Очная форма обучения. 1 курс
История искусств
4 сентября 2018
Преподаватель: Глинтерник Элеонора Михайловна, доктор искусствоведения, профессор
Кафедра: рекламы

План лекционных занятий

Занятие 1. Введение. Цель и задачи дисциплины. Искусство как форма общественного сознания и форма художественной коммуникации. Виды и жанры изобразительного искусства и архитектуры.

Занятие 2. Искусство Древнего мира. Древний Египет. Античная Греция и Древний Рим. Общая характеристика.

Занятие 3. Искусство средневековья и эпохи Возрождения ХII - ХVI веков.

Занятие 4. Западноевропейское искусство ХVII - ХVIII веков. Искусство Западной Европы кон. ХVIII - сер. ХIХ в.

План практических / семинарских занятий

Занятие 1. Искусство Древнего мира. Периодизация истории искусства античного общества. Сравнительная характеристика искусства Древней Греции и Древнего Рима. Классические ордера в архитектуре.

Искусство средневековья и эпохи Возрождения. Византия в истории культуры средневековья. Искусство романского периода в Западной Европе, приемы и формы романской архитектуры (ХI - ХII вв.). Искусство готики ХIII - ХIV вв. Новая конструкция храма и декора. Готика во Франции и Германии. Английская готика. Периодизация эпохи Возрождения в Италии. Искусство и культура Северного Возрождения. Западноевропейское искусство ХVII - ХVIII веков. Основные стилевые системы ХVII в. - барокко и классицизм. Национальные художественные школы (Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция).

Занятие 2. Искусство Западной Европы периода Просвещения. Английская школа живописи ХVIII в. Классицизм и романтизм во Франции. Реализм в искусстве Франции середины ХIХ в. Импрессионизм и постимпрессионизм как итог развития европейской живописи ХIХ в.

Занятие 3. Этапы развития русского искусства. Древнерусское искусство. Русское искусство ХVIII - ХIХ веков. Периодизация древнерусского искусства. Иконостас. Ансамбль Московского Кремля.

Занятие 4. Строительство Санкт-Петербурга. Русское искусство и архитектура ХVIII в. Русские живописцы 1-й половины ХIХ в. Развитие жанров исторической, пейзажной и портретной живописи. Творчество И. Репина, В. Серова, М. Врубеля, В. Сурикова.

Практические / семинарские занятия ведет: Глинтерник Элеонора Михайловна, доктор искусствоведения, профессор

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1.

Подготовка к семинарскому занятию № 1.

Занятие 2.

Подготовка к семинарскому занятию № 2.

Занятие 3.

Подготовка к семинарскому занятию № 3.

Занятие 4.

Подготовка к семинарскому занятию № 4.

Внутрисеместровый контроль

График работы в семестре устанавливается на первом занятии.

Посещение лекционных и практических занятий обязательно. В случае пропуска занятия по уважительной причине студент на зачете получает дополнительный вопрос по пропущенной теме.

В течение семестра обучающийся должен подготовить два сообщения на семинарских занятиях из числа предложенных тем. Темы сообщений преподаватель задает, исходя из уже пройденного лекционного материала. Сообщение проводится в устной форме в сопровождении презентации.

Текущая аттестация предусматривает самостоятельную работу в присутствии преподавателя. Во время этих занятий проходит подготовка к семинарским занятиям. Возможно также посещение одной или нескольких временных выставок в музеях Санкт-Петербурга, отвечающих темам занятий.

Показателями, характеризующими внутрисеместровую работу обучающих-ся, являются: посещаемость занятий, степень участия в работе на практических / семинарских занятиях, качество устного сообщения.

Вопросы к зачету

1.    Виды изобразительного искусства и их особенности (живопись, скульптура, графика).

2.    Основные жанры живописи.

3.    Понятие архитектуры и архитектурного стиля

4.    Искусство Древнего Египта (периодизация, наиболее характерные черты).

5.    Искусство времени правления Эхнатона IV (амарнский период).

6.    Происхождение термина “античный мир”. Периодизация истории искусства античного общества.

7.    Античные классические ордера: дорический, ионический, коринфский

8.    «Золотой век» древнегреческого искусства. Творчество Фидия

9.    Искусство эллинизма. Основные художественные центры и памятники.

10.    Этрусское искусство (VIII - I вв. до н.э.)

11.    Сравнительная характеристика искусства Древней Греции и Древнего Рима

12.    Искусство и архитектура римских провинций (Пальмира, Баальбек, Египет).

13.    Византия в истории культуры средневековья.

14.    Искусство романского периода в Западной Европе (ХI - ХII вв.) Приемы и формы романской архитектуры. Отличительные особенности.

15.    Готическое искусство ХIII - ХIV вв. Выработка новой конструкции храма и декора.

16.    Готика во Франции и Германии.

17.    Характерные черты английской готики.

18.    Флоренция - колыбель Возрождения и центр итальянского гуманизма. Художественная реформа Джотто.

19.    Эпоха Раннего Ренессанса в Италии. Сущность ренессансного антропоцентризма.

20.    Творчество Рафаэля Санти.

21.    Творчество Леонардо да Винчи.

22.    Микеланджело – архитектор, живописец и скульптор.

23.    Венецианское сеттеченто и его особенности (Джорджоне, Тициан).

24.    Испанская живопись ХVI века. Эль Греко.

25.    Искусство и культура Северного Возрождения (Нидерланды, Германия, Франция).

26.    Основные стилевые системы ХVII в. - барокко и классицизм.

27.    Искусство Италии в ХVII в. Творчество Л. Бернини. Развитие академизма и реалистического направления в живописи.

28.    Золотой век испанской живописи. Д. Веласкес.

29.    Искусство Фландрии ХVII века.

30.    Характерные особенности голландской школы. Сложение системы жанров.

31.    Искусство Франции ХVII века. Становление системы классицизма, творческий метод Н. Пуссена.

32.    Искусство Франции в эпоху Просвещения. Общая характеристика.

33.    Английское искусство ХVIII в. Национальная школа живописи.

34.    Искусство Франции конца ХVIII в. Великая французская революция. Ж.-Л. Давид.

35.    Эстетическая платформа классицизма и романтизма. Т. Жерико, Э. Делакруа, Ж.-О.-Д. Энгр.

36.    Развитие реалистического пейзажа во Франции. Барбизонская школа.

37.    Реализм в искусстве Франции середины ХIХ в. (К. Коро, Г. Курбе).

38.    Импрессионизм и ведущие мастера этого направления.

39.    Постимпрессионизм как итог развития французской живописи ХIХ столетия и начало новой эпохи в развитии искусства.

40.    Древнерусское искусство, его средневековый характер. Хронологические рамки и основные периоды развития.

41.    Развитие отдельных художественных школ в период феодальной раздробленности Руси.

42.    Система храмовых росписей. Композиция иконостаса.

43.    Ансамбль Московского Кремля.

44.    Строительство Петербурга. Градостроительные работы 1700-х - 1740-х гг. Д. Трезини.

45.    Русское искусство 2-ой половины ХVIII века. Основание Академии художеств.

46.    Русский портрет 2-ой половины ХVIII века: Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский.

47.    Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга конца ХVIII - 1-й трети ХIХ века. А. Воронихин, Т. де Томон, А. Захаров, К. Росси.

48.    Романтизм в русской живописи ХIХ века. О. Кипренский, С. Щедрин, В. Тропинин.

49.    Историческая живопись: К. Брюллов, Ф. Бруни. А. Иванов.

50.    Развитие русской пейзажной живописи ХIХ века: И. Левитан, И. Шишкин, Ф. Васильев, А. Куинджи.

51.    Творчество И. Репина.

52.    Историческая живопись В. Сурикова.

53.    Живопись В. Серова и К. Коровина.

54.    Творчество М. Врубеля.

55.    Художники объединения «Мир искусства».

Критерии оценки (зачет)

Зачет проводится в письменной форме. В каждом билете два вопроса из числа предложенных в списке. На ответ по одному вопросу отводится 20 минут.

Оценки «Зачтено» заслуживают обучающиеся, обнаружившие необходимое и достаточное знание учебного материала, успешно выполняющие предусмотренные в программе задания, усвоившие основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, эта оценка выставляется обучающимся, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности.

Оценка «Не зачтено» выставляется обучающимся, обнаружившим существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, эта оценка ставится обучающимся, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по дисциплине.

Возможно автоматическое получение зачета при условии хорошего посещения занятий, качественной работы на семинарских занятиях и на занятиях в присутствии преподавателя.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Примеры тестового задания / Типовые вопросы не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Ильина Т. В. История искусств. Западноевропейское искусство. М.,1983 (и след. переизд.) www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/ilina/03.php

2.    Ильина Т. В. История искусства западной Европы от античности до наших дней. М.: 2013.

3.    Ильина Т. В. На переломе. Русское искусство XVIII века. СПб., 2010.

4.    Ильина Т. В. История отечественного искусства от крещения Руси до начала третьего тысячелетия. М.: 2013.

5.    История искусства зарубежных стран. Под ред. М. Доброклонского и А. Чубовой. Изд. Академии художеств СССР. Т. 1 - III. - М., 2003 - 2008. (1, 2, 3-e и посл. изд.).

6.    Ильина Т. В. Национальное своеобразие русского искусства XVIII века и его место среди европейских школ. СПб., 2012.

7.    Ревалд Дж. История импрессионизма. М., 2011.

Список дополнительной литературы

1.    Алешина Л. С., Колпинский Ю. Д., Марченко Е. И. Европейское искусство XIX века. 1789 – 1871. M., 1975. (Серия «Памятники мирового искусства», далее ПМИ).

2.    Алешина Л. С., Ракова М. И., Горина П. Н. Русское искусство XIX – начала XX века. М.: 1972 (ПМИ).

3.    Алленов М. М., Евангулова О. С., Лифшиц Л. И. Русское искусство Х - начала ХХ века. Архитектура, скульптура, живопись, графика. М.:1989.

4.    Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Русский интерьер XIX века. Л.: 1984.

5.    Бартенев И. А., Батажкова В. Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.: 1983

6.    Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973.

7.    Брюсова В. Г. Русская живопись XVII века. М.: 1984.

8.    Буслович Д., Персианова О., Руммель Е. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. Л., 1978 (и посл. изд.)

9.    Виппер Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.

10.    Искусство XVII века. Италия, Испания, Фландрия. М.: 1988.

11.    Калязина Н. В., Комелова Г. Н. Русское искусство Петровской эпохи. Л.: 1990.

12.    Колпинский Ю. Д. Искусство Эгейского мира и Древней Греции. М., 1970 (ПМИ)

13.    Колпинский Ю., Бритова Н. Искусство этрусков и Древнего Рима. М., 1983 (ПМИ).

14.    Мастера искусств об искусстве. Избранные отрывки из писем, дневников, речей и трактатов в 7 томах. М.: 1965.

15.    Матье М. Искусство Древнего Египта. М.: 2010.

16.    Моран, Анри де. История декоративно-прикладного искусства. М.: 2011.

17.    Нессельштраус Ц. Г. Искусство Западной Европы в средние века. Л.-М.,1964 (и посл. издания).

18.    Очерки истории искусства / Под ред. И. Григоровича и Г. Поспелова. М., 1987.

19.    Раздольская В. И. Европейское искусство XIX века. Классицизм. Романтизм. (Серия «Новая история искусства»). СПб., 2005.

20.    Ревалд Дж. Постимпрессионизм. От Ван-Гога до Гогена. М., 2002.

21.    Сидоров А. А. Русская графика начала ХХ века. М. 1969.

22.    Эстетика Ренессанса. Памятники эстетической мысли, сочинения выдающихся мыслителей и художников /Сост. В. Шестаков. Т. 1, 2. М.: 1981.

Перечень иных информационных источников

Энциклопедические и справочные издания

1.    Архитектура и градостроительство. Энциклопедия. М., 2001.

2.    Мифы народов мира. Т. I - II. - М.,1987 - 1988.

3.    Популярная художественная энциклопедия. Архитектура, живопись, скульптура, графика, декоративное искусство. - Т. 1- 2. М., 1986.

4.    Словарь античности. Пер. с нем. М., 1989.

Электронные ресурсы

http://www.library.spbu.ru/

http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru

http://rusmuseum.ru/collections/

http://www.arts-museum.ru/collections/

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/categories/_id/42

http://louvre.historic.ru

http://gallerix.ru/album/Met

http://www.uffizi.com

 просмотров: 377 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru