Очная форма обучения. 2 курс
Маркетинг
5 сентября 2018
Преподаватель: Черкашина Светлана Анатольевна, доцент, канд.культурологии
Кафедра: менеджмента массовых коммуникаций

План лекционных занятий

Лекция 1. Введение в маркетинг. Сущность и определение, содержание, цели, основные принципы, функции маркетинга. Основные понятия. Стратегический маркетинг. Процесс стратегического планирования.

Лекция 2. Тактический маркетинг. Инструменты маркетинга. Маркетинг-микс.

Лекция 3. Сегментирование и позиционирование. Маркетинговые стратегии для сегментов рынка

Лекция 4. Разработка концепции продукции. Жизненные цикл продукции. Ассортиментная политика.

Лекция 5. Ценообразование. Факторы. Основные методы. Стратегии.

Лекция 6. Система маркетинговых коммуникаций. Методы формирования спроса и стимулирования сбыта. Инструменты маркетинговой коммуникации в информационную эпоху. Интернет-маркетинг.

План семинарских занятий

1, 2 занятия Стратегический маркетинг. Работа с кейсами. Выступление с презентациями.

3, 4 занятия Тактический маркетинг. Работа с кейсами. Выступление с презентациями. Контрольная работа.

4, 5 занятия Сегментирование и позиционирование. Работа с кейсами. Выступление с презентациями.

6, 7 занятия Бренд и теория бренда. Работа с кейсами. Выступление с презентациями.

8, 9 занятия Разработка продукции. Работа с кейсами. Выступление с презентациями. Контрольная работа.

10, 11 занятия Ценообразование. Работа с кейсами. Выступление с презентациями.

12, 13 занятия Управление маркетинговыми каналами. Работа с кейсами. Выступление с презентациями.

Практические занятия ведет Черкашина Светлана Анатольевна, доцент, канд.культурологии

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа с выбранной статьёй и написание по ней эссе.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль не предусмотрен.

Вопросы к экзамену

1.    Понятие и определения маркетинга

2.    История появления маркетинга

3.    Эволюция маркетинга через призму исторических концепций

4.    Национальные модели маркетинга

5.    Виды маркетинга. Функции маркетинга

6.    Цели и задачи маркетинга

7.    Маркетинг и общефирменная стратегия предприятия

8.    Понятие 4Р макретинг-микс

9.    Элементы маркетинг-микс фирмы: Product – Товар и товарная политика

10.    Элементы маркетинг-микс фирмы: Place – Система рыночных исследований и аналитика

11.    Элементы маркетинг-микс фирмы: Price – Политика в области ценообразования

12.    Элементы маркетинг-микс фирмы: Promotion – комплекс мероприятий по продвижению продукции

13.    Расширения маркетинг-микс: 5Р,7Р,9Р,4С.

14.    Понятие сегментации потребителей. Критерии сегментации потребителей

15.    Способы сегментации. Известные стандартные подходы к сегментации

16.    Критерии выбора рыночных сегментов и их агрегирование в целевую аудиторию фирмы (ЦА)

17.    Позиционирование товаров, брендов и фирмы на рынке, Основная идея позиционирования, Правила проведения позиционирования

18.    Основные определения, понятия и сущность теории брендинга

19.    Характеристики успешного бренда. Пирамида бренда

20.    Сущность конкуренции, Виды конкуренции

21.    5 конкурентных сил Портера

22.    Понятие конкурентоспособности фирмы, товара

23.    Пирамида Мефферти

24.    Понятие внешней и внутренней среды предприятия

25.    Виды внутрифирменного ситуационного анализа

26.    Методы проведения внутрифирменного анализа

27.    Система маркетинговых исследований и рыночная аналитика: Используемый инструментарий исследований

28.    Профессиональные специализации в маркетинге

29.    Организационная структура отдела маркетинга на фирме

30.    Специфика и инструменты промышленного маркетинга Б2Б

31.    Специфика и инструменты промышленного маркетинга Б2С

32.    Инструменты маркетинга услуг

33.    Специфика и инструменты маркетинга оптовой торговли

34.    Специфика и инструменты маркетинга розничной торговли

35.    Отличия международного и внутреннего маркетинга

36.    Исследования и анализ внешних рынков

37.    Маркетинговое планирование экспансии на внешние рынки

38.     Маркетинговые каналы. Цель и организация.

Текущий контроль

Форма контроля:выступление с презентацией на практическом занятии по актуальной научно-исследовательской работе и написания по ней эссе. Срок сдачи эссе до 1 декабря (каб.709).

Критерии оценки (экзамен)

Промежуточная оценка по дисциплине складывается из суммы оценок за текущий контроль и оценки на экзамене. Промежуточная аттестация проходит в форме пиьменного экзамена по учебной дисциплине. На подготовку дается 90 мин. Итоговая оценка по учебной дисциплине «Маркетинг» складывается из следующих элементов: Посещение лекционных и практических занятий-10%, решение практических задач (кейсов) –20%, подготовка эссе по научной публикации и презентация на практическом занятии–20%, письменный ответ на экзамене – 50%.Оцениваются знания, полученные в процессе освоения дисциплины

Пример тестового задания

1. Жизненный цикл товара– это:

    а) интервал времени, в котором спрос на сезонный товар проходит все     возможные фазы и возвращается к исходной точке;

    б) интервал времени от момента приобретения до момента утилизации,     прекращения существования товара;

    в) процесс развития продаж товара и получения прибылей;

    г) совокупность фаз внедрения товара на рынок, роста продаж, зрелости товара     и спада продаж.

2. Какие условия приемлемы при использовании стратегии медленного проникновения на рынок:

    а) емкость рынка ограничена;

    б) покупатели хорошо осведомлены о товаре;

    в) покупатели будут приобретать товар только по относительно высоким ценам;

    г) имеется потенциальная опасность конкуренции.

3. Каково содержание понятия «цена» в маркетинге?

4. Дайте развернутую характеристику особенностей рекламы как элемента комплекса маркетинговых коммуникаций.

5. Какие критерии могут использоваться при оценке различных вариантов каналов сбыта?

Основная литература

1.    Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия. Пер. с англ. -М. : Инфра-М, 2001.

2.    Багиев и др. Маркетинг: Учебник для вузов/ Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х.Анн; Под общ. редГ.Л. Багиева. –СПб.: Питер, 2008.

3.    Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Спб.: Питер, 2000.

4.    Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс.– М, 2007.

5.    Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. сангл. -4-еевроп. изд. -М.; СПб; К.: Издат. дом“Вильямс”, 2009.

6.    Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. –М.: Вильямс, 2005.

7.    Ламбен Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок: стратегический и операционный маркетинг/ Пер. с англ. Под ред. В.Б.Колчанова. –СПб.: Питер, 2005.

Дополнительная литература

1.    Аакер Д.А. Создание сильных брендов / Д.А. Аакер; М.: ИД Гребенникова, 2003.

1.    Ассель Г. Маркетинг. –М.: ИНФРА-М, 2001,

2.    Годин А.М. Брендинг: учеб. пособие / А. М. Годин. – 2-е изд., пер. и доп. – М.: Дашков и К°, 2006.

3.    Гольденберг В. Социальные сети как инструмент современного маркетинга // Электронный портал предпринимателей «Smallbusiness.ru» - smallbusiness.ru

4.    Гэд Т. 4D брендинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики / пер. с англ. Марии Аккая. 3-е изд. – Спб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.

2.    Диксон П. Управление маркетингом. –М.: Бином, 1998.

3.    Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. Учебное пособие /Пер. с нем. - М.: Высшая школа, 1995.

5.    ДоктерсР.Дж., Реопель М.Р. Сунн Ж.-М., Тенни С.М. Брендинг и ценообразование. Как победить в гонке за прибыль. – М.: Вершина, 2005.

6.    Домнин, В.Н. Брендинг: новые технологии в России / В.Н. Домнин ; СПб.: Питер, 2002.

4.    Завьялов П.С., ДемидовВ.Е. Формула успеха: маркетинг. - М.: Международные отношения, 1991.

7.    Кевин Дробо. Секреты сильного бренда: Как добиться коммерческой уникальности. М.: Альпина Паблишер, 2005.

5.    Ковалев А.И. Маркетинговый анализ. 2-ое изд. –М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

6.    Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии. –М.: АСТ, 2000.

7.    Кретов В.И. Маркетинг на предприятии. Практическое пособие. –М.: Юристъ, 2001.

8.    Манн И.Б. 77 коротких рецензий на лучшие книги по маркетингу и продажам. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2008.

9.    Манн И.Б. Маркетинг на 100%. Ремикс. Как стать хорошим менеджером по маркетингу. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013.

10.    Моррис Р. Маркетинг: ситуации и примеры. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

11.    Романов А.Н., Корлюгов Ю.Ю., Красильников С.А. Маркетинг: Учебник. –М.: Банки и биржи, 1996.

12.    Эванс Дж., Берман Б. Маркетинг. Сокр.пер. с англ. - М.: Экономика, 1990.

Журналы

•    BТL-magazine, BTL-market

•    Identity

•    Russian Food&Drinks Market Magazine

•    Sales Business

•    АртМаркетинг

•    Бизнес-коммуникации: маркетинг, реклама, PR (дайджест)

•    Бизнес-практикум. Маркетинг и менеджмент

•    Бренд-менеджмент

•    Дайджест-маркетинг

•    Директор по маркетингу и сбыту

•    Индустриальный и b-2-b-маркетинг

•    Интернет-маркетинг

•    Как удерживать клиентов

•    Лаборатория маркетинга, рекламы и PR

•    Маркетинг менеджмент

•    Маркетинг: сборник идей

•    Маркетинг услуг

•    Маркетинг успеха

•    Маркетинговые коммуникации

•    Маркетолог

•    Новости маркетинга

•    Новый маркетинг

•    Политический маркетинг

•    Интернет-маркетинг

•    Маркетинг

•    Маркетинг в России и за рубежом

•    Маркетинг и маркетинговые исследования

•    Маркетинговые коммуникации

•    Политический маркетинг

•    Практический маркетинг

•    Продвижение

•    Продвижение продовольствия. Prod&Prod

•    Промышленный маркетинг

    

1.    Американская ассоциация маркетинга (http://www.marketingpower.com)

2.    Ассоциация прямых продаж (Россия) (http://www.rdsa.ru/)

3.    Всемирная федерация ассоциаций прямых продаж (http://www.wfdsa.org/)

4.    Euromonitor International (http://www.euromonitor.com/)

5.    Marketline (http://www.marketline.com/)

 просмотров: 395 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru