Очная форма обучения. 1 курс
Введение в специальность
3 сентября 2018
Преподаватель: Гавра Д.П., Балахонская Л.В., Кузьмина А.М.
Кафедра: СО в бизнесе, рекламы

План лекционных занятий

12 сентября. Общее понимание статуса и теоретического базиса рекламы и связей с общественностью. Прикладные коммуникации как социальная практи-ка, вид деятельности, профессия. Необходимый первичный понятийный аппарат науки о рекламе и связях с общественностью.

26 сентября. Базовые информационно-коммуникативные категории для рекламы и связей с общественностью. Современное понимание PR. PR и смеж-ные коммуникативные форматы: журналистика и реклама.

3 октября. Организация работы с научной информацией специалиста по рекламе и связям с общественностью.

10 октября. Принципы написания научных текстов. Понятие и структура реферата, курсовой работы. Работа с источниками и оформление библиографи-ческого списка.

28 ноября. Понятие рекламы. Маркетинговые и социальные функции ре-кламы. Общая характеристика рекламного рынка современной России.

5 декабря. Виды и основные каналы маркетинговых коммуникаций. Кон-цепция интегрированных маркетинговых и бренд- коммуникаций.

План семинарских занятий

17 октября. Массовое общество, массовые коммуникации: основные тео-ретические подходы (Г. Тард, Г. Лебон, Х. Ортеги-и-Гассет, Г. Маркузе, С. Моско-вичи, Г. Блумер).

24 октября. Трансформация массового человека и массового общества в эпоху Интернета, социальных сетей, Web 2.0.

31 октября. Практикум по работе с информацией специалиста по рекламе и связям с общественностью. Основные базы данных, порталы, электронные из-дания по связям с общественностью и рекламе. Библиографическое описание источника информации.

7 ноября. Структура и оформление научного текста. Принципы написания реферата, курсовой работы, дипломной работы. Оформление библиографиче-ского списка.

14 ноября. PR, реклама и журналистика – общее и особенное, критерии различения.

21 ноября. Рынок СМИ и рынок PR региона.

12 декабря. Концепция позиционирования в рекламе. Цели и значение по-зиционирования. Критерии позиционирования. Структура системы позициони-рования в рекламной деятельности. Теория позиционирования Дж.Траута и Э.Раиса, Л.Ческина, Ж.-Ж.Ламбена.

19 декабря. Реклама как инструмент создания имиджа. Теория имиджа Д.Огилви. Технологии конструирования имиджа в рекламе.

Семинарские занятия ведут: Балахонская Л. В, к.филол.н., доцент; Кузь-мина А.М., к.полит.н., доцент

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя учебным планом не предусмотрена

Внутрисеместровый контроль

Формы текущего контроля

1. Учет посещаемости лекций и семинарских занятий.

2. Контроль выполнения домашних и самостоятельных работ.

3. Выступление с докладом (или написание реферата) по теме семинар-ских занятий. Доклад (реферат) представляется в печатном и электрон-ном виде и сопровождается мультимедийной презентацией

Вопросы к экзамену

1.    Первичное понимание социальных отношений, социальных субъектов. Характеристики социальных субъектов, учет которых необходим при орга-низации прикладной коммуникации.

2.    Информация как научная категория. Социальная информация. Общение.

3.    Масса. Массовое общество. Общие характеристики.

4.    Массовая коммуникация: общее понимание. Специфика источников, со-общений и каналов.

5.    Основные характеристики массовой коммуникации.

6.    Понятие и характеристики массовой аудитории.

7.    Понятие и характеристики публичной сферы и публичной коммуникации.

8.    Понятие общественности.

9.    Исторические причины и факторы возникновения массового общества. Типология массовых общностей: толпа, масса, публика.

10.    Г.Тард, Г.Лебон о массе и толпе.

11.    Подходы к массе и массовому обществу Х.Ортеги-и-Гассета.

12.    Подходы к массе и массовому обществу Г.Маркузе.

13.    Подходы к массе и массовому обществу С.Московичи.

14.    Типология неклассических общностей Г.Блумера.

15.    Трансформация массового человека и массового общества в эпоху Интер-нета, социальных сетей, Web 2.0.

16.    Понятие научной информации. Структура источников научной информа-ции.

17.    Алгоритм поиска научной информации по заданной теме. Ведение личных библиографических карточек в бумажном и электронном виде.

18.    Структура научного текста. Типы научных текстов: статья, реферат, обзор литературы. Курсовая работа. Введение научного текста.

19.    Оформление научного текста. Оформление текста реферата. Оформление иллюстраций. Библиографический список. Оформление библиографиче-ского списка. Описание документов для библиографического списка. Опи-сание составной части документа.

20.    Основные базы данных, порталы, электронные издания по связям с обще-ственностью в Интернет.

21.    Основные базы данных, порталы, электронные издания по рекламе в Ин-тернет.

22.    Подходы к определению связей с общественностью. Определение связей с общественностью.

23.    Связи с общественностью и реклама: сходства и различия в статусе, нор-мативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, технологиях и творческих приемах.

24.    Связи с общественностью и журналистика: сходства и различия в статусе, нормативном регулировании, работе с клиентами и аудиториями, техноло-гиях и творческих приемах.

25.    Новость в журналистике и PR.

26.    Специфика рекламных, журналистских и PR-текстов.

27.    Рынок печатных СМИ региона.

28.    Рынок аудиовизуальных СМИ региона.

29.    Предложение в сфере PR-услуг в регионе.

30.    Крупнейшие игроки и персоны PR-рынка региона.

31.    Понятие рекламы. Маркетинговые и социальные функции рекламы.

32.    Этапы развития рекламы в России: до 1917 года, советский и пост-советский период.

33.    Виды и основные каналы маркетинговых коммуникаций. Концепция инте-грированных маркетинговых и бренд- коммуникаций.

34.    Понятие аудитории. Принципы сегментирования аудитории и таргетиро-ванного рекламирования.

35.    Концепция позиционирования в рекламе. Структура системы позициони-рования в рекламной деятельности.

36.    Теория позиционирования Дж.Траута и Э.Раиса, Л.Ческина, Ж.-Ж.Ламбена.

37.    Реклама как инструмент создания имиджа. Технологии конструирования имиджа в рекламе.

38.    Теория имиджа Д.Огилви.

39.    Общая характеристика рекламного рынка современной России.

40.    Виды профессиональной деятельности в сфере рекламы.

41.    Государственное регулирование рекламы. Федеральный закон «О рекла-ме» от 13.03.2006 N 38-ФЗ

42.    Деятельность АКАР (Ассоциации коммуникационных агентств России). Ко-декс российской рекламы.

43.    Индустриальные стандарты АКАР.

    

Критерии оценки

Форма проведения экзамена - письменная. В билете содержится три во-проса, два из них – теоретические, один – практический.

Предполагаемая продолжительность письменной части экзамена - 60 минут.

Оценка «отлично» ставится студенту, продемонстрировавшему все-стороннее, систематизированное и глубокое знание учебного материала, усвоившему основные понятия дисциплины и их значение для приобретае-мой профессии, проявившему творческие способности в понимании, изло-жении и анализе материала. Оценка «отлично» может быть поставлена, если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее чем на два из 3-х во-просов билета, а ответ на один вопрос выполнен на оценку «хорошо».

Оценка «хорошо» ставится студенту, показавшему достаточно полное, систематизированное знание теоретического материала, успешно выпол-нившему практические задания билета, но допустившего незначительные погрешности в ответе. Оценка «хорошо» может быть поставлена в следую-щих случаях: а) если на оценку «отлично» или «хорошо» выполнены ответы не менее чем на два из 3-х вопросов билета, а ответ на один вопрос выпол-нен на оценку «удовлетворительно».

Оценка «удовлетворительно» ставится студенту, который показал знание основного теоретического материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, в целом справил-ся с выполнением практических заданий билета, но допустил в ответе ряд непринципиальных ошибок. Оценка «удовлетворительно» ставится в сле-дующих случаях: а) если на оценку «неудовлетворительно» выполнено не более одного ответа на вопросы билета; б) если на оценку «удовлетвори-тельно» выполнены ответы на все три вопроса билета; в) если на два из трех вопросов билета студент ответил на оценку «удовлетворительно».

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту в случае об-наружения значительных пробелов в знании теоретического материала и существенных ошибок в выполнении практических заданий.

Требования к письменному ответу на экзамене

Для получения положительной оценки на экзамене студент должен продемонстрировать знание теоретических вопросов изучаемой дисци-плины и умение применять полученные знания на практике.

При выставлении итоговой оценки будет учитываться работа сту-дента в аудитории (в том числе участие в дискуссиях), выполнение до-машних заданий, оценка за реферат, выступление с презентацией доклада по выбранной теме.

Студентам, не выполнившим более половины практических заданий или получившим за них неудовлетворительные оценки, оценка за экзамен будет снижена на один балл.

Примеры практических заданий на экзамене

1. Написать аннотацию на научную монографию, научную статью или ста-тью из специализированного издания.

2. Дать библиографическое описание источника научной информации (книги одного или двух авторов, книги трех и более авторов, составной ча-сти издания, статьи из сборника, журнала и газеты, автореферата диссер-тации, источника из интернета).

3. Отредактировать пример библиографического описания источника научной информации.

4. Определить тип текста: журналистский, рекламный или PR-текст − и проанализировать его (с аргументацией).

Основная литература

1.    Веселов С. В., Музыко В. А., Столярова А. В. Потребительский и реклам-ный рынки России: Анализ взаимосвязи состояния и перспектив развития. Монография. Аналитич. центр « Видео Интернешнл». М., 2013.

2.    Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. СПб., 2011.

3.    Евстафьев В. А., Молин А. В. Организация и практика работы рекламного агентства. Учебник. М., 2015.

4.    Индустриальные стандарты. Исследования. рейтинги. АКАР. М., 2015. Вып. 2. URL: www.akarussia.ru/files/docs/akar_sprav2015.pdf

5.    Коноваленко В. А., Коноваленко М. Ю., Швед Н. Г. Реклама и связи с обще-ственностью: введение в специальность. Учебник. - М.,2014.

6.    Костина А. В., Макаревич Э. Ф., Карпухин О. И. Основы рекламы: уч. посо-бие - 3-е изд., стер. М., 2010.

7.    Кривоносов А. Д., Филатова О. Г., Шишкина М. А. Основы теории связей с общественностью. СПб., 2010.

8.    Кузнецов П. А. Public Relations. Связи с общественностью для бизнеса: практические приемы и технологии. М., 2012.

9.    Огилви Д. Откровения рекламного агента. М., 2011.

10.    Пендикова И. Г., Ракитина Л. С. Архетип и символ в рекламе: учебное по-собие. - М., 2011.

11.    Рогожин М. Ю. Теория и практика рекламной деятельности: учебное посо-бие. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

12.    Ромат Е., Сендеров Д. Реклама. Теория и практика. СПб., 2013.

13.    Середа К. Н. Справочник по рекламе: справочное издание. - Ростов-на-Дону, 2010.

14.    Учёнова В. В. Реклама и массовая культура. Служанка или госпожа?: учебное пособие. М., 2012.

15.    Чумиков А. Н. Реклама и связи с общественностью: Имидж, репутация, бренд: учебное пособие. М., 2012.

16.    Шарков Ф. И., В. Н. Бузин. Интегрированные коммуникации: Массовые коммуникации и медиапланирование : учебник. М., 2012.

17.    Шевченко Д. А. Маркетинг и реклама: 3000 терминов: реклама, маркетинг, PR. М., 2012.

Дополнительная литература

1.    Антипов К. В. Основы рекламы. М., 2010.

2.    Аренс У. Современная реклама. М., 2011.

3.    Архангельская И. Реклама в старые добрые времена. Конец ХIХ - начала ХХ века. М., 2009.

4.    Бакулев Г. П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2010.

5.     Балыхина Т. М., С. Г. Костина, С. М. Харлицкий. Словарь терминов и поня-тий рекламы и связей с общественностью (Public Relations). М., 2007.

6.    Бердышев С. Н. Эффективная наружная реклама. М., 2010.

7.    Бушенева Ю.И. Как правильно написать реферат, курсовую и дипломную работы. М., 2014.

8.    Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и соци-альный институт. СПб., 1995.

9.    Глинтерник Э. М. Реклама в России ХVIII – первой половины ХХ века. Опыт иллюстрированных очерков. СПб., 2007.

10.    Дайксель А., К. Брандмейер, Э. Глинтерник. Товарный знак в Европе и в Рос-сии. Вопросы теории и истории. CПб., 2002.

11.    Джефкинс Ф. Реклама: учебное пособие. 4-е изд. М., 2012.

12.    Евстафьев В. А., Ясонов В. Н. Что, где и как рекламировать. Практические советы. СПб., 2005.

13.    Копытин Д. А. Правовое регулирование рекламного рынка: предпринимательско-правовой аспект: монография - М., 2010.

14.    Марочкина С. С., Л. М. Дмитриева, Е. В. Азарова. Введение в специаль-ность. Реклама: учебное пособие. М., 2013.

15.    Мельникова Н. А. Медиапланирование. Стратегическое и тактическое пла-нирование рекламных кампаний. М., 2014.

16.    Мечковская Н. Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций.- 2-е изд., М., 2007.

17.    Мирошниченко И. В. Семиотика: конспект лекций. М., 2007.

18.    Музькант В. Л. Реклама в действии. История, аудитория, приемы. М., 2006.

19.    Назаров М. М., Папантиму М.А. Визуальные образы в социальной и марке-тинговой коммуникации: опыт междисциплинарного исследования. М., 2009.

20.    Похлебкин В. В. Словарь международной символики и эмблематики. М., 2007.

21.    Савельева О. О. Живая история российской рекламы. М., 2004.

22.    Синяева И. М., Маслова В.М., Романенкова О.Н.. Маркетинг PR и рекламы: учебник. М., 2014.

23.    Сладкова О.В. Полная энциклопедия знаков и символов. М., 2010.

24.    Соболева Т. А., Суперанская А. В. Товарные знаки. М., 2009.

25.    Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2007.

26.    Филатова О.Г. Подготовка и защита курсовой и дипломной работы: мето-дич. пособие для студентов специальностей «Связи с общественностью» и «Реклама». СПб., 2006.

27.    Чумиков А. Н., Бочаров М. П. Связи с общественностью. Теория и практика. М., 2010.

28.    Шарков Ф. И. Реклама в коммуникационном процессе: учебник - 2-е изд. М., 2009.

29.    Щепилова Г. Г. Реклама в СМИ: история, технологии, классификация: мо-нография. М., 2010.

Перечень иных информационных источников

1.    Специализированные информационные сайты и профессиональные СМИ:

www. rupr.ru

www. СМИ.ru

www. lenta.ru

www. prinfo.ru

http://www.akarussia.ru

журнал “Советник” - SOVETNIK.ru

журнал PR-Week - prwekuk.com

еженедельник - odwyerpr.com

информационный портал Adme.ru

информационный портал Advertology.ru

www.outdoormedia.ru

журнал naroozhka.ru

журнал 4p.ru

2.    Профессиональные международные организации в области связей с обще-ственностью:

Европейская конфедерация связей с общественностью (CERP):

www.sbq.ac.at/cerp

Международная Ассоциация по связям с общественностью (IPRA):

www.ipranet.ru

Ассоциация компаний-консультантов в области общественных связей (АКОС):

www.akos.newmail.ru

Международный Комитет Ассоциаций компаний-консультантов в области свя-зей с общественностью (ICCO):

www.marrtex.co.uk/prca

Американское общество по связям с общественностью (PRSA):

www.prsa.org

3. Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 743 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru