Очная форма обучения. 2 курс
Техника и технология электронных СМИ
17 сентября 2018
Преподаватель: Познин Виталий Федорович, доктор искусствоведения, профессор
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Эволюция технических средств и технологий в электронных СМИ. Технология и творчество. Развитие аудиальных средств информации. Передача аудиосигнала на расстояние. Фиксация аудиосигнала. Современные технологии звукозаписи и радиовещания.

Лекция 2. Развитие визуальных и аудиовизуальных средств информации. Из истории фотографии, кино, телевидения. Перспективы развития аудиовизуальных средств информации.

Лекция 3. Технология подготовки радиопередачи. Технические требования, предъявляемые к качеству звукозаписи. Типы микрофонов. Работа с микрофоном. Понятие реверберации. Специфика записи звука в автоматическом режиме. Звуковая партитура.

Лекция 4. Технология подготовки телепередачи. Технические требования, предъявляемые к качеству видеоизображения. Особенности работы видеокамеры в автоматическом режиме. Прямой эфир, интерактивное вещание. Основные компоненты телерепортажа. Понятия «стендап», «экшен», «лайф», «интершум».

Лекция 5. Коллективный характер творчества в электронных СМИ.

Творческие профессии на радио и телевидении. Функции редактора, режиссера, оператора, звукооператора.

Лекция 6. Изобразительное решение телепередачи. Изобразительные ресурсы телеэкрана. Понятие композиции, ракурса, виды освещения, съемка с движения. Функция, виды и правила монтажа.

Лекция 7. Новейшие технологии, используемые при создании аудиовизуального произведения. Специальные и комбинированные съемки. Виртуальные телестудии.

План практических занятий

Пояснительная записка

Практические занятия проводятся на базе учебного телерадиокомплекса (ТРК) и на факультете по трем модулям.

Модуль 1

Запись и монтаж звука

1 занятие. (2 пары) Правила работы с микрофоном. Закрепление навыков. Технические требования к качеству записи звука. Понятие технического брака при звукозаписи. Практические навыки записи в автоматическом и ручном режиме. Понятие уровня звука, шума, «эффекта эха», интершума. Контроль звукозаписи.

2 занятие. (2 пары) Особенности записи интервью. Закрепление навыков записи различных видов интервью. Самостоятельная запись интервью в интерьере и на натуре. Монтаж звука. Подготовка к монтажу. Расшифровка и монтажный лист. Технология монтажа звука на компьютере. Микширование звука. Соотношение основной и фоновой информации. Звуковые спецэффекты.

Модуль 2

Запись изображения (видеосъемка)

3 занятие. (2 пары) Принцип работы видеокамеры. Основы работы с видеокамерой. Форматы видеозаписи. Установка камеры на штатив. Регулирование штатива. Съемка с рук. Установка фокуса (резкости изображения) и определение правильной экспозиции. Автоматический и ручной режим съемки.

4 занятие. (2 пары) Понятие цветовой температуры, установка WB. Работа со звуком во время видеозаписи. Определение уровня записи звука. Контроль звукозаписи по индикатору и через наушники. Изобразительные и выразительные средства, используемые видеооператором. Понятие ракурса, изменения линейной перспективы при съемке широкоугольной и длиннофокусной оптикой. Работа с трансфокатором. Панорамирование. Съемка с движения. Основные виды операторского освещения

5 занятие. (2 пары) Съемка стендапа. Съемка интервью в реальных условиях (на улице). Выполнение заданий по видеосъемке (контрольная работа).

Модуль 3

Монтаж видеоизображения

6 занятие. Основные приемы монтажа видеоизображения и звука на компьютере. Монтажные программы. Закачка видео и звука в компьютер, форматы видео. Обработка изображения и звука на компьютере.

7 занятие. Работа с аудиодорожками. Наложение закадрового текста, баланс интершума, наложение музыки. Виды спецэффектов и переходов. Наложение переходов и обработка видео- и аудио- специальными эффектами. Дополнительные возможности монтажа: включение в сюжет фотографий, видеотеки, их обработка в Photoshop. Титры. Основы Adobe Aftereffects.

8 занятие. Подготовка к монтажу. Понятие тайм-кода. Расшифровка видеозаписи. Монтажный лист. Специфика работы журналиста с монтажером. Монтаж видеосюжета (контрольная работа).

    Практические занятия ведут практики-преподаватели кафедры.

Внутрисеместровый контроль

Оценка «зачет» ставится за проведение самостоятельной съёмки и самостоятельный монтаж видеоматериала.

К экзамену допускаются студенты, получившие зачет.

Вопросы к экзамену

1.    Основные этапы развития аудиальных средств коммуникации.

2.    Основные этапы развития визуальных средств коммуникации.

3.    Основные этапы развития техники кино и телевидения.

4.    Перспективы развития аудиовизуальных средств коммуникации и информации.

5.    Виды звукозаписи. Синхронизация изображения и звука.

6.    Основные типы микрофонов. Правила работы с микрофоном. Понятие шума.

7.    Способы передачи и приема телесигнала на расстояние.

8.    Автоматический и ручной режим записи звука и видеоизображения. Понятие цветовой температуры.

9.    Аналоговая и цифровая запись звука и изображения. Основные форматы записи звука и изображения.

10.    Творческие профессии на радио.

11.    Творческие профессии на телевидении.

12.    Функции редактора на радио и на телевидении.

13.    Виды сценария. Режиссерский сценарий. Монтажный лист.

14.    Требования, предъявляемые к звукозаписи. Основные характеристики звука. Особенности восприятия звука на радио и в телеэфире.

15.    Этапы подготовки радио- и телевизионной передачи.

16.    Процесс создания радио- и тележурналистом новостного сюжета. Основные составляющие телевизионного новостного сюжета.

17.    Коллективный характер работы в электронных СМИ.

18.    Режиссура прямого эфира. Интерактивное вещание.

19.    Работа оператора в телевизионной студии и вне студии.

20.    Световое и цветовое решение кадра, эпизода, передачи.

21.    Композиция кадра. Основные виды композиции.

22.    Понятие ракурса и перспективы. Виды перспектив, используемые при работе над экранным изображением.

23.    Виды панорамирования. Техника, используемая при съемке с движения.

24.    «Внутрикадровый монтаж», его отличие от конструктивного монтажа.

25.    Специальные и комбинированные съемки. Спецэффекты.

26.    Звуковая партитура в радио- и телепередачах.

27.    Выразительные средства радио.

28.    Выразительные средства телевидения.

29.    Творческое использование оператором оптики и оптических сред.

30.    Основные правила монтажа изображения.

31.    Монтаж как выразительное средство.

32.    Виды спецэффектов, используемых при видеомонтаже.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена – письменное тестирование. Тесты состоит из трех тематических разделов. Каждый из трех тестов включает три варианта ответа.

Оценка «отлично» ставится при правильно ответе на все три варианта теста и правильном ответе на дополнительные вопросы. Оценка «хорошо» ставится при правильном ответе на два варианта теста. Оценка «удовлетворительно» ставится при правильном ответе на один вариант теста и при правильном ответе на дополнительный вопрос. Оценка «неудовлетворительно» ставится при неправильном ответе во всех трех вариантах.

Предусматривается также альтернативная, традиционная сдача экзамена по билетам (по желанию студента).

В этом случае оценка «отлично» ставится, если студент дал полный ответ на вопросы и показал глубокие и уверенные знания. Оценка «хорошо» ставится, если студент допустил при ответе несколько несущественных ошибок. Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент показал неглубокое знание предмета и не сумел ответить на большую часть дополнительных вопросов. Оценка «неудовлетворительно» ставится в случае существенных недочетов и ошибок, допущенных в ответе.

К экзамену допускаются студенты, выполнившие все контрольные задания на практических занятиях.

Список обязательной литературы

1.    Бережная М.А. Телерадиоинформация в упражнениях и тренингах. СПб, 2001.

2.    Бережная М. А., Майдурова О. Ф. Выпуск телерадиопередачи. Учебно-методический комплекс. СПб., 2010.

3.    Познин В. Ф. От пиктограммы до Интернета. Краткий очерк развития средств массовой коммуникации и информации. СПбГУ, 2001.

4.    Почкай Е. П. Технология СМИ. Выразительные средства телевидения и радио. СПбГУ, 2000.

5.    Ильченко С. Н., Познин В. Ф., Почкай Е. П. Технология СМИ. Творческие профессии на телевидении и радио. СПбГУ, 2003.

6.    Познин В. Ф. Основы монтажа изображения. СПбГУ, 2005.

7.    Франк Г. Звукорежиссура видеофильма. СПб., 1994.

8.    Хорвиц Р. Руководство для начинающих радиовещателей. М., 1998.

9.    Ковтун В. Г., Осинский В. Г. Учебная теле- и радиопередача. СПбГУ, 1989.

Список дополнительной литературы

1.    Вендров М. А. Принципы работы телеоператора со светом. М., 1997.

2.    Косматов Л. В. Операторское мастерство. М., 1962.

3.    Утилова Н. И. Монтаж как средство художественной выразительности. М., 1998.

Перечень иных информационных источников

1.    Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 358 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru