Очная форма обучения. 4 курс
Поликодовый текст в массовой коммуникации (спецкурс)
5 сентября 2018
Преподаватель: Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

4 сентября. СМИ и Интернет как среда коммуникации и как технические средства производства речевой продукции.

11 сентября. СМИ и Интернет как среда коммуникации и как технические средства производства речевой продукции.

18 сентября. Понятие об актуальной речи и речи, находящейся в сфере когнитива.

25 сентября. Семантика печатного поликодового текста.

2 октября. Семантика радийного поликодового текста.

9 октября. Семантическая структура фотографии, сопровождающей текст.

16 октября. Семантическая специфика инфографики, сопровождающей текст

23 октября. Рекламный модуль как поликодовый текст.

30 октября. Мемориальная надпись как поликодовый текст.

6 ноября. Принципы построения презентации как поликодового текста.

13 ноября. Поликодовый художественный текст.

20 ноября. Интернет-страница как поликодовое образование.

27 ноября. Поликодовость и диалогичность текста.

4 декабря. Коллоквиум

11 декабря. Итоговое занятие с разбором результатов коллоквиума.

План практических / семинарских занятий

Практические занятия не предусмотрены.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Проводится учет посещаемости лекционных занятий, выполнения домашних заданий, активности диалога с преподавателем во время лекции.

Вопросы к зачету

1. СМИ и Интернет как среда коммуникации и как технические средства производства речевой продукции.

2. Понятие об актуальной речи и речи, находящейся в сфере когнитива.

3. Семантика печатного поликодового текста.

4. Семантика печатного поликодового текста.

5. Семантика телевизионного поликодового текста.

6. Семантика радийного поликодового текста.

7. Семантическая структура фотографии, сопровождающей текст.

8. Семантическая специфика инфографики, сопровождающей текст

9. Рекламный модуль как поликодовый текст.

10. Мемориальная надпись как поликодовый текст.

11. Принципы построения презентации как поликодового текста.

12. Поликодовый художественный текст.

13. Интернет-страница как поликодовое образование.

Критерии оценки

Оценка зачет ставится в том случае, если обучающийся при ответе на предложенный вопрос а) показал знания по теории, соответствующие программе курса; б) продемонстрировал умение анализировать один из видов поликодового текста в соответствии с основными положениями теории поликодового текста.

Оценка незачет ставится в том случае, если обучающийся при ответе на предложенный вопрос а) показал отсутствие базовых знаний по теории поликодового текста, соответствующих программе курса; б) не продемонстрировал умение анализировать один из видов поликодового текста в соответствии с основными положениями теории поликодового текста.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Тестовые задания не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Коньков В.И. Вербальный текст и фотография в аспекте визуализации информационного потока // Вторая международная научная конференция «Стилистика сегодня и завтра: медиатекст в прагматическом, риторическом и лингвокультурологическом аспектах». Пленарные доклады. М., 2012. С. 92-98.

2.    Коньков В.И. Заметка в аспекте текстовых категорий // Речеведение: современное состояние и перспективы. Пермь, 2010. С. 378 – 383.

3.    Коньков В.И. Комическое в массовой коммуникации // Информационное пространство: проблемы теории и практики. Краснодар, 2012. С. 154-165.

4.    Коньков В.И. Коммуникативная типология речи в практике обучения // Актуальные вопросы филологии и методики преподавания иностранных языков: материалы третьей международной научно-практической конференции. СПб., 2012. Т. 1. С. 22-26.

5.    Коньков В.И. От предложения к тексту, от высказывания к произведению // Лингвистика речи. Медиастилистика: колл. монография, посвященная 80-летию профессора Г. Я. Солганика. М., 2012. С. 354-363.

6.    Коньков В.И. Печатная речь и ее вербальная составляющая в массовой коммуникации // Коньков В.И. Языковая политика и язык СМИ в современной России: коллективная монография. Тюмень; СПб., 2010. С. 90–93.

7.    Коньков В.И. Речевая практика СМИ: достижения, проблемы, перспективы развития // Медиадискурс и проблемы медиаобразования: материалы Ι Международной научно-практической конференции. Омск, 2011. С. 125-129.

8.    Коньков В.И. Стиль как речевая технология // Стилистика как речеведение: сб. науч. тр. славянских стилистов, посвященный памяти М. Н. Кожиной. М., 2013. С. 131-137.

9.    Коньков В.И. Стиль как речевая технология // Традиции и новации в преподавании русского языка и литературы. СПб., 2011. С. 329–332.

10.    Коньков В.И. Текст как жизнь и жизнь как текст // Русский язык и культура в пространстве русского мира. Материалы II Конгресса Российского общества преподавателей русского языка и литературы. СПб., 2010. Т. I. С. 294–299.

11.    Коньков В.И. Тексты СМИ в структуре речевой практики общества // Мысль. Текст. Стиль. СПб., 2011. С. 112–116.

12.    Коньков В.И. Теория речевой практики СМИ как проблема речеведения // Журналистика и культура речи. 2012. № 1. С. 6-23.

13.    Коньков В.И. Язык молодежной субкультуры в речевой практике СМИ // Записки Горного института. СПб., 2011. Т. 193. Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. С. 25-28.

14.    Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб., 2011.

Список дополнительной литературы

1.    Адзинова А.А. Особенности декодирования информации в креолизованном тексте // Известия Российского государственного университета им. А.И. Герцена. Вып. 49. 2008.

2.    Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (К проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. №1. С.71–79.

3.    Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). М., 2003.

4.    Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность / Науч. ред. П. Е. Бухаркин. СПб., 1999.

5.    Баранов А. Н., Паршин П. Б. Воздействующий потенциал варьирования в сфере метаграфемики // Проблемы эффективности речевой коммуникации: Сб. обзоров. М., 1989. С. 41-115.

6.    Бернацкая А. А. К проблеме «креолизации» текста: история и современное состояние // Речевое общение: специализированный вестник. Красноярск, 2000. С. 104-110.

7.    Богданов В. В. Функции вербальных и невербальных компонентов в речевом общении // Языковое общение и регулятивы. Калинин, 1978. С. 18-25.

8.    Большиянова Л.М. Вербальное сопровождение фотоизображения в современной британской прессе: содержание и структура: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1986.

9.    Ворошилова М. Б. Креолизованный текст: аспекты изучения // Политическая лингвистика. Вып. 20. Екатеринбург, 2006.

10.    Ворошилова М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению: монография. Екатеринбург, 2013.

11.    Головина Л.В. Влияние изображения на смысловое восприятие креолизованного текста (экспериментальные исследования) // Речевое воздействие: психологические и психолингвистические проблемы. М., 1986.

12.    Гордеев Ю.А., Корнилова Е.Е. Фотоизображение в пресс-рекламе // Слово и изображение в рекламе. Воронеж, 2001.

13.    Дубовицкая Л.В. Феномен креолизованного текста (на материале креолизованных текстов письменной коммуникации): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2013.

14.    Клюканов И.Э. К функциональной характеристике графических приёмов // Стилистика художественной речи: Межвузовский тематический сборник. Калинин, 1982.

15.    Косицкая Ф.Л. Каталог моды как креолизованный текст // Вестник Томского государственного педагогического университета. Вып. 10. 2014.

16.    Крейдлин Г. Е. Иконические жесты в дискурсе // Вопросы языкознания. 2006. №4. С. 46-57.

17.    Михеев А.В. О некоторых типах взаимодействия изображения и текста // Типы коммуникации и содержательный аспект языка. М., 1987.

18.    Мощева С.В. Креолизованный рекламный текст // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. Вып. 20. Иваново, 2007.

19.    Пойманова О. В. Семантическое пространство видеовербального текста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1997.

20.    Сонин А. Г. Моделирование механизмов понимания поликодовых текстов: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2006.

21.    Сорокин Ю А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.

22.    Фаворский В. А. Шрифт, его типы и связь в иллюстрации со шрифтом // Литературно-теоретическое наследие М., 1988. 588 с.

23.    Чепурных В. И. Прагматические и стилистические функции графических средств в художественном тексте // Текст и его компоненты как объект комплексного анализа. Л., 1986. С. 124-126.

24.    Чернявская В.Е. Лингвистика текста: Поликодовость, интертекстуальность, интердискурсивность: учебное пособие. М., 2009.

25.    Чигаев Д.П. Способы креолизации современного рекламного текста: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2010.

26.    Чихольд Я. Облик книги. Избранные статьи о книжном оформлении. М., 1980.

27.    Шубина Н. Л., Антошинцева М. А. Вспомогательные семиотические системы в устной и письменной коммуникации. СПб., 2005.

Перечень иных информационных источников

Информационные ресурсы научной библиотеки СПбГУ: library.spbu.ru

 просмотров: 115 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru