Очная форма обучения. 2 курс
Основы творческой деятельности журналиста-международника
12 сентября 2018
Преподаватель: Клюев Ю. В., докт. полит. н., доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Занятие 1. Аудиовизуальные возможности телевизионной и радиожурналистики. Коммуникативные свойства телевидения и радио. Литература о телевизионной и радиожурналистике.

Занятие 2. Аудиальная природа и возможности радиовещания. Корни аудиальной культуры. Радио как аудиальный канал и вид СМИ. Слушание – психологическая основа радиовещания. Радио как один из интеллектуальных каналов СМИ. Радио как оперативный источник информации и как вид искусства. Общественное значение радио.

Занятие 3. Выразительные средства радио: речь, музыка, шумы. Природные и стилеобразующие группы выразительных средств. Роль слова как выразительного средства радиожурналистики, особенности радиоречи. Требования к эфирным текстам. Литература о принципах и нормах речевого поведения работников телевидения и радио.

Занятие 4. Свойства телевидения (на материалах книги В. С. Саппака «Телевидение и мы: четыре беседы»). Выразительные средства телевидения. Визуальность информации – основа воздействия на зрителя. Эффекты визуальной информации. Соотношение слова и изображения в телеинформации.

Занятие 5. Понятие персонификации информации в аудиовизуальной журналистике. Человек в кадре и у микрофона: особенности восприятия информации. Уровень персонификации, его зависимость от жанра. Развитие и современные тенденции персонификации информации. Феномены телевидения (на материалах книги С. А. Муратова «ТВ – эволюция нетерпимости: история и конфликты этических представлений»).

Занятие 6. Специфика деятельности журналиста в современных электронных СМИ. Основные требования к деятельности журналиста. Этапы творческого процесса и профессиональная специализация. Корреспондент, интервьюер, ведущий, комментатор, модератор, шоумен, редактор – журналистские профессии.

Занятие 7. Система жанров радио- и тележурналистики: информационные, аналитические, художественная публицистика. Принципы существующей систематизации.

Занятие 8. Функции аудиовизуальных СМИ. Группы функций. Дисфункциональные явления в современных аудиовизуальных СМИ.

Занятие 9. Этапы становления радиожурналистики. Этапы становления тележурналистики.

План практических занятий

Занятие 1. Знакомство с группой. Знакомство с планом работы на семестр. Тренинг: визуализация информации, презентация в кадре. Или любой иной тренинг, настраивающий группу на совместную работу и выявляющий ее потенциал.

Занятие 2. Звучащее слово как выразительное средство аудиовизуальной журналистики. Редактирование газетного текста.

Занятие 3. Редактирование информационных текстов для радио. Усложненный вариант. Начитка готовых отредактированных текстов. Прослушивание и обсуждение звукового материала.

Занятие 4. Роль видеоряда: просмотр и обсуждение учебного фильма. Тренинг: озвучание видеоряда. Подготовка закадрового текста на основе исходной информации.

Занятие 5. Тренинг: озвучание видеоматериала (усложненный вариант). Подготовка закадрового текста на основе самостоятельной информации.

Занятие 6. Выступление в кадре. Просмотр методических материалов с их обсуждением. Тренинг: обзор газет. Работа перед камерой. Работа с предметами (газеты, журналы) на камеру.

Занятие 7. Продолжение тренинга: работа перед камерой. Двойное ведение, работа в парах.

Практические занятия ведут: Ю. В. Клюев Б. В. Лебедева. В каждой группе план проведения практических занятий может корректироваться преподавателем в зависимости от поставленных для студентов задач, рекомендуемых методов и сроков выполнения заданий. Тренинги, упражнения, сюжеты и передачи готовятся студентами для форматов телевизионного или радиоэфира.

Вопросы к экзамену

1.    Литература о радиожурналистике (структурно-содержательный анализ не менее 5 изданий).

2.    Литература о телевизионной журналистике (структурно-содержательный анализ не менее 5 изданий).

3.    Природные коммуникативные особенности аудиовизуальных СМИ.

4.    Аудиальная природа радиовещания.

5.    Аудиовизуальная природа телевидения.

6.    Свойства телевидения (на материалах книги В. С. Саппака «Телевидение и мы: четыре беседы»).

7.    Феномены телевидения (на материалах книги С. А. Муратова «ТВ – эволюция нетерпимости: история и конфликты этических представлений»).

8.    Выразительные средства радиожурналистики.

9.    Выразительные средства тележурналистики.

10.    Условия восприятия эфирной информации.

11.    Типы восприятия эфирной информации.

12.    Роль слова как выразительного средства радиожурналистики.

13.    Функции музыки на радио.

14.    Принципы соединения слова и изображения в тележурналистике.

15.    Требования к эфирным текстам.

16.    Система жанров радио- и тележурналистики.

17.    Социальные функции ТВ и их современные особенности.

18.    Социальные функции радио и их современные особенности.

19.    Информационная функция радио и ТВ.

20.    Интегративная функция радио и ТВ.

21.    Культурно-просветительские функции радио и ТВ.

22.    Этапы развития радиожурналистики.

23.    Этапы развития тележурналистики.

24.    Персонификация информации в аудиовизуальных СМИ.

25.    Журналист и диктор на радио и ТВ.

26.    Корреспондент в аудиовизуальных СМИ: личностные качества и профессиональные требования.

27.    Творческие профессии на радио и телевидении.

28.    Редактор на радио и ТВ.

29.    Современные форматы радиовещания.

30.     Классификация и типология современных теле - и радиокомпаний.

Третий вопрос в каждом билете: Процесс подготовки информационной телерадиопрограммы на примере собственного выпуска учебной передачи «День в истории».

Критерии оценки

1.    Экзамен проходит в форме устного ответа.

2.    На подготовку к ответу студенту отводится не менее 20 минут (за исключением случаев, когда студент заявляет, что готов отвечать раньше). На ответ по билету – не менее 5 минут.

3.    Студент приносит на экзамен все творческие работы, подготовленные в ходе освоения дисциплины «Основы творческой деятельности журналиста», которые могут быть истребованы преподавателем в качестве аудиовизуальных материалов при ответе на теоретические вопросы.

4.    Отлично – студент глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 2 несущественных недочетов.

5.    Хорошо – студент недостаточно глубоко знает теоретический материал учебной дисциплины, но может правильно и по теме подкрепить его аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, в ответе допускается не более 3 несущественных недочетов.

6.    Удовлетворительно – студент слабо и поверхностно знает теоретический материал учебной дисциплины, не может подкрепить его сильными и правильными аргументами, примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 4 и более грубых недочетов.

7.    Неудовлетворительно – студент не ориентируется в теоретическом материале учебной дисциплины, не может подкрепить его правильными аргументами, верными примерами из истории, теории и практики телерадиовещания, допускает в ответе 5 и более грубых недочетов.

8.    В экзаменационную ведомость оценка неудовлетворительно выставляется также в том случае, если студент пользуется на экзамене письменными записями и материалами, средствами коммуникации и связи.

Основная литература

1. Волынец М. М. Профессия: оператор. М., 2011.

2. Зверева В. В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры. М., 2012.

3. Ковалев-Случевский К. П. Тележурналистика XXI века. М., 2012.

4. Лебедева Т. В. Жанры радиожурналистики. М., 2012.

5. МакКуэйл Дэнис. Журналистика и общество / пер. с англ. - М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2013.

6. Медынский С. Е. Оператор. Пространство. Кадр. М., 2011.

7. Клюев Ю. В. Радиожурналистика: основы профессии: Учеб. пособие. СПб., 2015. jf.spbu.ru/upload/files/file_1443169013_7294.pdf

8. Рихтер С. Г. Цифровое радиовещание. М., 2012.

9. Роднянский А. Е. Выходит продюсер. М., 2013.

10. Телевизионный журналист: Основы творческой деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов / под ред. М. А. Бережной. М., 2015.

11. Эфир на фоне эпохи. Очерки истории Ленинградского-Петербургского радио и телевидения / под общ. ред. С. Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Ю. В. Клюева. СПб., 2013. jf.spbu.ru/upload/files/file_1412237290_7171.pdf

12. Яременко Н. Н. Как стать радиожурналистом. М., 2011.

Дополнительная литература

1. Агапитова С. Ю. Информационное вещание на ТВ: Эволюция и современное состояние (на материале телевидения Санкт-Петербурга). СПб., 2003.

2. Бережная М. А. Проблемы социальной сферы в алгоритмах телевизионной журналистики. СПб., 2009.

3. Васильева Т. В., Ковтун В. Г., Осинский В. Г. Позывные мужества. Опыт Ленинградского блокадного радио. СПб., 2009.

4. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Петров Г. Н. Курс радиотелевизионной журналистики. СПб., 2004.

5. Васильева Т. В., Осинский В. Г., Рукавишников Л. А. Теле- и радиоинформация. Л., 1987.

6. Говорит и показывает кафедра радио и телевидения. Вып. 2 / под ред. С.Н. Ильченко, В. Г. Осинского, Г. Н. Петрова. СПб., 2004.

7. Дубровин В. Б. К истории советского радиовещания. Л., 1972.

8. Егоров В. В. Основы государственной политики в области электронных СМИ. М., 2001.

9. Егоров В. В. Терминологический словарь телевидения. Основные понятия и комментарии. М., 1997.

10. Зарва М. В. Слово в эфире. О языке и стиле радиопередач. М., 1977.

11. Ильченко С. Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. СПб., 2008.

12. Ильченко С. Н., Познин В. Ф., Почкай Е. П. Технология СМИ. Творческие профессии на телевидении и радио. СПб., 2003.

13. Каминский А. Вектор замысла. Пошаговый самоучитель тележурналиста. М., 2007.

14. Клюев Ю. В. Радиовещание Ленинграда-Петербурга (1980-2000 годы). СПб., 2006.

15. Ключи к эфиру: В 2 кн. Кн. 1: Радиожурналист и политика. Кн. 2: Основы мастерства: опыт, практические советы / под ред. Г. А. Шевелева. М., 2007.

16. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Бишкек, 2001.

17. Кузнецов Г. В. Критерии качества телевизионных программ. М., 2002.

18. Летуновский В. П. Телевизионный журналист в прямом эфире. СПб., 2004.

19. Майдурова О. Ф. Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004.

20. Муратов С. А. ТВ – эволюция нетерпимости. М., 2000.

21. Палладин П. А., Зегер М. Г., Вьюник А. А. Ленинградское радио: от блокады до «оттепели». М., 1991.

22. Петров Г. Н. Телевизионная драматургия. СПб., 1999.

23. Познин В. Ф. От пиктограммы до интернета. СПб., 2008.

24. Пронин А. А. Сценарий документального телефильма. СПб., 2010.

25. Радиожурналистика / под ред. проф. А. А. Шереля. М.: МГУ, 2000.

26. Российское телевидение: между спросом и предложением: В 2 т. / под ред. А. Г. Качкаевой, И. В. Кирия. М., 2007.

27. Рохлин A. M. Так рождалось дальновидение. Части I и 2. М., 2000.

28. Светана С. В. Телевизионная речь. Функции и структура / под ред. Я. Н. Засурского. М., 1976.

29. Саппак В. С. Телевидение и мы. М., 2008.

30. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М., 2002.

31. ТВ - времена перемен? / Сост. С. А. Муратов, М. Б. Топаз. М., 2010.

32. Телевизионная журналистика / редколлегия Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А. Я. Юровский. М.: МГУ, 2002.

33. Служба общественного вещания: справочник лучших приемов и методов работы / под ред. И. Банержи, К. Сеневиратне (русское издание). ЮНЕСКО, 2006.

34. Телерадиоэфир: история и современность / под ред. Я. Н. Засурского. М., 2005.

35. Фортунатов А. Н. Проблемы истории телевидения: философский и культурологический подход. Курс лекций. Нижний Новгород, 2007.

36. Цвик В. Л. Телевизионная служба новостей. М., 2010.

37. Цвик В. Л., Назарова Я. В. Телевизионные новости России. М., 2002.

38. Шеин В. Н. Современная радиожурналистика. Теория и практика. Минск, 2010.

39. Шеремет Павел. TV. Между иллюзией и правдой жизни. М., 2009.

Перечень иных информационных источников

1.    Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 456 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru