Очная форма обучения. 4 курс
Коммуникативная культура журналиста
11 сентября 2018
Преподаватель: Выровцева Екатерина Владимировна, к. филол. н., доцент
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

Лекция 1 – Критерии эффективной речи. Понятия качества речи и речевой компетенции. Вербальные и невербальные виды коммуникации. Спонтанная и подготовленная речь в журналистской практике.

Лекция 2 – Ортология: объекты и принципы изучения. Понятие нормы и причины вариантности. Правильность как основа эффективности речи. Типология нарушений нормы; Коммуникативные барьеры и коммуникативные неудачи.

Лекция 3 – Коммуникативная целесообразность речи. Целеполагание в журналистике. Виды интенций. Иерархия интенций в медиатексте. Информирующая, убеждающая, фатическая, эпидейктическая речь Постулаты Грайса и профессиональная деятельность журналиста.

Лекция 4 – Этичность речи как актуальная проблема. Критерии оценки этичности речевого поведения: национально-культурные традиции. Этикетные речевые жанры в журналистике.

Лекция 5 – Эстетичность речи. Двуединство журналистского текста: план содержания и план выражения. Принципы построения убеждающего текста. Система аргументации и средства воздействия.

План практических занятий

1 занятие – Вербальные и невербальные компоненты коммуникации. Практика произнесения спонтанной речи

2 занятие – Контактоустанавливающие средства в устной публичной речи

3 занятие – Критерии эффективной речи

4 занятие – Правильность как основа эффективности речи

5 занятие – Публичное выступление: от замысла к воплощению. Виды речи

6 занятие – Образность, изобразительность, выразительность, наглядность речи. Суггестия речи

7 занятие – Фактор адресата. Речевая манипуляция

8 занятие – Диалог и диалогизация. Беседа, спор, дискуссия

9 занятие – Произнесение итоговой речи. Закрепление полученных навыков

Практические занятия ведут:

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

1. Контроль посещаемости лекционных и практических занятий.

2. Контроль выполнения домашних заданий.

3. Выступление с итоговой речью.

Вопросы к зачёту

1. Понятие коммуникативной культуры.

2. Понятие речевого воздействия.

3. Критерии эффективности речи.

4. Правильность речи как основа эффективности речевого воздействия.

5. Нормы литературного языка. Культурная роль норм.

6. Целеполагание в речевой практике. Интенциональность журналистского текста.

7. Коммуникативная целесообразность речи.

8. Аргументация и внушение как виды речевого воздействия в медиатексте.

9. Виды речи: информационная, эпидейктическая, убеждающая, призывающая, фатическая.

10. Фактор адресата в речевой практике журналиста. Аудитория как участник коммуникации.

11. Коммуникативная неудача: виды и причины.

12. Контактоустанавливающие средства в публичном выступлении. Способы управления вниманием в профессиональной деятельности журналиста.

13. Вербальные, невербальные и паравербальные средства в публичном выступлении.

14. План содержания и План выражения: специфика функционирования медиатекста. Внутренняя гармония речи.

15. Подготовка публичного выступления: этапы, правила, принципы, средства.

16. Композиция публичного выступления.

17. Наглядность речи. Работа с иллюстрациями.

18. Монологическая убеждающая речь.

19. Особенности диалогического взаимодействия в условиях публичной коммуникации.

20. Этичность речи. Теория и практика спора/дискуссии/полемики.

21. Эстетическая функция слова и практика современных массмедиа.

Критерии оценки (зачёт)

Форма проведения зачёта – устно-письменная. Обучающемуся предлагается подготовить риторический анализ предложенного текста, а также собеседование по темам лекционного курса и практических занятий. На подготовку отводится 20 минут.

Оценка «зачёт» ставится, если обучающийся демонстрирует понимание основ прагматики текста, имеет базовое представление о риторическом анализе, а также умеет выстраивать публичное выступление, в том числе спонтанное.

Оценка «незачёт» ставится, если обучающийся имеет примитивное представление о прагматике текста, неумение проводить риторический анализ текста, а также не способен построить публичное выступление.

Предполагаемая продолжительность проведения зачёта – 20 минут, без учёта времени на подготовку.

Пример тестового задания

1. Выполните риторический анализ текста.

На прошлой неделе случился прецедент: на должность руководителя федерального ведомства едва ли не впервые за многие годы назначен просто профессионал — без отягчающей питерской принадлежности и воинского звания. Возглавивший Росархив Андрей Артизов родом из Калужской области и всю сознательную жизнь — в профессии, где прошёл буквально все должностные ступеньки. Он не просто «в курсе дела», а на протяжении многих лет за этот курс отвечает, исповедуя редкую для отечественного чиновника философию: главное призвание архивиста хранить, а не охранять. Артизов автор более 120 научных работ по проблемам отечественной истории XX века. Причём по проблемам чувствительным и относящимся по сей день к категории «закрытых». Он способствует тому, чтобы их открыть.

Список обязательной литературы

1. Журналистика сферы досуга / Под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. — СПб.: Высш. школа журн. и масс. коммуникаций, 2012. 304 с.

2. Коммуникативная культура журналиста: Практикум. СПб.: С.-Петерб. гос. Ун-т, Ин-т «Высш. шк. Журн. И мас. коммуникаций», 2016. 79 с.

3. Риторика: учебник для бакалавров / Под общ. ред. В. Д.Черняк. М., Издательство Юрайт, 2013. 430 с.

4. Русский язык в массмедиа. Коллективная монография. Спб.: изд-во СПбГУ, Изд-во ВВМ, ВШЖиМК, 2013. 224 с.

5. Стернин И. А. Практическая риторика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. М.: Издательский центр «Академия», 2014. 272 с.

6. Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. — Красноярск: Изд-во Сибирского федерального университета, 2012.882 с.

Список дополнительной литературы

1. Аннекова И. В. Риторика для журналистов. Историко-культурный, теоретический и практический аспекты. — М.: МедиаМир, 2006. 164 с.

2. Аристотель. Поэтика. Риторика. — СПб.: Азбука, 2000. 348 с.

3. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. — М.: Наука, 1981. Т. 40. №4. С. 356-367.

4. Балакай А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета. — М.: Астрель, АСТ, Транзиткнига, 2004. 681 с.

5. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. — М.: Логос, 2001. 304 с.

6. Вежбицка А. Понимание культур через посредство ключевых слов. — М.: Языки славянской культуры, 2001. 288 с.

7. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. — М.: КомКнига, 2005. 176 c.

8. Гольдин В. Е. Речь и этикет. — М.: Просвещение, 1983. 109 с.

9. Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. 240 с.

10. Дементьев В. В. Коммуникативные ценности русской культуры: категория персональности в лексике и грамматике. М. Глобал Ком, 2013. 336 с.

11. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. — М.: Издательство ЛКИ, 2012. 304 с.

12. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. — М.: РИПОЛ-КЛАССИК, 2002. 320 с.

13. Колокольцева Т. Н. Роль диалога и диалогичности в современном коммуникативном пространстве (на материале средств массовой информации) //Проблемы речевой коммуникации. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. С. 50-57.

14. Захарова Е. П. Коммуникативная норма и речевые жанры // Жанры речи. Вып. 2. — Саратов: Колледж, 1999. С. 76-80.

15. Колесов В. В. Культура речи — культура поведения. — Л.: Лениздат, 1988. 271 с.

16. Колесов В. В. Ментальные характеристики русского слова в языке и философской интуиции // Язык и этнический менталитет. — Петрозаводск: Изд-во ПГУ, 1995. С. 13-24.

17. Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. — СПб.: Юна, 1998. 248 с.

18. Кормилицына М. А. О релевантных различиях в речи носителей разных типов культур // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. — Волгоград — Саратов: Перемена, 1998. С. 28-35.

19. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. — М.: Гардарики, 2005. 287 с.

20. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. — СПб.: Златоуст, 1999. 320 с.

21. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. — М.: КРАСАНД, 2010. 216 с.

22. Лотман Ю. М. Риторика // Структура и семиотика художественного текста. Труды по знаковым системам XII. — Тарту, 1981. С. 8-28.

23. Макеева И. И. Этика речевого поведения в русской культуре // Логический анализ языка: Языки этики. — М.: Языки русской культуры, 2000. С. 353-363.

24. Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М.: Флинта: Наука, 2003. — 432 с.

25. Мельник Г. С., Амбросенкова В. К. Элементы психологического воздействия политических текстов на аудиторию // Логос, общество, знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса) / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. — СПб.: ООО Выставоч. ред.-изд. комплекс «БРИГ-ЭКСПО», 1997. С. 74-83

26. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. 432 с.

27. Михальская А. К. Русский Сократ. — М.: Издательский центр «Академия», 1996. 192 с.

28. Проблемы речевой коммуникации. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2000. — 184 с.

29. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. М.: Флинта: Наука, 2011. 328 с.

30. Рождественский Ю. В. Теория риторики. — Москва: Добросвет, 1999. 482 с.

31. Русская речь в массовой информации. Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. 399 с.

32. Седов К. Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: «ссора», «комплимент», «колкость» // Жанры речи. Вып. 1. — Саратов: Колледж, 1997. С. 188-195.

33. Сиротинина О. Б. О стилистических приёмах современной публицистики, которые могут приводить к коммуникативной неудаче // Жизнь языка: Сб. ст. к 80-летию М. В. Панова. — М.: Языки славянской культуры, 2001. С. 281-283.

34. Формановская Н. И. Культура общения и русский речевой этикет. — М.: Издательство ИКАР, 2002. 236 с.

Перечень иных информационных источников

1. Ж-л «Медиалингвистика» medialing.spbu.ru

2. Научная библиотека СПбГУ: library.spbu.ru

 просмотров: 127 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru