Очная форма обучения. 3 курс
Медиадизайн
10 сентября 2018
Преподаватель: Подшивалова Наталья Николаевна, ст. преподаватель
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План лекционных занятий

1 лекция. - Роль дизайна в информационном мире. Визуальная журналистика.

Кроссмедиальный подход к созданию медиатекстов в цифровую эпоху. Уникальность современных медиа-платформ с точки зрения дизайна.

2 лекция. - Медиадизайн: объект, субъект, предмет. Уникальность явления. Особенности дизайна традиционных и новых (цифровых) медиа. Профессия медиа-дизайнер. Принципы дизайна. Основные вехи истории дизайна. Особенности развития дизайна СМИ в России.

3 лекция. - Особенности визуального восприятия. Основы дизайна. Композиция.

4 лекция. - Типографика в современном дизайне. Искусство плаката. Шрифтовой дизайн.

5 лекция. - Внешний облик издания. Газетный дизайн: история, традиции российских и западных СМИ. Конкурсы газетного дизайна.

6 лекция. - Дизайн многостраничных изданий. История журнального дизайна. Модульное проектирование. Обложка журнала.

7 лекция. - Веб-дизайн: специфика, тенденции. Дизайн сайта.

8 лекция. - Визуализация данных. Куда движется инфорграфика?

9 лекция. - Креолизованные тексты: истории в картинках.

План практических / семинарских занятий

Занятие 1. - Знакомство с программой Adobe Indesign. Верстка газетной полосы по макету.

Занятие 2. - Продолжение знакомства с программой Adobe Indesign. Верстка газетной полосы по макету. Подготовка файлов к типографии. Технические требования к файлам для печати.

Занятие 3. - Работа в программе Adobe Indesign. Дизайн журнальных страниц.

Занятие 4. - Работа в программе Adobe Indesign. Дизайн журнальных страниц.

Занятие 5. - Работа в программе Tilda Publishing. Создание своего проекта.

Преподаватель: Подшивалова Наталья Николаевна, ст. преподаватель

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. - Работа в программе Adobe Indesign. Дизайн журнальных страниц.

Занятие 2. - Работа в программе Tilda Publishing. Создание своего проекта.

Внутрисеместровый контроль

В рамках внутрисеместрового контроля осуществляется просмотр и обсуждение сделанных на практических занятиях работ (газетная полоса; журнальные развороты; сетевой проект). Без пройденного внутрисеместрового контроля (представленных работ, сделанных на приемлемом уровне) студент не может получить положительную оценку на экзамене.

Вопросы к экзамену

1)    Понятие медиадизайна. Объект, предмет, субъект дизайна.

2)    Профессия медиа-дизайнер: профессиональные навыки, образ мышления, инструментарий.

3)    Уникальность современных медиа-платформ с точки зрения дизайна.

4)    Особенности газетного дизайна.

5)    Особенности журнального дизайна.

6)    Шрифтовое оформление печатного издания.

7)    Искусство плаката.

8)    Современные тенденции в веб-дизайне.

9)    Специфика цифрового дизайна. Дизайн сайта.

10)     Особенности визуального восприятия информации.

11)     Инфорграфика. Факторы создания успешного материала.

12)     Визуализация данных.

13)     Креолизованные тексты в современных СМИ.

14)     Современные тенденции газетного дизайна (на примере конкурсов)

15)     Современные тенденции в инфографике (на примере конкурсов)

16)     Особенности создания материала для разных медийных платформ (печатные - интернет)

17)     Дизайн лонгрида (мультимедийного текста).

18)     Дизайн и основы композиции. Составные элементы дизайна - общие характеристики (формат, шрифт, цвет).

19)     Цвет в дизайне.

20)     Работа с изображением (фотографией) в различных СМИ.

Критерии оценки

К экзамену допускаются студенты, успешно прошедшие внутрисеместровый контроль (сдавшие три работы: газетная полоса; журнальные развороты; сетевой проект).

Форма проведения экзамена - письменная. В билете значатся два вопроса: один - теоретический, второй - качественный обзор дизайна одного из следующих СМИ: журнал, сайт медиа, мультимедийный проект; серия плакатов, газета. Все примеры (принскрины, газетные или журнальные страницы) студент приносит с собой на экзамен и прикладывает к своему ответу.

Оценка «отлично» ставится, если все работы сданы вовремя, выполнены на достойном уровне; ответ на вопрос был полным, структурированным, содержал примеры из практики; обзор дизайна демонстрировал понимание студентом особенностей оформления различных СМИ, а также правильное владение терминологическим аппаратом.

Оценка «хорошо» ставится, если все работы сданы вовремя, но не полностью соответствуют требованиям; (или) ответ на вопрос оказался не достаточно полный, не прослеживается логика изложения, отсутствуют примеры; обзор дизайна скудный, студент путается в терминах.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если представленные работы выполнены формально, неряшливо; сданы позже последней учебной недели; (или) ответ на вопрос не полный, студент не может проиллюстрировать его примерами; обзор дизайна поверхностный.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если не сданы работы; студент не дал ответа на вопрос по билету; не подготовил обзор дизайна СМИ.

Типовые вопросы

Тест не предусмотрен.

Список обязательной литературы

Книги

1) Адамчик М. В. Дизайн и основы композиции в дизайнерском творчестве и фотографии. Минск, 2010.

2) Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974, 2007, 2012.

3) Гордон Ю. Книга про буквы от А до Я. М., 2006, 2017

4) Золотарев Д. Что такое «медиа-дизайн» и куда он идет? // AWDEE, издание для дизайнеров, 29.03.2017. URL: awdee.ru

5) Иттен И. Искусство цвета. М. 2002.

6) Рожнова О. И. История журнального дизайна. М., 2009.

7) Розенсон И. А. Основы теории дизайна. СПб, 2006; М. 2017.

8 ) Самара Т. Структура дизайна. Стильное руководство. М. 2008.

9) Тулупов В. В. Изобразительная журналистика в газете. Воронеж, 2012.

10) Фрост К. Дизайн газет и журналов. М. 2008.

11) Чихольд Я. Новая типографика. Руководство для современного дизайнера. М., 2016.

12) Якунин А. В. Веб-юзабилити и эргономика интернет-СМИ. СПб, 2015.

13) Практические руководства по программам Adobe InDesign, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator.

журналы: «Проектор», «Как», «Журналист»

Список дополнительной литературы

Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

Брингхерст Р. Основы стиля в типографике, М., 2006.

Беленький А. И. Фотожурналистика в современных СМИ. СПб, 2016.

Волкова В. В., Газанджиев С.Г., Галкин С.И., Ситников В.П. Дизайн газеты и журнала. - М. 2003.

Галкин С. И. Художественное коструирование газеты и журнала. – Учебное пособие. М., 2005.

Газетный дизайн 2003, Сборник. М., 2004.

Газетный дизайн 2005, Сборник. М., 2006.

Гарретт Дж. Веб-дизайн: элементы опыта взаимодействия. СПб, 2008.

Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. М., 2011.

Киселев А. П. История оформления русской газеты. М., 1990.

Кандинский В. В. О духовном в искусстве. М., 2016.

Кричевский В. Типографика в терминах и образах. М., 2000.

Королькова А. Живая типографика. М., 2008.

Лаптев В. Модульные сетки. Проектирование многополосных изданий. М., 2007.

Лебедев А. Ководство, М., 2007, 2014.

Михайлов С. М., Кулеева Л. М. Основы дизайна. Казань, 1999.

Морриш Дж. Создание журнала. От идеи до воплощения. - 2008.

Никитин В. А. «Разновидности «журналистского текста»: пути оптимизации передачи информации»//Вторая реальность. – СПб, 1999.

Рудер Э. Типографика. М., 1982.

Самара Тимоти. Типографика цвета. Практикум. Как выбрать шрифт. М. 2008.

Телингатер С., Каплан Л. Искусство акцидентного набора. М., 1965.

Тулупов В. В. Дизайн периодических изданий. - СПб., 2006.

Табашников И. Н. Газета и дизайн. Тюмень: Софт Дизайн, 1994.

Феличи Дж. Типографика: шрифт, верстка, дизайн. Перевод с английского и комментарии С. И. Пономаренко / Дж. Феличи – СПб.: БХВ-Петербург, 2005.

Фрэйзер Б., Мэрфи К., Бантинг Ф. Управление цветом. Цветокоррекция. Искусство допечатной подготовки. М., 2006.

Хеллер Ст., Чваст С. Эволюция графических стилей. - М., 2015.

Херлберт А. Модульная систима конструирования газет, журалов и книг. М. 1984.

Чихольд Я. Облик книги. М., 1980, 2013.

Цапф Г. Философия дизайна Германа Цапфа. - М., 2014.

Шульц Д. Эстетические критерии типизации изданий. М., 1982.

Шевелев И. Ш. Принцип пропорции. М. 1986.

Шевелев И. Ш. Логика архитектурной гармонии. М. 1972.

Шевелев И. Ш. Марутаев М.А., Шмелев И.П. Золотое сечение. М. 1986.

Шицгал А. Г. Русский типографский шрифт: вопросы истории и практика применения. М., 1985.

Перечень иных информационных источников

www.tilda.education - образовательный журнал платформы для создания сайтов Tilda Publishing. Практические руководства по дизайну и маркетингу для цифровых проектов.

www.newspaperdesign.org - сайт европейского конкурса газетного дизайна.

www.snd.org - сайт союза газетных дизайнеров (Society for News Design (SND)).

http://www.malofiejgraphics.com - сайт конкурса информационного дизайна.

www.infographer.ru - «главный российский сайт» про инфографику.

www.paratype.ru - российские шрифты.

Информационные ресурсы библиотеки им. Горького:

http://www.library.spbu.ru

http://jf.spbu.ru/bibl/5243.html

http://www.library.spbu.ru/cgi-bin/irbis64r/cgiirbis_64.exe?C21COM=F&I21DBN=IBIS&P21DBN=IBIS

 просмотров: 359 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru