Очная форма обучения. 3 курс
Психологизм и антипсихологизм в журналистике (спецкурс)
31 августа 2018
Преподаватель: Гришанина Анастасия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

12 сентября. Психологическое изучение журналистики. Теории и направления, используемые в журналистском творчестве.

19 сентября. Психологизм как методологический компонент в журналистском творчестве. Междисциплинарные связи в психологизме: логика, философия, филология, лингвистика, литературоведение.

26 сентября. Психологизм как художественный метод. Создание эффективных массмедиа-текстов. Активизация компонента: индивидуальный творческий стиль журналиста. Лекция-дискуссия.

3 октября. (продолжение). Активизация компонента: индивидуальный творческий стиль журналиста. Психологические особенности авторского стиля (на примерах). Лекция-презентация.

17 октября. Познание и изображение действительности в очерковых жанрах. Анализ чувств, мыслей, переживаний героев. Психологизм как свойство саморефлексии журналиста-творца. Впечатления внешнего мира. Лекция-диалог.

7 ноября. Антипсихологизм как философское течение. Прием антипсихологизма в изображении человека в СМИ.

14 ноября. Антипсихологизм в медиасфере. Массовые «герои потребления», стереотипы известных людей, представляющих собой социальные группы. Типология медийного человека. Лекция-круглый стол. Просмотр видео-материала.

21 ноября. Душа, дух, духовность (духовное начало) в изображении человека. Приемы описания проявлений телесной активности человека. Глубинные функциональные механизмы психики человека и изображение внешнего рисунка поведения. Выездная лекция.

28 ноября. Портретирование в СМИ как инструментарий психологизма. Психологический портрет, портретный очерк, портретное интервью.

5 декабря. Новые коммуникативные стратегии в СМИ и сетевой среде. Психология поведенческих характеристик телеведущих и интервьюеров.

12 декабря, 19 декабря. Сетевой читатель. Сетевой писатель. Специфика психологизма и антипсихологизма в сетевой журналистике (4 часа). Лекция-диагностика. Фокус-группа.

План практических / семинарских занятий

Практические / семинарские занятия не предусмотрены.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

26 декабря. Литература и источники по теме психологизма (самостоятельная работа в присутствии преподавателя, 4 часа). Студенты работают с литературой и источниками по тематике дисциплины.

Внутрисеместровый контроль

1.    Творческое задание-тест в процессе изучения лекционного материала.

2.    Контроль посещаемости занятий.

3.    Проверка выполнения заданий на занятиях «Самостоятельная работа в присутствии преподавателя».

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Приемы психологизма в текстах аналитического и художественно-публицистического характера.

Кто из журналистов, на ваш взгляд, «узнается» по своим произведениям? Какие личностные качества проявляются в текстах? Какие приемы психологизма встречаются в тексте?

Вопросы к зачету

1.    Психологическое изучение журналистики.

2.    Теории и направления, используемые в журналистском творчестве.

3.    Психологизм как методологический компонент в журналистском творчестве.

4.    Междисциплинарные связи в психологизме: логика, философия, филология, лингвистика, литературоведение.

5.    Психологизм как художественный метод и эстетический ресурс.

6.    Активизация психологизма в произведении: индивидуальный творческий стиль журналиста.

7.    Действительность и личность в очерковых жанрах.

8.    Психологизм в текстах о природе и животных. Зоопсихология как часть психологизма.

9.    Антипсихологизм как философское течение. Прием антипсихологизма в изображении человека в СМИ.

10.    Антипсихологизм в литературе и журналистике.

11.    Типология медийного человека.

12.    Эмоциональное воздействие на читателя в приеме психологизма.

13.    Внешний и внутренний мир человека. Глубинные функциональные механизмы психики человека и изображение внешнего рисунка поведения.

14.     Портретирование в СМИ как инструментарий психологизма.

15.     Психологический портрет, портретный очерк, портретное интервью (на примерах).

16.     Новые коммуникативные стратегии в СМИ и сетевой среде. Использование новых форм изображения человека.

17.     Поведенческие характеристики телеведущих и интервьюеров.

18.     Сетевой читатель и сетевой писатель.

19.    Специфика психологии восприятия в медиасреде.

20.    Невербальные способы психологического изображения человека.

Критерии оценки

Форма проведения зачета – устная. Билет состоит из одного вопроса. На подготовку ответа дается 20 минут. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за изученный курс, составляет 100.

Отметки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.

Отметка «незачет» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, отметка «незачет» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Студент, получивший отметку «незачет», на пересдаче сдает зачет по билетам. Форма ответа – устная.

Список обязательной литературы

1.    Виноградова С. М., Мельник Г.С. Психология массовой коммуникации. – М.: Юрайт, 2014.

2.    Гришанина А. Н. Психологическое изучение журналистики / Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.

3.    Медиа: между магией и технологией / под ред. Н. Сосна и К. Федоровой. – М.-Екатеринбург, 2014.

4.    Мельник Г. С., Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. Основы творческой деятельности журналиста. Конспект лекций и практикум. – СПб., 2013.

5.    Олешко В. Ф. Психология журналистики. – М.: Юрайт, 2015.

6.    Гришанина А. Н. Психология политической журналистики // Политическая журналистика / под ред. С. Г. Корконосенко. – М.: Юрайт, 2015.

Список дополнительной литературы

1.    Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. – СПб., 2001.

2.    Андреева Г. М. Психология социального познания. – М., 2005.

3.    Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика. – СПб., 2005.

4.    Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. – М., 1985.

5.    Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. – М., 2003.

6.    Волковский Н. Л., Гришанина А. Н. Психология журналистики. Учебн. пособие. – СПб., 2011.

7.    Глухов В. П. Основы психолингвистики. – М., 2005.

8.    Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии. – М., 1999.

9.    Гришанина А. Н. Психологизм как методологический компонент журналистского творчества: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. – СПб., 2005.

10.    Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. – М.: Добросвет, 2011.

11.    Денет Д. С. Виды психики: на пути к пониманию сознания. – М., 2004.

12.    Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М., 1988.

13.    Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного взаимодействия: монография / ред. Д. П. Гавра. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010.

14.    Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 2005.

15.    Мельник Г. С. Профессиональное общение в журналистике. – СПб., 2004.

16.    Олешко В. Ф. Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог. – Екатеринбург, 2002.

17.    Ольшанский Д. В. Психология масс. – М., 2002.

18.    Психология красоты / под ред. А. Херговича. – Харьков, 2014.

19.    Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012.

20.    Шостром Э. Анти-Карнеги. – Минск, 1999.

Перечень иных информационных источников

1.    Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

2.    Психологическая газета //http://psy.su/

3.    Психологический журнал // www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html

4.    Русское психологическое общество // www.rps-arbat.ru

5.    СМИ и прикладная психология // fb.ru

 просмотров: 99 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru