Очная форма обучения. 4 курс
Стилистика
5 сентября 2018
Преподаватель: Васильева Виктория Владимировна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

05 сентября. Цели и задачи дисциплины. Зоны коммуникативных рисков в языке медиа. Векторы углубления знаний о медиатексте. Медиалингвистика.

12 сентября. Праксиологическое нормирование в медийной речи. Конфликт норм: школьная и медийная языковые нормы.

19 сентября. Поликодовая основа медиакоммуникации. Вербально-визуальные стилистические фигуры.

26 сентября. Комический дискурс современных медиа. Конфликт интенций и понимания.

03 октября. Превентивная экспертиза медиатекста в речевой практике журналиста. Конфликт выразительности и убедительности. Домашнее задание к практическому занятию 1: Подготовить сообщение об «особенном» лингвистическом словаре или справочнике.

План практических занятий

Занятие 1. Словари и справочники на службе у создателя медиатекста. Виды и типы словарей. Лексикографические признаки авторитетности источника. Словарь лингвистики медиа.

Домашнее задание к занятию 2: Подготовить фрагменты из свежих выпусков СМИ с примерами случайных и намеренных отступлений от «школьной» нормы.

Занятие 2. Граница между речевым приёмом и ошибкой. Праксиологический подход к норме. Анализ материалов СМИ.

Домашнее задание к занятию 3: Найти и проанализировать примеры смыслового или коннотативного противоречия, возникающего при взаимодействии вербального и визуального элементов печатного (в газете, журнале) текста. Примеры (из свежих выпусков СМИ) принести на занятия.

Занятие 3. Вербально-визуальное взаимодействие в печатном медиатексте. Анализ материалов СМИ.

Домашнее задание к занятию 4. Подготовить презентации с примерами удачного и неудачного взаимодействии вербального и визуального элементов в интернет-коммуникации (повторить материал: риторические фигуры Г.Бонсипа).

Занятие 4. Вербально-визуальное взаимодействие в интернет-коммуникации. Анализ сетевых материалов.

Домашнее задание к занятию 5. Подготовить презентации с примерами «неожиданного» комического эффекта на стыке слова и картинки в официальных СМИ.

Занятие 5. Комический медиадискурс. Игра и соревнование между словом и картинкой. Анализ сетевых материалов.

Домашнее задание к занятию 6. Найти примеры двух типов: 1) современные художественно-публицистические тексты (колонка, комментарий, фельетон), в которых использованы речевые приемы создания комического эффекта; 2) профессиональные медиатексты, в которых комическое создает деструкцию текста (пошлость, цинизм).

Занятие 6. Комический медиадискурс. Речевые формы комического. Анализ материалов СМИ.

Домашнее задание к занятию 7. Найти в практике СМИ (можно и исторического прошлого, и зарубежных медиа) примеры судебных исков к журналисту / редакции, связанные с использованием форм комического.

Занятие 7. Превентивная экспертиза медиатекста: претензии истца и вопросы к эксперту. Анализ экспертных заключений по медиатекстам.

Домашнее задание к занятию 8. Найти в современных СМИ тексты, которые могли бы стать причиной иска. Подготовить сообщение о конфликтогенных фрагментах таких текстов.

Занятие 8. Превентивная экспертиза медиатекста: проверка текста на конфликтогенность, стилистическая правка. Анализ текстов СМИ.

Домашнее задание к занятию 9. Студентам, не выполнившим то или иное домашнее задание, принести эти задания на заключительное занятие.

Занятие 9. Обобщающее занятие: медиастилистический анализ текстов.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрено

Внутрисеместровый контроль

В течение семестра преподаватель осуществляет контроль посещаемости лекционных и практических занятий, а также выполнение домашних заданий.

Вопросы к зачету

1.    Медиалингвистика как научное направление: объект, предмет цели, задачи.

2.    Медиатекст: виды медиатекста, условия создания и обитания, формы медиатекста.

3.    Праксиологический подход к речевой норме в медийной речи

4.    Лексикографические признаки авторитетности лингвистического справочного издания.

5.    Словари и справочники на службе у создателя медиатекста.

6.    Поликодовая основа медиакоммуникации.

7.    Вербально-визуальное взаимодействие в медиатексте.

8.    Вербально-визуальные стилистические фигуры Г.Бонсипа.

9.    Комический дискурс современных медиа.

10.    Речевые признаки пошлости и цинизма как деструктивных качеств медиатекста.

11.    Место превентивной экспертизы медиатекста в речевой практике журналиста.

12.    Проверка текста на конфликтогенность и приемы стилистической правки.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения промежуточной аттестации (зачета) – письменная.

Обучающийся выполняет письменный стилистический анализ медиатекста (текст предлагает преподаватель) и выявляет соблюдение различных языковых норм, квалифицирует ошибки, интерпретирует причины отступлений от норм, наличие комических приемов и эффектов, выявляет вербально-визуальное взаимодействие, конфликтогенность и необходимость / возможность правки.

При большом количестве пропущенных занятий (более 50%) обучающийся получает дополнительное задание: письменный ответ на один из вопросов (см. выше).

Время на выполнение заданий к зачету – 120 минут.

Оценка «зачет» ставится, если обучающийся продемонстрировал умение анализировать медиатекст по указанным параметрам; в письменным ответе на вопрос зачета отразил существенные стороны базового понятия на основе словарной статьи материалов словаря «Лингвистика медиа» (см.список литературы).

Оценка «незачет» ставится, если обучающийся не знает параметров стилистического анализа медиатекста, не отразил в письменном ответе на вопрос существенных сторон квалифицируемого понятия.

На проверку работ преподавателю необходимо три дня. Результаты зачета объявляются обучающимся по прошествии трех рабочих дней со дня проведения зачета.

Список обязательной литературы

1.    Современный русский язык: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. Л. Р. Дускаевой. – СПб.: Питер, 2014. С. 11–25 (Введение); С. 97–141 (Лексическая типология; Лексикография).

2.    Стилистика и литературное редактирование. В 2 т. / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М.: Юрайт, 2016.

3.    Коммуникативная культура журналист: практикум / сост. Л. Р. Дускаева, В. В. Васильева, А. А. Горячев и др.; науч. ред. Н. С. Цветова; отв. ред., сост. Ю. М. Коняева. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016. — 79 с.

4.    Материалы к «Медиалингвистика в терминах и понятиях. Словарь –справочник»» (М., Флинта, 2018) – фонд методических материалов кафедры медиалингвистики СПбГУ.

Список дополнительной литературы

1.    Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (К проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы язкознания. 1992. № 1. С. 71–79.

2.    Васильева В.В., Дускаева Л.Р. Коммуникативный сценарий призыва в массмедийном поликодовом тексте: проявления экстремистского высказывания // Acta linguistica petropolitana. Труды института лингвистических исследований РАН / Отв. ред. Казанский Н.Н. Т.XII. Ч. 3. СПб.: Наука, 2016. С. 395–405. URL: elibrary.ru/contents.asp

3.    Васильева В.В., Дускаева Л.Р. Коммуникативный сценарий призыва в массмедийном поликодовом тексте: проявления экстремистского высказывания // Acta linguistica petropolitana. Труды института лингвистических исследований РАН / Отв. ред. Казанский Н.Н. - Т.XII. Ч. 3. СПб.: Наука, 2016. С. 395–405. URL: elibrary.ru/contents.asp

4.    Виноградов С.И. Язык газеты в аспекте культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. М., 1996.

5.    Дускаева Л.Р. , Цветова Н.С. Феноменология медиатекста // Стереотипность и творчество. Пермь, 2011.

6.    Дмитриев А. В. Социология юмора. М., 1997.

7.    Карасик В. И. Язык социального статуса. М., 2002.

8.    Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. М., 2010.

9.    Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи: Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. СПб., 1999.

10.    Красиков Ю. В. Теория речевых ошибок. М., 1980.

11.    Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

12.    Лаптева О. А. Живая русская речь с телеэкрана: Разговорный пласт телевизионной речи в нормативном аспекте. М., 2001.

13.    Логический анализ языка. Языковые механизмы комизма. М., 2007.

14.    Разуваев В. В. Политический смех в современной России. М., 2002.

15.    Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

16.    Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе. М., 2000.

17.    Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. 4-е межд. изд. СПб.: «ПРАЙМ ЕВРОЗНАК», «Издательский дом НЕВА», М.:«ОЛМА-ПРЕСС» 2002. (Электронная версия: evartist.narod.ru/text5/01.htm

18.    Чернявская В.Е. Текст в медиальном пространстве: монография. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014.

19.    Этика речевого поведения российского журналиста: коллективная монография / Ред.-сост. Л.Р.Дускаева. СПб.: Астерион, 2009.

20.    Vasileva V. V., Prokofeva N. A.Genre Styles of Phatics: PR Communication in Media Discourse. The Social Sciences. Year: 2016. Volume: 11. Issue: 7. Page No.: 1151-1156. DOI: 10.3923/sscience.2016.1151.1156. URL: www.medwelljournals.com

21.    Vasilieva V., Kornilova N. Slang Toponyms and Newsmakers’ Nicknames as a Communicative Contact and Indicator of Comic Culture in the Modern Russian Journalism // International Review of Management and Marketing. ISSN: 2146-4405 2015, 5 (Special Issue). P. 1–10. URL: www.econjournals.com/index.php

Перечень иных информационных источников

– Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

– Библиотека сайта «Медиалингвистика»: medialing.spbu.ru

Справочники (имеют онлайн-версии)

1.    Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. (Любое издание после 2000-го года)

2.    Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С А. Кузнецов. СПб., 1998.

3.    Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи: Стилистический словарь вариантов. М., 2001.

4.    Мильчин А. Э. Издательский словарь-справочник. М., 1998.

5.    Мильчин А. Э., Чельцова Л.К. Справочник издателя и автора: Редакционно-издательское оформление издания. М., 2005.

6.    Розенталь Д. Э., Джаджакова Е. В., Кабанова Н. П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. М., 1998.

7.    Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М. Н. Кожиной. – М., 2003.

 просмотров: 289 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru