль и культура. Опыт построения общей теории стиля. СПб., 2006.

21. Фомина М. И. Современный русский язык. Лексикология. М., 2001.

22. Химик В. В. Поэтика низкого, или просторечие как культурный феномен. СПб., 2000.

23. Цветова Н. С. Лексическая стилистика. СПб., 2007.

24. Шапошников В. Н. Русская речь 1990-х. Современная Россия в языковом отображении. М., 2006.

25. Язык современной публицистики. Сборник статей / Сост. Г. Я. Солганик. М., 2007.

Перечень иных информационных источников

1. www.library.spbu.ru - информационные фонды НБ СПбГУ.

2. medialing.spbu.ru - электронная библиотека ресурса «Медиалингвистика».

3. www.mediascope.ru – электронный научный журнал «Медиаскоп».

 просмотров: 327 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru