Очная форма обучения. 1 курс
Основы творческой деятельности журналиста-международника
5 сентября 2018
Преподаватель: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, доцент
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

06 сентября. Информационно-коммуникационная деятельность: этапы становления и развития.

Аэды и рапсоды. Риторика. Публицистика. Профессиональные особенности личности журналиста. Свобода и ответственность журналиста.

13 сентября. Информация и массовая информация. Отражение действительности в журналистском материале.

Формы и ход познавательного процесса. Ориентация в информационной среде. Методы познавательной деятельности. Итог познавательной стадии.

20 сентября. Источники информации и работа с ними.

Виды источников информации. Особенности работы с источниками информации. Способы получения информации. Новость в информационном потоке.

25 сентября. Системы журналистских жанров в России и за рубежом.

Жанр как устойчивая повторяющаяся форма журналистского произведения. Российские и зарубежные подходы к классификации жанров. Национальные подходы к теории жанров.

27 сентября. Информационные жанры международной журналистики.

Разновидности информационных жанров в России и за рубежом. Краткая информация. Расширенная информация. Некомментированная новость. Информационный комментарий. Информационное интервью. Репортаж. Feature. Корреспонденция.

02 октября. Жесткая и мягкая новость: жанровые особенности.

Новость в информационном потоке. Планирование и отбор новостей. «Жесткая» новость, построение новости по принципу «перевернутой пирамиды». «Мягкая» новость. Разновидности лида.

04 октября. Право и этика СМИ.

Право на информацию и обязанности журналиста. Система информационного права в России. Международные договоры, регулирующие деятельность массмедиа. Кодексы этики журналистов и профессиональные журналистские сообщества.

11 октября. Этапы становления международного информационного обмена.

Информационный обмен в Древнем Мире, в Средние века и в Новое время. Субъекты и объекты международного информационного обмена.

План практических занятий

Занятие 1. Информационно-коммуникационная деятельность: этапы становления и развития. Обмен информацией: исторический ракурс. Творческие и профессиональные аспекты журналистики. Дискуссия с преподавателем.

Занятие 2. Информация и массовая информация. Отражение действительности в журналистском материале. Международная информация на страницах газеты. Анализ информационных материалов. Тематический обзор печатных и онлайн СМИ.

Занятие 3. Информация и массовая информация. Отражение действительности в журналистском тексте. Подбор фактов. Выбор источников информации. Методы получения сведений. Планирование и организация подготовки журналистского текста.

Занятие 4. Информация и массовая информация. Отражение действительности в журналистском тексте. Штамп и трафарет в международной информации. Рассмотрение конкретных примеров. Составление «трафарета».

Занятие 5. Источники информации и работа с ними. Деловая игра «сбор информации». Изучение документов. Наблюдение. Интервью по телефону. Проверка информации. Информация в сети Интернет.

Занятие 6. Информационные жанры международной журналистики. Информационные жанры в интерпретации «островной» и «европейской континентальной» школ. Проведение сравнительного анализа журналистских текстов, составленных в духе двух школ.

Занятие 7. Свобода и ответственность журналиста. Дискуссия с преподавателем, подготовка к написанию контрольной работы.

Занятие 8. Выступление студентов с эссе на тему «Свобода и ответственность журналиста». Дискуссия с преподавателем.

Занятие 9. Информационные жанры международной журналистики. Деловая игра «пресс-конференция». Подготовка отчета. Обсуждение с преподавателем.

Занятие 10. Право и этика СМИ. Изучение Федерального Закона РФ «Об участии в международном информационном обмене» и Закона о СМИ.

Занятие 11. Право и этика СМИ. Организационная структура институтов и средств международной информации в России (МИД, представительства международных организаций, ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», «Российская газета»).

Занятие 12. Жесткая и мягкая новость: жанровые особенности. «Жесткая» и «мягкая» новость. Анализ журналистских текстов. Тематический обзор информационных материалов в печатных и онлайн СМИ.

Занятие 13. Сбор информации и подготовка жесткой новости. Обсуждение с преподавателем.

Занятие 14. Этапы становления международного информационного обмена. Последствия публикации – практика влияния СМИ на общество. Соотношение правдивости, объективности, взвешенности и требований международного протокола и этикета. Принципы работы в условиях конфликтных ситуаций. Дискуссия с преподавателем, анализ журналистских материалов.

Практические занятия ведут: Громова Тамара Михайловна, ст. преподаватель; Тюркин Михаил Вячеславович, ст. преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

К критериям внутрисеместрового контроля относятся:

- посещаемость (не менее 50 % лекционных и практических занятий);

- выполнение контрольной работы №1: эссе на тему «Свобода и ответственность журналиста». Работа выполняется как домашнее задание. Объем эссе – не менее 4 тыс. знаков с пробелами, шрифт – 14, гарнитура – Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный. Эссе, написанное студентом, должно являться авторским текстом – в случае установления факта прямого плагиата, работа не засчитывается;

- выполнение контрольной работы №2: материала в жанре «жесткая новость» (“hard news”).

Эссе на тему «Свобода и ответственность журналиста» необходимо сдать преподавателю, ведущему практические занятия, на занятии №7, материал в жанре «жесткая новость» – на практическом занятии №14.

Вопросы к экзамену

1.    Этапы становления журналистской профессии.

2.    Требования к журналисту в современных условиях.

3.    Профессиональные особенности личности журналиста.

4.    Познавательный процесс в журналистике.

5.    Информация и массовая информация. Основные источники международной информации.

6.    Особенности внешнеполитической информации и пропаганды.

7.    Формы массовой информации.

8.    Определение, основные критерии и характеристики информационного общества. Его положительные и отрицательные стороны.

9.    Субъекты и объекты международного информационного обмена.

10.    Достоверность информации, распространенной в России, и ответственность редакции.

11.    Источники информации и работа с ними. Выбор темы журналистского произведения.

12.    Право и этика журналистской деятельности. Национальные особенности.

13.    Композиция и ее влияние на качество журналистского произведения.

14.    Жанры журналистских произведений. Особенности национальных школ журналистики и их влияние на используемые жанры.

15.    Определение новости и ее классические элементы. Новость в информационном потоке.

16.    Основные информационные жанры российской журналистики.

17.    Отличия журналистики новостей от журналистики мнений.

18.    Особенности новости в международной журналистике.

19.    Соотношение правдивости, объективности, взвешенности и требований международного протокола и этикета.

20.    Международная информация в российских СМИ.

21.    Организационная структура институтов и средств международной информации в России. МИД, представительства международных организаций, ИТАР-ТАСС, РИА «Новости», «Российская газета» и т.д.

22.    Информационная культура современного общества.

23.    Диалогичность как принцип международного информационного общения.

24.    Глобализация информации и ее социальные последствия.

25.    Система информационного права в России. Применение правовых норм.

Критерии оценки (экзамен)

К экзамену допускаются студенты, успешно прошедшие внутрисеместровый контроль.

Форма проведения экзамена – устная.

Студентам предлагается билет, включающий 3 вопроса (2 вопроса из списка вопросов к экзамену, третий вопрос связан с защитой творческого материала в информационном жанре, подготовленного во время практических занятий).

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если студент твердо знает изученный материал, уверенно ориентируется в практическом применении полученных знаний, при ответе использует сведения, почерпнутые из дополнительной литературы.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент уверенно отвечает на вопросы билета, ориентируется в практическом применении полученных знаний, при ответе допускает незначительные ошибки.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент знает изученный материал, ориентируется в практическом применении полученных знаний, при ответе допускает ошибки.    

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент слабо освоил материал, неуверенно ориентируется в практическом применении полученных знаний, при ответе допускает серьезные ошибки.

К экзамену каждый студент должен представить материал, выполненный в жанре «жесткая новость» (“hard news”) во время практических занятий и заверенный подписью преподавателя, ведущего практические занятия. Данный материал является обязательной частью творческого досье студента. При выставлении итоговой оценки за экзамен учитывается качество подготовленного материала.

Использование каких-либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного экзамена запрещается. За пользование какими-либо источниками студент удаляется с экзамена, в ведомость выставляется оценка «неудовлетворительно».

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 6 часов.

Список основной литературы

1.    Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учебное пособие. М., 2011.

2.    Лазутина Г. В., Распопова С. С. Жанры журналистского творчества: учебное пособие / М., 2012.

3.    Мельник Г. С., Виноградова К. Е., Лисеев Р. П. Основы творческой деятельности журналиста: курс лекций. СПб., 2013.

Список дополнительной литературы

1.    Блохин И. Н. Журналистика в мире национальных отношений: политическое функционирование и профессиональное участие. СПб., 2008.

2.    Быкова А. С. Массмедиа стран-членов Европейского Союза. СПб., 2004.

3.    Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.

4.    Вершинин М. С. Политическая коммуникация в информационном обществе. СПб. 2001.

5.    Вулф Т. Новая журналистика и Антология новой журналистики. СПб., 2008.

6.    Ким М. Н. Журналистика: Методология профессионального творчества. СПб., 2004.

7.    Ким М. Н. Новостная журналистика. Базовый курс. Учебник. СПб., 2005.

8.    Ким М. Н. Технология создания журналистского произведения. СПб., 2001.

9.    Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для вузов. М., 2001.

10.     Лопатин В. Н. Информационная безопасность России: Человек. Общество. Государство. СПб., 2000.

11.     Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб., 2002.

12.     Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика. Учебник. СПб., 2005.

13.     Никонов С. Б. Глобализация и СМИ. СПб., 2006.

14.    Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб., 2000.

15.     Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику. Антология в двух томах. М., 2003.

16.     Пую А. С. Журналистика Франции: плюрализм и этатизм. СПб.,2003.

17.     Сапунов В. И. Зарубежные информационные агентства. СПб., 2006.

18.     Севортьян А. Р., Шароградская А. А. Освещение этнического многообразия. Пособие для факультетов журналистики. М., 2005.

19.    Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ / Под ред. Пую А. С. СПб., 2010.

20.     Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.

Перечень иных информационных источников

1.    Официальный интернет-портал правовой информации. Государственная система правовой информации URL: pravo.gov.ru

2.    Европейский Союз (ЕС). URL: europa.eu

3.    Организация Объединенных Наций (ООН). URL: www.unglobalcompact.org

 просмотров: 421 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru