План лекционных занятий
12 сентября. Психологическое изучение журналистики. Теории и направления, используемые в журналистском творчестве.
19 сентября. Психологизм как методологический компонент в журналистском творчестве. Междисциплинарные связи в психологизме: логика, философия, филология, лингвистика, литературоведение.
26 сентября. Психологизм как художественный метод. Создание эффективных массмедиа-текстов. Активизация компонента: индивидуальный творческий стиль журналиста. Лекция-дискуссия.
3 октября. (продолжение). Активизация компонента: индивидуальный творческий стиль журналиста. Психологические особенности авторского стиля (на примерах). Лекция-презентация.
17 октября. Познание и изображение действительности в очерковых жанрах. Анализ чувств, мыслей, переживаний героев. Психологизм как свойство саморефлексии журналиста-творца. Впечатления внешнего мира. Лекция-диалог.
7 ноября. Антипсихологизм как философское течение. Прием антипсихологизма в изображении человека в СМИ.
14 ноября. Антипсихологизм в медиасфере. Массовые «герои потребления», стереотипы известных людей, представляющих собой социальные группы. Типология медийного человека. Лекция-круглый стол. Просмотр видео-материала.
21 ноября. Душа, дух, духовность (духовное начало) в изображении человека. Приемы описания проявлений телесной активности человека. Глубинные функциональные механизмы психики человека и изображение внешнего рисунка поведения. Выездная лекция.
28 ноября. Портретирование в СМИ как инструментарий психологизма. Психологический портрет, портретный очерк, портретное интервью.
5 декабря. Новые коммуникативные стратегии в СМИ и сетевой среде. Психология поведенческих характеристик телеведущих и интервьюеров.
12 декабря, 19 декабря. Сетевой читатель. Сетевой писатель. Специфика психологизма и антипсихологизма в сетевой журналистике (4 часа). Лекция-диагностика. Фокус-группа.
План практических / семинарских занятий
Практические / семинарские занятия не предусмотрены.
Самостоятельная работа в присутствии преподавателя
26 декабря. Литература и источники по теме психологизма (самостоятельная работа в присутствии преподавателя, 4 часа). Студенты работают с литературой и источниками по тематике дисциплины.
Внутрисеместровый контроль
1. Творческое задание-тест в процессе изучения лекционного материала.
2. Контроль посещаемости занятий.
3. Проверка выполнения заданий на занятиях «Самостоятельная работа в присутствии преподавателя».
Пример тестового задания / Типовые вопросы
Приемы психологизма в текстах аналитического и художественно-публицистического характера.
Кто из журналистов, на ваш взгляд, «узнается» по своим произведениям? Какие личностные качества проявляются в текстах? Какие приемы психологизма встречаются в тексте?
Вопросы к зачету
1. Психологическое изучение журналистики.
2. Теории и направления, используемые в журналистском творчестве.
3. Психологизм как методологический компонент в журналистском творчестве.
4. Междисциплинарные связи в психологизме: логика, философия, филология, лингвистика, литературоведение.
5. Психологизм как художественный метод и эстетический ресурс.
6. Активизация психологизма в произведении: индивидуальный творческий стиль журналиста.
7. Действительность и личность в очерковых жанрах.
8. Психологизм в текстах о природе и животных. Зоопсихология как часть психологизма.
9. Антипсихологизм как философское течение. Прием антипсихологизма в изображении человека в СМИ.
10. Антипсихологизм в литературе и журналистике.
11. Типология медийного человека.
12. Эмоциональное воздействие на читателя в приеме психологизма.
13. Внешний и внутренний мир человека. Глубинные функциональные механизмы психики человека и изображение внешнего рисунка поведения.
14. Портретирование в СМИ как инструментарий психологизма.
15. Психологический портрет, портретный очерк, портретное интервью (на примерах).
16. Новые коммуникативные стратегии в СМИ и сетевой среде. Использование новых форм изображения человека.
17. Поведенческие характеристики телеведущих и интервьюеров.
18. Сетевой читатель и сетевой писатель.
19. Специфика психологии восприятия в медиасреде.
20. Невербальные способы психологического изображения человека.
Критерии оценки
Форма проведения зачета – устная. Билет состоит из одного вопроса. На подготовку ответа дается 20 минут. Максимальное количество баллов, которое студент может получить за изученный курс, составляет 100.
Отметки «зачтено» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины и их значение для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала.
Отметка «незачет» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, отметка «незачет» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.
Студент, получивший отметку «незачет», на пересдаче сдает зачет по билетам. Форма ответа – устная.
Список обязательной литературы
1. Виноградова С. М., Мельник Г.С. Психология массовой коммуникации. – М.: Юрайт, 2014.
2. Гришанина А. Н. Психологическое изучение журналистики / Теории журналистики в России: зарождение и развитие / под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2014.
3. Медиа: между магией и технологией / под ред. Н. Сосна и К. Федоровой. – М.-Екатеринбург, 2014.
4. Мельник Г. С., Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. Основы творческой деятельности журналиста. Конспект лекций и практикум. – СПб., 2013.
5. Олешко В. Ф. Психология журналистики. – М.: Юрайт, 2015.
6. Гришанина А. Н. Психология политической журналистики // Политическая журналистика / под ред. С. Г. Корконосенко. – М.: Юрайт, 2015.
Список дополнительной литературы
1. Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. – СПб., 2001.
2. Андреева Г. М. Психология социального познания. – М., 2005.
3. Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика. – СПб., 2005.
4. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. – М., 1985.
5. Бэрон Р., Бирн Д., Джонсон Б. Социальная психология: ключевые идеи. – М., 2003.
6. Волковский Н. Л., Гришанина А. Н. Психология журналистики. Учебн. пособие. – СПб., 2011.
7. Глухов В. П. Основы психолингвистики. – М., 2005.
8. Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью: организация, способы и технологии. – М., 1999.
9. Гришанина А. Н. Психологизм как методологический компонент журналистского творчества: Дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10. – СПб., 2005.
10. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. – М.: Добросвет, 2011.
11. Денет Д. С. Виды психики: на пути к пониманию сознания. – М., 2004.
12. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М., 1988.
13. Клюев Ю. В. Политический дискурс в массовой коммуникации: анализ публичного взаимодействия: монография / ред. Д. П. Гавра. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2010.
14. Леонтьев А. А. Психология общения. – М., 2005.
15. Мельник Г. С. Профессиональное общение в журналистике. – СПб., 2004.
16. Олешко В. Ф. Журналистка как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели понимали тебя и вступали в диалог. – Екатеринбург, 2002.
17. Ольшанский Д. В. Психология масс. – М., 2002.
18. Психология красоты / под ред. А. Херговича. – Харьков, 2014.
19. Сетевые СМИ российского мегаполиса / под ред. И. Н. Блохина, С. Г. Корконосенко. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012.
20. Шостром Э. Анти-Карнеги. – Минск, 1999.
Перечень иных информационных источников
1. Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru
2. Психологическая газета //http://psy.su/
3. Психологический журнал // www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/psihologic.html
4. Русское психологическое общество // www.rps-arbat.ru
5. СМИ и прикладная психология // fb.ru