Очная форма обучения. 3 курс
Теория и практика международной журналистики
5 сентября 2018
Преподаватель: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

03 октября. Аналитический способ отображения действительности в журналистике. Сущность и особенности аналитического способа отображения действительности в журналистике. Цели анализа в журналистике. Основные виды анализа. Понятие жанра в российской и зарубежной журналистике. Определения основных жанров аналитики.

Аналитические жанры в структуре системы жанров российской и западной журналистики. Современные тенденции развития аналитических жанров. Жанровая конвергенция.

10 октября. Аналитические жанры в печати. Аналитическая корреспонденция. Факт в корреспонденции. Анализ текста корреспонденции. Аналитический комментарий. Комментарий и его разновидности, жанровые особенности. Используемые методы аргументации.

17 октября. Аналитическое интервью. Жанровые особенности аналитического интервью. Характерные типы вопросов и задачи жанра. Техника аналитических интервью. Подготовка интервью. Проведение интервью. Работа над текстом интервью.

24 октября. Аналитическая статья. Жанровые особенности статьи. Виды статей: общеисследовательская, практико-аналитическая, полемическая.

31 октября. Анализ композиционной структуры жанра. Примеры статей. Тенденции развития жанра статьи в России. Тенденции развития жанра мнений за рубежом.

07 ноября. Аналитические жанры и новые медиа. Основные тенденции развития аналитических материалов в новых медиа.

План практических занятий

Занятие 1. Презентация по аналитическим жанрам в различных зарубежных изданиях.

Разбор домашнего задания и редактирование текстов.

Домашнее задание: написание эссе «Журналист vs. блоггер: в чем разница?»

Занятие 2. Разбор эссе: отличие комментария как журналистского жанра от комментария блоггера? Домашнее задание: Подготовка презентаций по аналитическим жанрам в различных зарубежных изданиях.

Занятие 3. Презентация по аналитическим жанрам в различных зарубежных изданиях. Обсуждение материалов, подготовленных студентами.

Занятие 4. Анализ композиционной структуры комментария из иностранного издания. Анализ содержания материала. Написание материала в жанре комментарий на актуальную тему.

Занятие 5. Презентация по творчеству российских и зарубежных журналистов, работающих в жанре.

Занятие 6. Написание новости и комментария на одну и ту же тему.

Занятие 7. Разбор и обсуждение домашнего задания студентами: сравнение новости и комментария на одну и ту же тему.

Занятие 8. Редактирование материалов, подготовленных одногруппниками.

Занятие 7. Этапы работы над статьей.

Аналитическая статья. Анализ статьи (российская пресса, зарубежная пресса). Сравнительный анализ материалов из отечественных и зарубежных СМИ. Сравнение структуры материала, стилистики.

Занятие 8. подготовить презентации с наглядной иллюстрацией составляющих аналитического материала на основе зарубежных аналитических статей.

Занятие 9. Разбор и обсуждение домашнего задания – презентаций по аналитическим материалам. Сравнительный анализ материалов из отечественных и зарубежных СМИ.

Занятие 10. Презентация по творчеству российских журналистов, публикующих статьи (издания по выбору).

Занятие 11. Распределение тематических заданий для написания материала в жанре статьи. Выбор темы. Определение источников информации. Составление примерного плана будущей работы. Разбор этапов работы над статьей.

Занятие 12. Разбор этапов работы над статьей. Анализ текстов, подготовленных студентами, редактирование текстов студентами.

Занятие 13. Разбор этапов работы над статьей. Анализ текстов, подготовленных студентами, редактирование текстов студентами.

Занятие 14. Разбор этапов работы над статьей. Анализ текстов, подготовленных студентами, редактирование текстов студентами.

Занятие 15. Разбор этапов работы над статьей. Анализ текстов, подготовленных студентами, редактирование текстов студентами.

Занятие 16. Техника аналитических интервью, вопросы при аналитическом интервью в западной прессе («Financial Times», «New York Times», «Newsweek» и др.).

Занятие 17. Выбор эксперта в рамках актуальной повестки дня (политика, спорт, культура, экономика, социальная жизнь), постановка проблемы, сбор материала, подготовка вопросов. Обсуждение.

Занятие 18. Выбор эксперта в рамках актуальной повестки дня (политика, спорт, культура, экономика, социальная жизнь), постановка проблемы, сбор материала, подготовка вопросов. Обсуждение.

Занятие 19. Выбор эксперта в рамках актуальной повестки дня (политика, спорт, культура, экономика, социальная жизнь), постановка проблемы, сбор материала, подготовка вопросов. Обсуждение.

Занятие 20. Просмотр и обсуждение ярких примеров аналитических интервью зарубежных телеканалов. Разбор техники, видов вопросов. Подготовка вопросов для проведения собственного интервью.

Занятие 21. Интервью-тренинг. Домашнее задание: подготовка аналитического интервью с одним из источников по своей статье.

Презентация. Разбор интервью, обсуждение опыта работы над интервью. Данное занятие предполагает разбор работы каждого студента и редактирование неудачных материалов (обсуждение и редактирование материалов первой половины группы).

Занятие 22. Разбор интервью, обсуждение опыта работы над интервью. Данное занятие предполагает разбор работы каждого студента и редактирование неудачных материалов (обсуждение и редактирование материалов второй половины группы). Домашнее задание: анализ авторских колонок в зарубежных изданиях.

Практические занятия ведут: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент; Тюркин Михаил Вячеславович ст. преподаватель.

Вопросы к экзамену

1.    Понятие жанра в журналистике. Современные тенденции развития системы жанров в России и за рубежом.

2.    Трансформация парадигмы журналистики в России и за рубежом: теоретические перспективы.

3.    Медиаконвергенция и универсализация журналистики.

4.    Система функций современной журналистики: российские и зарубежные теории.

5.    Аналитические жанры отечественной и зарубежной прессы: общее и особенное.

6.    Система информационных и аналитических жанров зарубежной журналистики.

7.    Система аргументации и ее виды в аналитической журналистике.

8.    Аналитический комментарий: специфика жанра (анализ конкретных примеров).

9.    Аналитическое интервью: специфика жанра (анализ конкретных примеров).

10.    Аналитическая статья: специфика жанра (анализ конкретных примеров).

11.    Аналитические жанры в электронных СМИ: специфика подачи материала (анализ конкретных примеров).

12.    Особенности представления аналитического материала на телевидении (анализ конкретных примеров).

Критерии оценки (экзамен)

Оценка «Отлично» ставится, если студент показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма материала курса, знание и понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; делает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, привидении примеров. Допускает одну негрубую ошибку и не более двух недочетов и может их исправить при наводящих вопросах преподавателя. Студент в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент показывает неполное усвоение материала курса, имеет пробелы в знании материала, излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства конкретных примеров или допустил ошибки при их изложении; отвечает неполно на вопросы преподавателя.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не умеет без ошибок привести конкретных примеров; при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя.

К экзамену каждый студент должен представить материалы, выполненные в аналитических жанрах во время практических занятий

- аналитическое интервью

- аналитический комментарий / expert commenting

- аналитическая статья / Analys vs. Feature.

Данные материалы являются обязательной частью творческого досье студента.

Основная литература

1.    Тертычный А. А. Аналитическая журналистика. М., 2010.

2.    Тертычный А. А. Жанры периодической печати. М., 2008.

3.    Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика. СПб, 2005.

Дополнительная литература

1.    Адмони В. Г., Сильман Т. И. Отбор языковых средств и вопросы стиля: учеб. пособ. / пер. проф. В.В. Виноградова. М., 1954.

2.    Вильчек Л. Ш. Советская публицистика 50-80-х годов. М., 1996.

3.    Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь. М. 2008.

4.    Засурский Я. Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Язык современной публицистики / Сост. Г. Я. Солганик. М., 2007.

5.    Кайда Л. Г. Композиция текста. М. 2010.

6.    Коньков В. И. Речевая структура газетного текста. СПб., 1995.

7.    Лазутина, Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учеб. для вузов. М., 2001.

8.    Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек – текст – семиосфера – история: учеб. для вузов. М., 1999.

9.    Тертычный А. А. Аргументация в журналистике. М., 1989.

10.    Тимченко И. С. Авторская колонка в современных СМИ. СПб., 2011

11.    Туманов Д. В. Аналитическая журналистика. . URL: www.jurn.by.ru/tsm_6.html

12.    Успенская С. Колумнистика: проблемы жанровой идентификации // Вестн. Воронеж. ун-та. Серия Филология. Журналистика. 2007. №1.

13.    Ярцева С. С. Колонка: генеалогия жанра // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Проблемы массовой коммуникации: новые подходы», 29-31 октября 2008 г. / под ред. проф. В.В. Тулупова. Воронеж, 2008.

14.    Columnists: Wilson Lee Flores, Lawrence Brahm, Nikos Dimou, List of Newspaper Columnists, Mona Eltahawy, Jacques Bonjawo, General Books LLC, 2010

15.    Steven M. Hallock. Reporters Who Made History: Great American Journalists on the Issues and Crises of Late 20th century.

16.    Stranding S. The Art of Column Writing: Insider Secrets from Art Buchwald, Dave Barry, Arianna Huffington, Pete Hamill and Other Great Columnists, Marion Street Press, 2010.

 просмотров: 254 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru