Очная форма обучения. 1 курс
История связей с общественностью
3 сентября 2018
Преподаватель: Савицкая Алёна Сергеевна, кандидат полит. наук
Кафедра: связей с общественностью в бизнесе

План лекционных занятий

08 сентября. Истоки зарождения паблик рилейшнз. Протопиар в контексте социальных коммуникаций. Подходы к периодизации PR. Развитие представлений о публичной сфере и общественности как субъекте публичной коммуникации: концепции античных авторов.

15 сентября. Развитие форм публичной коммуникации в Средневековье. Представления о публичной коммуникации Августина Аврелия. Трансформация публичной сферы в период Возрождения. Принципы эффективной публичной коммуникации в работах Н. Макиавелли.

22 сентября. Развитие представлений о публичной коммуникации в системе взглядов мыслителей Нового времени.

29 сентября. Концепция общественности и публичной сферы в эпоху Просвещения. Начальный этап развития PR в США.

06 октября. Развитие связей с общественностью в 19 веке. Процесс становления профессии PR-специалиста в США. Эпоха пресс-агентств и паблисити. Эволюция PR-практик в контексте развития средств массовой информации.

13 октября. 20 век: становление PR как профессии и научной дисциплины. Идеи Айви Ли, Эдварда Бернейза. Классификация моделей коммуникативного поведения Д. Грюнига.

План семинарских занятий

20 октября. Коллоквиум по прочитанной литературе. Публичная коммуникация сквозь призму взглядов Аристотеля, Цицерона. Макиавелли.

27 октября. Контрольная работа по курсу.

03 ноября. Коммуникативные практики в 20 веке. Понятие пропаганды: сущность, признаки, технологии; ключевые отличия от PR-коммуникации.

10 ноября. Система пропаганды в СССР, США, Германии 1930-40-х годов. Дискуссия, анализ визуальной коммуникации.

17 ноября. Европейские школы PR в 20 веке. Развитие связей с общественностью в поствоенной Европе.

24 ноября. Доклады по теме «Европейский PR в 20 веке». Подтемы формулируются исходя из регионального принципа: развитие связей с общественностью в отдельных государствах Европы.

01 декабря. Становление связей с общественностью в России. Периодизация отечественной PR-коммуникации. Защита докладов.

08 декабря. Событийные коммуникации: историческая ретроспектива.

Семинарские занятия ведет: Савицкая Алёна Сергеевна, к.п.н., доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

15 декабря. Основные вехи развития профессии PR-специалиста. Подготовка эссе.

22 декабря. Современные проблемы развития связей с общественностью. Дискуссия.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль включает в себя учет результатов контрольной работы по курсу и оценивание подготовленного студентом доклада.

Вопросы к экзамену

1.    Основные подходы к изучению истории связей с общественностью. Проблема периодизации.

2.    Развитие публичных коммуникаций в античный период: особенности организации коммуникативного процесса.

3.    Развитие представлений о публичной сфере в Древней Греции. Взгляды на публичную коммуникацию Платона, Аристотеля.

4.    Отличительные характеристики публичных коммуникаций Древнего Рима. Рефлексия опыта античных ораторов в трудах Марка Туллия Цицерона.

5.    Особенности публичных коммуникаций эпохи Средневековья. Основные факторы, влияющие на формирование публичного дискурса.

6.    Представления о публичных коммуникациях в работах средневековых авторов.

7.    Социально-политический и технологический факторы трансформации публичной сферы в период Возрождения.

8.    Концепция эффективных публичных коммуникаций политического деятеля в трактатах Н. Макиавелли.

9.    Социально-коммуникативный аспект концепции о стереотипах Ф. Бэкона.

10.    Исследование природы и характеристик речевой коммуникации в работах Дж. Локка.

11.    Представления Т. Гоббса о критериях организации корректной публичной коммуникации.

12.    Концепция общественности и публичной сферы в эпоху Просвещения. Представления Ш.Монтескье о феномене общественного сознания, особенностях организации публичной сферы и публичного образа власти.

13.    Идеи Ж.-Ж. Руссо и их роль в формировании представлений о публичной коммуникации.

14.    Публичные коммуникации и зарождающиеся связи с общественностью в период борьбы американских колоний за независимость. Хронологические рамки и содержание первого этапа формирования PR в США.

15.    Эволюция PR-коммуникации в эпоху паблисити.

16.    Изменения в сфере средств массовой информации как фактор развития связей с общественностью.

17.    XX век: становление PR как профессии и научной дисциплины. Идеи Айви Ли, Эдварда Бернейза.

18.    Классификация моделей коммуникативного поведения Д. Грюнига.

19.    Пропаганда как коммуникативная форма. Сущность, особенности, технологии.

20.    Система советской пропаганды.

21.    Развитие связей с общественностью в Европе после Второй мировой войны.

22.    Особенности французской школы PR. Формирование этических норм и стандартов профессии.

23.    Становление связей с общественностью в России. Периодизация отечественной PR-коммуникации.

24.    Институционализация связей с общественностью в России.

25.    Современный российский PR: рынок, агенты, тенденции.

26.    Современные проблемы развития связей с общественностью.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – письменная. Экзаменационный билет включает в себя три вопроса из списка вопросов по курсу.

В случае если студент имеет высокую посещаемость, высокий балл за контрольную работу и отличную оценку по итогам работы на семинарских занятиях, он получает возможность отвечать на один из вопросов билета.

В случае если студент имеет высокую посещаемость, средний балл за контрольную работу и хорошую оценку по итогам работы на семинарских занятиях, он получает возможность отвечать на два вопроса билета.

Студент отвечает на все три вопроса экзаменационного билета, если он продемонстрировал: а) низкую посещаемость, б) низкий балл за контрольную работу, в) неудовлетворительную оценку по итогам работы на семинарских занятиях.

Время на подготовку отводится в зависимости от количества вопросов, на которые отвечает студент: 1 вопрос – 15 минут, 2 вопроса – 30 минут, 3 вопроса – 40 минут.

Оценка «отлично» ставится, если по всем вопросам содержание ответа изложено полно и последовательно в соответствии с требованиями, предъявляемыми программой, отсутствуют фактические ошибки, студент демонстрирует владение понятийным аппаратом дисциплины.

Оценка «хорошо» ставится, если содержание ответа в основном соответствует требованиям, предъявляемым к оценке «отлично», однако присутствуют незначительные ошибки, неточности, отклонения от темы.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если при достаточном изложении остальных вопросов, на один из вопросов билета ответ не получен, если на все вопросы получен ответ в объеме, не удовлетворяющем требованиям программы, если содержание ответа не свободно от существенных фактических ошибок, неточностей, искажений, студент слабо владеет понятийным аппаратом дисциплины.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не отвечает на два вопроса из билета, если содержание ответа не соответствует теме, если допущены грубые ошибки, студент не владеет понятийным аппаратом дисциплины.

Пример практического задания

Практические задания в ходе экзамена не предусмотрены

Список обязательной литературы

1.    Бузни Е.Н. История связей с общественностью. М., 2016

2.    Гавра Д.П. Слуцкий П.А. Эволюция либеральной идеологии США и развитие коммерческих связей с общественностью / Д.П.Гавра, П.А.Слуцкий// Медиаскоп. 2013.

3.    Очерки истории связей с общественностью: Учеб. пособие / Отв. ред. А. Д. Кривоносов. СПб., 2005.

4.    Почекаев Р. Ю. История связей с общественностью. СПб., 2007.

5.    Шилина М.Г. Генезис российских связей с общественностью: актуальные аспекты // Медиаскоп, 2011

6.    Шилина М.Г. Российский PR: становление рынка услуг// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. Тверь, 2016, №1, с. 201 - 206

7.    Шишкина М. А. Публичные коммуникации в истории цивилизации (от античности до Просвещения). СПб., 2005.

Литература для семинарских занятий

1.    Аристотель. Риторика. М, 1978.

2.    Макиавелли Н. Государь. М., 2010.

3.    Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. М., 1994.

Список дополнительной литературы

1.    PR: теория и практика: учеб./ Д. Е. Баранов, Е. В. Демко, М. А. Лукашенко и др.; под ред. М. А. Лукашенко. М., 2010.

2.    Бочаров М. П. История PR: нравы, бизнес, наука. М., 2007.

3.    Буари Ф. Паблик рилейшнз или Стратегия доверия. М., 2001.

4.    Кужелева-Саган И. П. История и генезис паблик рилейшнз. Томск, 2004.

5.    Лебедева Т. Ю. Искусство обольщения: «Паблик рилейшнз по-французски»: Концепция. Практика. М., 1996.

6.    Мединский В. Р. Особенности национального пиара. PRавдивая история Руси от Рюрика до Петра. М., 2010.

7.    Мехлер Г. Власть и магия PR. СПб., 2004.

8.    Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью: теория и практика. М., 2006.

9.    Шишкина М. А., Гавра Д. П., Шишкин Д. П. Связи с общественностью в России: развитие нового рынка. СПб., 2004.

10.    Шишкина М. А. Паблик рилейшнз в системе социального управления. СПб., 2002.

11.    Black S. Introduction of Public Relations. London, 1989

12.    Cutlip S.M. Public Relations History: From the 17th to the 20th Century. Hillsdale, 1995

Перечень иных информационных источников

1. Информационный ресурс «Состав.Ру»: реклама, маркетинг, PR www.sostav.ru

2. PR в России: всероссийский научно-популярный журнал www.rupr.ru

3.    Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 469 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru