Очная форма обучения. 2 курс
Современный русский язык
5 сентября 2018
Преподаватель: Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

6 сентября (1). Повторение: значение основных терминов, введённых в конце предыдущей части курса. Слово и предложение как основные единицы языка. Слово как номинативная единица языка. Значение слова. Предложение как коммуникативная единица языка. Высказывание как единица речи. Предикативность, модальность, темпоральность, персональность. Глагол как часть речи, предназначенная для выражения предикативного значения. Подлежащее как синтаксическая позиция, предназначенная для реализации функции называния. Сказуемое как синтаксическая позиция, предназначенная для реализации функции характеризации. Предложения типа «Спорт есть спорт».

13 сентября (2). Актуальное членение предложения. Порядок следования темы и ремы: последовательный и параллельный строй текста. Соотношение грамматического и актуального членения предложения.

20 сентября (3).Порядок следования подлежащего и сказуемого. Порядок следования слов в словосочетании.

27 сентября (4). Семантическая структура предложения (субъект, объект и предикат). Учение о модусе и диктуме. Понятие о пропозиции. Субъективно-модальное значение, основные способы его выражения (модальные частицы, вводные слова, сложноподчиненное с придаточным изъяснительным).

4 октября (5). Односоставные предложения, их типы, функциональные возможности.

11 октября (6). Обособленные члены предложения, их типы, функциональные возможности.

18 октября (7). Неполные предложения. Парцелляция и присоединительные конструкции. Эллиптические предложения.

25 октября (8). Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Междометия. Вводные и вставные конструкции. Обращение. Именительный представления.

1 ноября (9). Понятие о полипредикации. Сложное предложение. Переходные случаи между простым и сложным предложением. Основные грамматические характеристики сложного предложения.

8 ноября (10). Сложносочиненное предложение, классификация сложносочиненных предложений. Семантико-стилистические особенности сложносочиненных предложений.

15 ноября (11). Сложноподчиненное предложение. Классификация сложноподчиненных предложений. Семантико-стилистические особенности сложноподчиненных предложений.

22 ноября (12). Идеографический аспект грамматики. Выражение временных отношений в русском языке.

29 ноября (13). Бессоюзное сложное предложение. Классификации бессоюзных предложений. Семантико-стилистические особенности бессоюзных предложений.

6 декабря (14). Основы русской пунктуации. Синтаксические особенности ввода чужой речи. Прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

13 декабря (16). Коллоквиум.

20 декабря (15). Сложное синтаксическое целое. Текст как грамматическая структура. Сегментация.

План практических / семинарских занятий

Занятие 1. Орфографический диктант с грамматическим заданием. Повторение материала 1-го курса: Стилистические ресурсы отдельных частей речи.

Занятие 2. Разбор диктанта: орфография и грамматические задания.

Занятие 3. Предложение и высказывание. Определение предикативного значения отдельных типов простых предложении.

Занятие 4. Порядок слов. Порядок следования темы и ремы, подлежащего и сказуемого, порядок слов в словосочетании. Роль интонации в определении инверсии.

Занятие 5. Способы выражения субъективно-модальных значений в простом предложении.

Занятие 6. Типы односоставных предложений. Их стилистический потенциал.

Занятие 7. Трудные случаи пунктуации при обособленных членах предложения. Нежелательность левого распространения при наличии обособленных определений и приложений.

Занятие 8. Неполные предложения. Парцелляция и присоединительные конструкции. Эллиптические предложения. Их стилистический потенциал.

Занятие 9. Контрольная работа по тематике простого предложения

Занятие 10. Внутрисеместровый зачет по пунктуации.

Занятие 11. Сложносочинённые предложения. Их стилистический потенциал. Конструкции, начинающиеся с сочинительного союза. Их стилистическая характеристика.

Занятие 12. Сложноподчинённые предложения с союзами и союзными словами разных типов. Их стилистический потенциал.

Занятие 13. Бессоюзные предложения. Их стилистический потенциал. Многокомпонентные сложные предложения с разными типами связи: трудные случаи пунктуации.

Занятие 14. Различные способы выражения временных отношений в русском языке.

Занятие 15. Знаки препинания при прямой речи и цитате.

Занятие 16. Контрольная работа.

Практические занятия ведут: Редькина Тамара Юрьевна, кандидат филологических наук; доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Синтаксический разбор текста.

Внутрисеместровый контроль

Проводится учет посещаемости лекционных и практических занятий. Промежуточная аттестация происходит в письменной форме, зачёт выставляется с учетом посещения занятий, выполнения домашних заданий и контрольных работ, сдачи внутрисеместрового зачета по пунктуации.

К сдаче внутрисеместрового зачета по пунктуации допускаются студенты, сдавшие не позднее чем за неделю контрольную домашнюю работу по Пунктуации (контрольная работа № 2). Данная работа предполагает подбор практических материалов из публицистики по предложенным ниже теоретическим вопросам. Каждый пример обязательно должен иметь комментарии («В данном случае мы обособляем, выделяем … потому что…»)

Внутрисеместровый зачет по пунктуации предполагает ответ на один из теоретических вопросов и выполнение практического задания. Студенты, не сдавшие зачет со второго раза, сдают его на зачете.

Теоретические вопросы

1. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении

2. Вводные слова, вводные и вставные конструкции – знаки препинания

3. Словосочетания и предложения, начинающиеся с как – знаки препинания

4. Пунктуация при однородных членах

5. Обособленные и необособленные определения и обстоятельства

6. Обособленные и необособленные приложения и дополнения

7. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения – знаки препинания

8. Пунктуация в сложносочиненном предложении

9. Пунктуация в сложносочиненном предложении

10. Пунктуация в бессоюзном предложении

11. Знаки препинания в многочленном предложении, в периоде

12. Знаки препинания в предложениях с прямой речью, при цитировании и в косвенном вопросе

Практическое задание: переписать текст, расставив знаки препинания.

Вопросы к зачету

1.    Слово и предложение как основные единицы языка. Предложение и высказывание.

2.    Предикативность. Глагол как часть речи, предназначенная для выражения предикативного значения.

3.    Подлежащее как синтаксическая позиция, предназначенная для реализации функции называния. Сказуемое как синтаксическая позиция, предназначенная для реализации функции характеризации.

4.    Актуальное членение предложения. Порядок следования темы и ремы: последовательный и параллельный строй текста. Порядок следования подлежащего и сказуемого. Порядок следования слов в словосочетании.

5.    Семантическая структура предложения (субъект, объект и предикат). Учение о модусе и диктуме. Понятие о пропозиции.

6.    Субъективно-модальное значение, основные способы его выражения.

7.    Односоставные предложения, их типы, функциональные возможности.

8.    Обособленные члены предложения, их типы, функциональные возможности.

9.    Неполные предложения. Парцелляция и присоединительные конструкции. Эллиптические предложения.

10.    Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Междометия. Вводные и вставные конструкции. Обращение. Именительный представления.

11.    Понятие о полипредикации. Сложное предложение. Переходные случаи между простым и сложным предложением. Основные грамматические характеристики сложного предложения.

12.    Сложносочиненное предложение, классификация сложносочиненных предложений. Семантико-стилистические особенности сложносочиненных предложений.

13.    Сложноподчиненное предложение. Классификация сложноподчиненных предложений. Семантико-стилистические особенности сложноподчиненных предложений.

14.    Идеографический аспект грамматики. Выражение временных отношений в русском языке.

15.    Бессоюзное сложное предложение. Классификации бессоюзных предложений. Семантико-стилистические особенности бессоюзных предложений.

16.    Основы русской пунктуации. Синтаксические особенности ввода чужой речи. Прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

17.    Сложное синтаксическое целое. Текст как грамматическая структура. Сегментация.

Критерии оценки

На предпоследнем лекционном занятии обучающиеся выполняют контрольную работу (коллоквиум). Удовлетворительная оценка за работу – одна из обязательных составляющих зачета. В случае неудовлетворительной оценки за коллоквиум обучающийся обязан выполнить индивидуальное задание.

Возможность получения автоматического зачета: посещение лекционных и практических занятий (75%), выполнение домашних заданий, наличие удовлетворительных оценок за контрольные работы, удовлетворительный результат заключительного коллоквиума, выполнение необходимого объема работ по курсовой работе.

В случае неполучения зачета по результатам семестровой работы обучающийся сдает зачет во время зачетной недели. Обучающийся письменно отвечает на один теоретический вопрос и выполняет практическое задание. На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценка "зачет" ставится, если ответ дан в полном или удовлетворительном объеме, обучающийся продемонстрировал знание теоретического материала и умение справиться с практическим заданием.

Оценка "незачет" ставится, если обучающийся не продемонстрировал знания теоретического материала и умения справиться с практическим заданием.

Пример тестового задания

Тестовые задания не предусмотрены

Список обязательной литературы

1. Мустайоки, А. Теория функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам. М.,2006.

2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. (любое издание)

3. Современный русский язык. Теория: учебник для студентов направлений «журналистика», «связи с общественностью и реклама» / Под ред. Л.Р.Дускаевой. СПб.,2013.

4. Формановская Н.И. Стилистика сложного предложения. М.,2007.

Список дополнительной литературы

1. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. М.,1976.

2. Белошапкова В.А. Сложное предложение в современном русском языке. М.,1967.

3. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М.,1978.

4. Валгина Н.С. Сложноподчиненное предложение в русском языке. М.,1971.

5. Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.8. М.,1978.

6. Вежбицка, А. Русский язык: язык, культура, познание. М.,1996.

7. Винокур Т.Г. Синонимия в функционально-стилистическом аспекте // Вопросы языкознания. 1975, № 5.

8. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М.,1952.

9. Виноградов В.В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М.,1975.

10. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М.,1982.

11. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М.,1973.

12. Идеографические аспекты русской грамматики / Под ред. В.А.Белошапковой и И.Г.Милославского М.,1988.

13. Краснова Т.И. Субъективность - модальность. СПб., 2002.

14. Кручинина И.Н. Структура и функции сочинительной связи в русском языке. 2009.

15. Левковская Н.А. В чем различие между ССЦ и абзацем? // Филологические науки. М.,1980, № 1.

16. Ляпон М.В. Смысловая структура сложного предложения и текст М.,1986.

17. Поспелов Н.С. Мысли о русской грамматике. 2010.

18. Прохорова К.В., Редькина Т.Ю. Современный русский язык. Часть 2. СПб.,2011.

19. Рогова К.А. Синтаксические особенности публицистической речи. Л.,1975.

20. Санников В.З. Русские сочинительные конструкции. М., 1989.

21. Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л.,1982

22. Солганик Г.Я. Стилистика текста. М.,1997.

23. Шелякин М.А. Функциональная грамматика русского языка. М., 2001.

24. Ширяев Е.Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. М.,1986.

25. Шмелева Т.В. Семантический синтаксис. Красноярск,1988.

26. Янко Т.Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М.,2001.

Перечень иных информационных источников

Информационные ресурсы научной библиотеки СПбГУ: library.spbu.ru

 просмотров: 377 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru