Очная форма обучения. 1 курс
Основы русской грамматики
5 сентября 2018
Преподаватель: Малышев Александр Александрович, канд. филол. наук.
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

7 сентября. Понятие современного русского языка. Язык как многоуровневая система. Язык и речь. Языковая норма.

14 сентября. Принципы русской орфографии. Морфемика и словообразование. Продуктивные модели словообразования. Выразительные ресурсы словообразования.

21 сентября. Основы лексикологии и лексической семантики. Виды словарей. Слово как единица языка. Функции слова.

28 сентября. Лексическое значение и его структура. Содержательные типы лексического значения. Синтагматические и парадигматические отношения в лексике. Полевая структура языка.

5 октября. Морфология как учение о частях речи. Знаменательные и служебные части речи. Имя и глагол в языковом сознании. Существительное и его категории. Местоимение.

12 октября. Категории и формы глагола, транспозиция глагольных форм. Особенности использования глагольных форм в речи.

19 октября. Синтаксис и единицы синтаксиса. Активные процессы в русском синтаксисе. Принципы русской пунктуации.

План практических занятий

1 занятие. Введение в предмет. Требования к зачёту. Информация о внутрисеместровом зачёте. Диктант.

2 занятие. Обсуждение результатов диктанта. Языковая норма. Классификация норм. Упражнения с анализом отклонений от языковой нормы.

3 занятие. Орфография. Принципы русской орфографии: морфологический, фонетический, традиционный, дифференцирующий.

4 занятие. Словообразование. Продуктивные способы и модели словообразования. 1 часть орфографического минимума.

5 занятие. Лексикология. Типы словарей. Анализ словарных статей из словарей разного типа.

6 занятие. Слово как единица языка. Его функции. Лексическое значение слова.

7 занятие. Слова с точки зрения плана содержания. Синтагматические и парадигматические отношения в лексике.

8 занятие. Русская фразеология и её особенности. Типы фразеологизмов. 2 часть орфографического минимума.

9 занятие. Морфология частей речи. Имя существительное.

10 занятие. Глагол. Лексико-семантические разряды, морфологические категории глагола. Транспозиция глагольных форм.

11 занятие. Внутрисеместровый зачёт по орфографии.

12 занятие. Местоимение. Служебные части речи. Междометие.

13 занятие. Вопросы культуры речи: колебания в роде имен существительных и родовых наименований лиц женского пола; выбор падежных окончаний (Им. пад. мн. числа; Род. пад. ед. числа; Род. пад. мн. числа; Предл. пад. ед. числа); согласование подлежащего и сказуемого; варианты форм имени прилагательного; согласование определений и приложений; употребление форм глагола; управление.

14 занятие. Итоговый зачёт по результатам семестра.

Практические занятия ведут: Жаркова Т.В., к.ф.н., ст. преподаватель; Самсонова А.А., преподаватель

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

1 занятие. Доклады по темам культуры речи по выбору преподавателя.

2 занятие. Самостоятельная работа в присутствии преподавателя.

2 занятие. Самостоятельная работа в присутствии преподавателя.

Внутрисеместровый контроль

1. Контроль посещаемости лекционных и практических занятий.

2. Контроль выполнения домашних заданий.

3. Орфографический минимум.

Орфографический минимум

Абонемент, агентство, агрессор, адекватный, адъютант, ажиотаж, аккомпанемент, аккорд, аккредитив, аксессуар, акциз, аллергия, аллея, алюминий, анналы, аннексия, аннотация, аннулировать, апелляция, аппетит, аппликация, апробация, аранжировка, ассигнование, аудиотехника, аутентичный, аутсайдер.

Баллада, балласт, баллотироваться, бармен, барокко, баррикада, батальон, бацилла, безалаберный, белиберда, беллетристика, бельэтаж, бессребреник, бифштекс, богадельня, бриллиант, брокер, брошюра, бутерброд, бюллетень.

Вакуум, винегрет, високосный, впоследствии, в продолжение, в течение, времяпрепровождение, вследствие.

Галлюцинация, геенна огненная, генеалогия, геноцид, гигиена, горилла, гроссмейстер.

Двухъярусный, дегенерат, дезавуирование, дезинфекция, деликатес, демпинг, депозит, депрессия, десерт, де-факто, де-юре, джентльмен, дивиденд, дирижер, дискуссия, диссертация, диссидент, дифференциация, дрессировать, дьявол, дьякон.

Ей-богу.

Жужжать, жюри.

Идиллия, иллюминация, иллюстрация, имитация, иммигрант, иммунитет, импрессионизм, инаугурация, инвестиция, индифферентный, интеллект, интеллигенция, интерпретация, интерьер, интриган, искусственный, искусный, исступление.

Кампания (действие), кают-компания, квинтэссенция, клише, коллега, коллизия, коллоквиум, колоннада, колосс, коммерсант, коммуникация, компакт-диск, компания (общество, фирма), комплимент, компромисс, консенсус, конъюнктура, корректура, коррупция, косный, коттедж, коэффициент, кристалл, кристальный, купе.

Лейтмотив, либретто, лобби.

Макияж, манекен, маршал, менеджер, менеджмент, меридиан, метрдотель, миниатюра, мини-юбка, можжевельник, мониторинг, мошенник, мэр.

Нарцисс, нивелировать, новелла.

Оккупация, оппозиция, оппонент, отель.

Паблик рилейшнз, паблисити, палисадник, паллиатив, панно, парадокс, параллельный, пассажир, пасьянс, пацифизм, пенсне, перипетия, периферия, перрон, пертурбация, пессимизм, пируэт, пиетет, плебисцит, подтрунивать, по истечении, поликлиника, попурри, постскриптум, преамбула, превалировать, пресс-атташе, пресс-конференция, пресс-релиз, прецедент, привилегия, приоритет, проецировать, пропаганда, протеже, пьедестал.

Радиоаппаратура, резюме, реквием, репрессия, ресурс, рэкет.

Сандвич, сенбернар, сентиментализм, сеньор (Испания), сертификат, симметрия, синьор (Италия), сирокко, стагнация, стеллаж, стерилизация, суверенитет, суррогат, сэр.

Фельдмаршал, фортепьяно.

Целлофан, целлюлоза.

Шалопай, шампиньон.

Эвфемизм, эксклюзивный, эксплуатация, экстрасенс, эксцесс, электрификация, эмигрант, эпиграмма, эскалатор, эффект.

Яства.

4. Проверочные (аудиторные) и контрольные (домашние) работы.

5. Внутрисеместровый зачёт по орфографии.

Вопросы:

1. чередующиеся гласные в корнях слов;

2. гласные после шипящих и Ц;

3. употребление прописных букв;

4. разделительные Ъ и Ь знаки;

5. приставки на –З и –С; гласные И и Ы после приставок;

6. приставки ПРЕ- и ПРИ-;

7. суффиксы имен существительных и прилагательных;

8. сложные существительные и прилагательные;

9. личные окончания и суффиксы глаголов; Ь в глагольных формах;

10. Н и НН в причастиях и прилагательных;

11. правописание наречий;

12. правописание служебных частей речи;

13. частица НЕ с существительными, прилагательными и наречиями;

14. частица НЕ с глаголами, причастиями и деепричастиями;

15. правописание отрицательных и неопределенных местоимений и наречий.

Вопросы к зачёту

1. Современный русский язык: основные понятия

2. Язык как многоуровневая система

3. Языковая норма. Изменение норм, их причины

4. Продуктивные способы и модели современного словообразования.

5. Слово как единица языка. Системные отношения в лексике.

6. Типы лексических значений

7. Именные части речи в русском языке.

8. Глагол и его формы. Взаимозаменяемость глагольных форм.

9. Служебные части речи

10. Принципы русской орфографии.

Критерии оценки

Условием допуска к зачёту является выполнение всех домашних заданий в течение семестра, выполнение заданий по орфографическому минимуму и внутрисемесровому зачёту по орфографии.

Форма проведения зачёта – устная. Обучающемуся предлагается подготовить ответ на один из вопросов зачёта, а также выполнить тестовое задание, связанное с проверкой орфографической грамотности и умения применять на практике полученные теоретические знания. На подготовку отводится 10 минут.

Оценка «зачёт» ставится, если обучающийся допускает не более трёх ошибок в тестовом задании и даёт убедительный ответ на теоретический вопрос, демонстрируя понимание терминов, обосновывая применимость теоретических знаний на практике.

Оценка «незачёт» ставится, если обучающийся допускает более трёх ошибок и / или не даёт убедительный ответ на теоретический вопрос.

Предполагаемая продолжительность проведения зачёта не более 15 минут, без учёта времени на подготовку.

Пример тестового задания

1. Язык как многоуровневая система.

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

«Старуха» (н…)когда (н…)выход…т на улицу без серой сукон…ой наки…ки грубой поношен…ой но очень опрятной и несомнен…о той самой которой столь д…рожит мистер Бегнет за то что она пр…делала весь путь из другой (Ч,ч)асти (С,с)вета домой в (Е,е)вропу вмес…те с миссис Бегнет и зонтом. А зонт этот (н…)измен…ый спут…ник «старухи» то(же) всегда сопровожда…т её когда она выход…т из дому. Цвет у него такой что подобного (н…)где в мире не увид…шь а вместо руч…ки ребристый деревян…ый крюк в конец которого похожий на нос корабля или птич…ий клюв вставлена метал…ическая пластинка напом…на…щая оконц… над двер…ю под…езда или овальное стёкл…шко от очков укр…шение (н…)наделён…ое способност…ю остават…ся на своём посту с тем упорством которого можно было бы ожидать от предмета длительно связан…ого с (Б,б)ританской армией. Зонт у «старухи» какой(то) весь обвисший расхлябан…ый в его «корсете» явно (н…)хватает спиц а всё потому надо думать что он много лет служил дома буфетом а в путешествиях саквояжем.

Список обязательной литературы

1 .Дускаева Л. Р., Корнилова Н. А., Прохорова К. В., Щеглова Е. А. Русский язык в таблицах и схемах. Все правила русского языка. СПб., 2015. 256 c.

2. Современный русский язык: практикум / Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2014. 200 с.

3. Современный русский язык: сборник упражнений по орфографии и пунктуации / Под ред. В. И. Конькова СПб., 2014. 188 с.

4. Современный русский язык: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. Л. Р.Дускаевой. СПб., 2014. 352 с.

5. Современный русский язык. Языковые техники создания медиатекстов: практикум / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: Флинта : Наука, 2016. – 432 с.

6. Русский язык в массмедиа. СПб., 2013. 224 с.

Список дополнительной литературы

1. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Русский язык. Справочные материалы. М., 2014. 288 с.

2. Бельчиков Ю. А. практическая стилистика современного русского языка. М., 2008. 424 с.

3. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М.: Логос, 2001. — 304 с.

4. Граудина Л. К. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. М., 2004. 555 с.

5. Горбачевич К. С. Вариантность слова и языковая норма: На материале современного русского языка. М., 2009. 240 с.

6. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М., 2012. 328 с.

7. Касаткин Л. Л., Клобуков Е. В. , Лекант П. А. Краткий справочник по современному русскому языку. М., 2010. 400 с.

8. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2007. 480 с.

9. Иванова В. Ф. Современная русская орфография. М., 1991. 192 с.

10. Краснова Т. И. Субъективность – модальность. СПб., 2002. 189 с.

11. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 685 с.

12. Редькина Т. Ю. Современный русский язык. Часть 1. СПб., 2006. 104 с.

13. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2006. 368 с.

14. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Практическая стилистика. М., 2003. 384 с.

15. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Управление в русском языке. М., 2002. 303 с.

16. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б. Современный русский язык. М., 2003. 448 с.

17. Русская грамматика / Под ред. Н. Ю. Шведовой. М., 1980. В. 2 т.

18. Современный русский язык / Под ред. П. А. Леканта. М., 2001. 560 с.

Перечень иных информационных источников

1. Научная библиотека СПбГУ: library.spbu.ru

2. Сайт научного журнала «Медиалингвистика» medialing.spbu.ru

 просмотров: 900 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru