Очная форма обучения. 1 курс
Основы теории коммуникации
3 сентября 2018
Преподаватель: Гавра Дмитрий Петрович, доктор социологических наук, профессор
Кафедра: связей с общественностью в бизнесе

План лекционных занятий

12 сентября. Предмет, объект и методологический базис теории коммуникации. Соотношение предметных областей теории коммуникации с предметными областями смежных наук. Понятие коммуникации. Подходы к определению коммуникации в мировой науке. Широкий и узкий подходы к коммуникации. Фундаментальные вопросы теории коммуникации. Коммуникация в ряду смежных категорий.

19 сентября. Понятие субъектов коммуникации. Понятие коммуникативной субстанции. Типология коммуникативных субстанций. Понятие и характеристики коммуникативного взаимодействия. Базовая дефиниция коммуникации. Понятие и типология коммуникативного действия. Понятие коммуникативного акта. Типология коммуникативных актов.

26 сентября. Типы и виды коммуникации. Основные типологии коммуникации. Интраперсональная, межличностная, организационная и массовая коммуникация: общие характеристики. Классификация коммуникации по типу канала, по типу эффекта, по функциям. Дополнительные основания классификации. Коммуникация в ряду смежных категорий: общение, интеракция, перцепция.

3 октября. Процессно-информационный подход к коммуникации: общая характеристика. Процессно-информационные модели коммуникации: модели Лассвелла, Шэннона-Вивера, Ньюкомба. Понятие и типология коммуникативных шумов.

10 октября. Процессно-информационные модели коммуникации: модели Вестли-Маклина, Тэна, Гербнера.

17 октября. Семиотический подход к коммуникации: общая характеристика. Понятие знака. Модели знака Фреге, де Соссюра, Огдена – Ричрдса. Функции знаков. Прагматическая модель Пирса.

24 октября. Понятие семиозиса. Семантика, синтактика и прагматика. Подход Морриса. Модель Грайса. Свойства знаков и знаковых систем. Типология знаков и кодов.

31 октября. Свойства знаков и знаковых систем. Типология знаков. Понятие кода, типология кодов

7 ноября. Личность коммуникатора: основные характеристики. Понятие и характеристики эффективного коммуникативного источника. Функции коммуникации в обществе.

План семинарских занятий

Занятие 1. Коммуникация у животных.

Занятие 2. Основные теории происхождения языка.

Занятие 3. Личность коммуникатора. Модели коммуникативной личности. Коммуникативная компетентность личности. Понятие и характеристики эффективного коммуникационного источника.

Занятие 4. Коммуникативные барьеры: понятие, типология, характеристики.

Занятие 5. Контрольная работа.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятия 1-2. Понятие и свойства информационного общества. Теории информационного общества.

Занятия 3-4. Позитивные и негативные характеристики информационного общества. Групповая дискуссия по характеристикам и проблемам информационного общества.

Внутрисеместровый контроль

Внутрисеместровый контроль осуществляется в форме:

•    контроля посещаемости лекционных и семинарских занятий;

•    контроля наличия и качества докладов на семинарских занятиях (каждый студент должен подготовить доклад/ текст доклада и презентацию);

•    проверочной и контрольной работы.

За каждое результативное действие (посещение занятия, подготовленный и произнесенный доклад, активность на занятии, участие в групповой дискуссии студенту начисляются, выполнение проверочной или контрольной работы студенту начисляются баллы.

Максимальный балл равен 100.

Структура начисления баллов следующая:

•    посещаемость 0-26 баллов;

•    доклады и активность на семинарах – 0-34 балла.

•    проверочные и контрольные работы – 40 баллов.

Семинарские занятия ведет: Акимович Екатерина Викторовна ст. преподаватель.

Вопросы к экзамену

1. Объект и предмет теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

2. Основные методологические подходы в теории коммуникации

3. Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный под ход. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.

4. Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций.

5. Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации.

6. Коммуникация в ряду смежных категорий: понятия информации, энтропии, общения, перцепции, интеракции.

7. Понятие и типология коммуникативного действия.

8. Понятие и типология коммуникационного взаимодействия (коммуникативных актов).

9. Виды и типы социальных коммуникаций: методологические подходы и основные классификации.

10. Типология социальных коммуникаций по критерию соотношения источника и получателя.

11. Типология социальных коммуникаций по критериям типа канала, типа сообщения, эффекта, наличия обратной связи, дополнительным критериям.

12. Модель социальной коммуникации Шеннона-Вивера

13. Модель социальной коммуникации Вестли-Маклина.

14. Модель социальной коммуникации Ньюкомба.

15. Трансакционная модель социальной коммуникации.

16. Модель коммуникации Гербнера.

17. Коммуникативные шумы в моделях информационного подхода: понятие, типология, факторы порождения коммуникативных шумов.

18. Семиотический подход: общая характеристика. Объект и предмет семиотики социальной коммуникации. Понятие и структура знака по Соссюру.

19. Понятие и структура знака. Модели Фреге и де Соссюра.

20. Понятие и структура знака. Модели де Соссюра и Огдена – Ричардса.

21. Понятие и структура знака. Модель Пирса. Типология знаков по Пирсу.

22. Свойства и характеристика знаков -1.Свойства принципиальной арбитрарности знака, полифункциональности знака, системно-исторической обусловленности знака, асимметричной дуальной динамики знака.

23. Свойства и характеристики знаков – 2. Свойства асимметричной дуальной динамики знака, принцип бинарной оппозиции элементарных знаковых систем, принцип многоуровневости и ограниченности знаковых систем, принцип релятивности семиотического отношения и многоуровневости семиозиса.

24. Семиозис. Прагматика. Подходы Морриса и Грайса.

25. Типология знаков. Типология знаков Пирса. Парадигма и синтагма.

26. Конятие кода. Аналоговые и разделительные коды. Презентационные и репрезентационные коды.

27. Понятия кода. Типология кодов. Простые и сложные коды. Логические и эстетические коды. Аналоговые и разделительные коды.

28. Понятие коммуникативной личности. Модель коммуникативной личности Конецкой.

29. Понятие коммуникативной личности. Трансакционная модель коммуникативной Параметры коммуникативной личности.

30. Понятие и характеристики эффективного коммуникативного источника.

31. Понятие информационного общества. Подходы Д.Белла и Э.Тоффлера.

32. Информационно-коммуникативное общество в системе этапов общественного развития. Концепция М.Кастельса.

33. Проблемы и противоречия информационно-коммуникативного общества.

34. Социальные функции коммуникации.

35. Функции знаков. Понятия значения, имени. Смысловое и экспрессивное значение знака.

36. Коммуникативные барьеры: понятие, типология, характеристика технических и физиологических барьеров.

37. Коммуникативные барьеры: понятие, типология, характеристика «человеческих» барьеров.

39. Основные теории происхождения языка.

Критерии оценки (экзамен)

Форма проведения экзамена – письменная. Количество вопросов в билете зависит от набранных студентом в течение семестра баллов. Максимальное количество баллов – 100.

От 85 баллов отвечает на 1 вопрос по выбору и пишет терминологический диктант. Оценка соответствует ответу студента на один вопрос и оценки за терминологический диктант.

От 70 до 85 баллов – отвечает на 2 вопроса по лекциям и пишет терминологический диктант. Оценка «Отлично» ставится, если на оценку «отлично» выполнены ответы на 2 теоретических вопроса билета и правильно написан терминологический диктант.

Оценка «Хорошо» ставится, если на оценку «хорошо» или «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 1 из 2 вопросов билета (при этом ответ на второй вопрос не ниже оценки «удовлетворительно»), а также правильно написан терминологический диктант.

Оценка «Удовлетворительно» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «неудовлетворительно» выполнено не более одного ответа на теоретический вопрос билета; б) если на оценку «удовлетворительно» выполнены ответы на все теоретические вопросы билета. Оценка «Неудовлетворительно» ставится во всех остальных случаях.

От 40 до 70 баллов – отвечает на 2 вопроса по лекциям, пишет терминологический диктант и либо решает задачи из контрольной работы, либо отвечает 1 вопрос по семинарам (в зависимости от причины нехватки баллов). В этом случае оценка «отлично» ставится, если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 1 из 2 теоретических вопросов билета, а ответ на вопрос по семинарским занятиям выполнен на оценку «хорошо» / правильно решены две практических задачи, а также правильно написан терминологический диктант. Оценка «Хорошо» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «хорошо» выполнены ответы не менее, чем на 1 из 2 теоретических вопросов билета, а ответ на вопрос по семинарским занятиям выполнен на оценку «удовлетворительно» / правильно решена одна практическая задача, а также правильно написан терминологический диктант. Оценка «Удовлетворительно» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «неудовлетворительно» выполнено не более одного ответа на теоретический вопрос билета; б) если на оценку «удовлетворительно» выполнены ответы на все три вопроса билета. Оценка «Неудовлетворительно» ставится во всех остальных случаях.

В том случае, если студент набрал меньше 40 баллов, он отвечает по билету на 2 вопроса по лекциям, 1 вопрос по семинарам, пишет терминологический диктант и решает задачи из контрольной работы. В этом случае оценка «отлично» ставится, если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «хорошо» и правильно решены две практических задачи, а также правильно написан терминологический диктант. Оценка «Хорошо» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «хорошо» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «удовлетворительно» и правильно решена одна практическая задача, а также правильно написан терминологический диктант; б) если на оценку «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 теоретических вопросов билета, а ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «хорошо», практические задачи не решены, а также правильно написан терминологический диктант; в) если на оценки «хорошо» и «отлично» выполнены ответы не менее, чем на 2 из 3 вопросов билета, ответ на один теоретический вопрос выполнен на оценку «удовлетворительно» и правильно решено не менее одной практической задачи, а также правильно написан терминологический диктант. Оценка «Удовлетворительно» ставится в следующих случаях: а) если на оценку «неудовлетворительно» выполнено не более одного ответа на теоретический вопрос билета; б) если на оценку «удовлетворительно» выполнены ответы на все три теоретических вопроса билета. Оценка «Неудовлетворительно» ставится во всех остальных случаях.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена с практическими задачами – 90 минут, без практических задач 60 минут, в случае ответа на 1 вопрос по выбору – 20 минут.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

1.    Пример задания в терминологической части экзамена (терминологический диктант):

«Сформулируйте определения следующих понятий: коммуникация, информация, семантический шум, знак, семантика».

2.    Пример задания из контрольной работы:

Дайте пример следующих видов социальной коммуникации по схеме: ситуация, цель, субъекты, канал, возможные коды, эффект.

организация – группа + аффективно ориентированния    фатическая+группа-организация

Список обязательной литературы

1. Гавра Д.П. Основы теории коммуникации: для бакалавров и специалистов: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. 030600 "Журналистика" и спец. 030601 "Журналистика" – М., 2011.

2. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие для студентов вузов, обуч. по напр. 050400 "Соц.-экон. образование" - 2-е изд., стереотип. - М., 2012.

3. Гринев-Гриневич С.В., Сорокина Э.А. Основы семиотики: учебное пособие. - М., 2012.

4. Киселев А.Г. Теория и практика массовой информации: общество - СМИ - власть: учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Связи с общественностью". М., 2010.

5. Коноваленко М.Ю., Коноваленко В.А. Теория коммуникации: учебник для бакалавров; учебник для студентов вузов, обуч. по гуманит. напр. и специальностям. М., 2012.

6. Мартин Б., Рингхэм Ф. Словарь семиотики / Б. Мартин, Ф. Рингхэм; пер. с англ. Д. В. Сичинавы. - М., 2010.

7. Недосека О.Н. Двоеглазова М.Ю. Основы теории коммуникации: учебное пособие. Мурманский гос. пед. ун-т. - Мурманск, 2010.

8. Шарков Ф.И. Коммуникология: основы теории коммуникации: учебник для бакалавров рекламы и связей с общественностью (модуль дисциплин "Коммуникология"); учебник для студентов вузов, обуч. по спец. "Связи с общественностью". Междунар. акад. бизнеса и управления, Ин-т совр. коммуникационных систем и технологий. - 3-е изд. перераб. и доп. - М., 2012.

9. Яковлев И.П. Современные теории массовой коммуникации: учебное пособие у курсам "Современные технологии массовой коммуникации", "Социология массовых коммуникаций" С.-Петербургский гос. ун-т, Факультет журналистики. СПб., 2011.

Список дополнительной литературы

1. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация. Западные теории и концепции. М., 2010.

2. Бурлак С.А. Происхождение языка: факты, исследования, гипотезы. М., 2012

3. Дейк ван Т. Язык, познание, коммуникация. М, 2000.

4. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе.Екатеринбург, 2004.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: Экономика, о-во и культура. М., 2000.

6. Маковский М.М. У истоков человеческого языка. М., 2012.

7. Мечковская Н.Б. Семиотика: язык. Природа. Культура: курс лекций.- 3-е изд., М., 2010.

8. Мирошниченко И.В. Семиотика: конспект лекций. М., 2009.

9. Соломоник А.Б. Парадигма семиотики: очерки по общей семиотике (с приложением словаря семиотических терминов). - 2-е изд. М., 2011.

10. Тангалычева Р.К. Теории и кейсы межкультурной коммуникации в условиях глобализации. - М., 2012.

11. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2007.

12. Handbook of communication and social interaction skills / Ed. by John O. Greene Brant R. Burleson. London, 2009.

13. The Handbook of communication skills / ed. by Owen Hargie. - 3rd ed. New York, 2009.

Перечень иных информационных источников

1.    Информационные фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 736 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru