Очная форма обучения. 4 курс
Драматургия экрана и сценарное мастерство в тележурналистике (спецкурс)
12 сентября 2018
Преподаватель: Пронин Александр Алексеевич, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

1 занятие. Введение. История драматических искусств: театр, кинематограф, телевидение.

2 занятие. Основные категории теории драмы: действие, конфликт, характер, герой, композиция и сюжет.

3 занятие. Специфика языка и драматургии экрана. Эстетика экранного зрелища. Кино и телевидение с точки зрения теории коммуникаций.

4 занятие. История экранного сценария: от кино до ТВ и Интернета.

5 занятие. Киносценарий как особый тип текста. Творческие и прагматические аспекты сценарного дела.

6 занятие. Элементы сценарного комплекса и этапы работы сценариста.

7-8 занятие. Телевизионный сценарий - словесная матрица передачи или фильма. Драматургия и структура телевизионного сценария. Виды, этапы работы и критерии оценки.

9-10 занятие. Телевизионный сценарий «разговорных» телепередач (от монологичных до массовых ток-шоу). «Жесткий» и модульный сценарий.

11-13 занятие. Телевизионный сценарий «изобразительных» телепередач (от репортажа до телефильма). Литературный (журналистский) и режиссерский сценарий: специфика и взаимодействие.

14-15 занятие. Сценарий телевизионной программы. Синтез и импровизация. Автор и творческий коллектив: проблемы взаимодействия и творческая индивидуальность.

Внутрисеместровый контроль

Показателями, характеризующими учебную работу слушателей в семестре, являются:

1. посещаемость занятий и активность работы на занятиях;

2. выполнение заданий, предложенных преподавателем для самостоятельной работы.

Критерии оценки

Зачет ставится с учетом текущей аттестации и результатов выполнения заданий для самостоятельной работы (текстов сценарного комплекса).

Список обязательной литературы

1. Основы журналистской деятельности: Учебник для бакалавров. М., 2016.

2. Пронин А.А. Mass-док: презумпция нарративности. СПб., 2017.

3. Пронин А.А. Телевидение как рассказчик: Биографический нарратив в документалистике. СПб., 2016.

4. Телевизионный журналист. Основы творческой деятельности: Учеб. Пособие для студентов вузов. М., 2015.

Список дополнительной литературы

1. Арнхейм Р. Кино как искусство. М. 1960.

2. Вайсфельд И. Мастерство кинодраматурга. М. 1961.

3. Вартанов А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. М., 2003.

4. Вертов Д. Статьи. Дневники. Замыслы. М. 1966.

5. Гаймакова Б.Д, Макарова С.К. Мастерство эфирного выступления. М., 2004.

6. Голдовская М. Человек крупным планом. М., 1981.

7. Гаймакова Б. Основы редактирования телепередач. М., 2001.

8. Кемарская И.Н. Телевизионный редактор. М., 2007.

9. Лотман Ю., Цивьян Ю. Диалог с экраном. М., 1994.

10. Митта А. Кино между адом и раем. М., 2009.

11. Петров Г.Н. Телевизионная драматургия. СПб, 1999.

12. Познин В.Ф. Основы монтажа изображения. СПб., 2004.

13. Пронин А.А. Основы сценарного мастерства. СПб, 2008.

14. Пронин А.А. Как написать хороший сценарий. СПб, 2009.

15. Пронин А.А. Сценарий документального телефильма. СПб., 2010.

15. Ромм М. Лекции по кинорежиссуре. М. 1978.

16. Сенкевич М.П. Культура телевизионной и радиоречи. М., 1996.

17. Р.Уолтер. Сценарное мастерство: кино- и теледраматургия как искусство, ремесло и бизнес (реферат книги). М., 1993.

18. Эйзенштейн С. Монтаж 38. За кадром // С.М.Эйзенштейн. Избр. произв.: в 6т. Т.2, М. 1964.

19. Экранные искусства и литература. Т. 1-4. М., 1991.

Перечень иных информационных источников

Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 114 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru