Очная форма обучения. 1 курс
Введение в международную журналистику
5 сентября 2018
Преподаватель: Смолярова Анна Сергеевна, кандидат политических наук
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

04 сентября. Обзор структуры курса. Журналистика как социальный институт.

Домашнее задание: словарная статья для одного из базовых понятий (факт, информация, инфоповод, новость).

11 сентября. Профессиональные роли журналиста

Домашнее задание: справка об СМИ по выбору студента.

18 сентября. Функции международной журналистики.

09 октября. Глобализация и межкультурная коммуникация.

Домашнее задание: мотивационное письмо на стажировку в выбранное СМИ.

16 октября. Журналистика и медиабизнес.

Домашнее задание: анализ источников международной информации в СМИ по выбору.

23 октября. Источники международной информации. Мировые информационные агентства. Освещение государств в СМИ.

13 ноября. История профессии в России и за рубежом. Трансформация работы журналиста-международника под влиянием технического прогресса.

Домашнее задание: коллаж «Образ журналиста».

20 ноября. Практика работы журналиста-международника.

Домашнее задание: дорожная карта профессионального роста

27 ноября. Развитие глобального коммуникационного пространства: перспективы и проблемы для профессии.

План семинарских занятий

Занятие 1. Источники международной информации для аудитории.

Занятие 2. Медиа-атлас мира: СМИ, определяющие мировую и национальные повестки дня.

Занятие 3. Этические дилеммы в работе журналиста-международника.

Занятие 4. Профессия журналиста-международника: требования, рутина, профессиональный рост.

Занятие 5. Образ журналиста в современной массовой культуре.

Семинарские занятия ведет: Смолярова Анна Сергеевна, кандидат политических наук, доцент кафедры международной журналистики.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Обсуждение дневников медиапотребления.

Занятие 2. Работа над дорожными картами профессионального роста.

Внутрисеместровый контроль

Аналитическая записка «География международной информации в российских СМИ» готовится на основе материалов лекций, с использованием теоретических работ отечественных и зарубежных авторов из списка рекомендованной литературы. Оформление ссылок и списка литературы – в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5—2008. «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления». Объем – 10 тысяч знаков с пробелами (не считая списка литературы). Дедлайн – 08:00 2 октября.

Дневник медиапотребления ведется с 24 по 30 октября в рабочей тетради (доступ через BlackBoard) и предполагает мониторинг источников медиаконтента и рефлексивный отклик по заданным вопросам.

Текущий контроль

Показателями, характеризующими текущую учебную работу слушателей, являются:

1. посещаемость занятий;

2. выполнение индивидуальных и групповых заданий.

Оценка по данному разделу влияет на итоговую оценку на экзамене: если возникает «пограничная ситуация» между оценками, оценка текущей успеваемости является решающей для выставления итоговой оценки.

За выполнение письменного домашнего задания после лекций студент получает до 10 баллов (6 заданий за семестр). За участие в подготовке доклада на семинаре с последующей презентацией студент получает до 30 баллов (4 презентации за семестр). Аналитическая записка и дневник медиапотребления оцениваются до 60 баллов. Задания загружаются в Blackboard согласно установленным дедлайнам, сдача работы позже дедлайна автоматически снижает оценку работы на 10 баллов. Баллы могут быть снижены за пренебрежение нормами русского языка и требованиями к оформлению, существенные пропуски в структуре материала презентации, пропуски в заполнении граф медиадневника

Оценка за практические задания рассчитывается по следующей формуле:

0,1х6 + 0,3х4 + 0,6х2=300. Получение 290 баллов за работу в семестре эквивалентно получению оценки «Отлично», которая может быть выставлена без подготовки письменного ответа на экзамене. Получение от 260 баллов до 290 за работу в семестре эквивалентно получению оценки «Хорошо», которая может быть выставлена без подготовки письменного ответа на экзамене. Во втором случае студент имеет право выполнить дополнительное задание до экзамена, а именно эссе по одному из вопросов, предложенных преподавателем к экзамену, чтобы повысить свою оценку.

В случае «пограничной ситуации» между оценками оценка текущей успеваемости может быть засчитана для повышения итоговой оценки за экзамен в пользу студента в случае, если обучающимся выполнены задания внутрисеместрового контроля (аналитическая записка и дневник медиапотребления), и общее количество баллов за текущий контроль составляет не менее 200.

Вопросы к экзамену

На экзамене обучающийся готовит эссе по одному из выбранных вопросов:

1.    В чем заключаются сходства и различия журналистики и международной журналистики с точки зрения их социальных функций?

2.    Выделите основные вехи в становлении профессии журналиста-международника.

3.    Как бы вы сформулировали экономические принципы функционирования международной журналистики?

4.    Как на профессию журналиста-международника влиял и продолжает влиять технический прогресс?

5.    Опишите, как вы себе представляете тех, кому сегодня интересна или нужна международная информация. Для какого читателя/зрителя вы хотели бы работать?

6.    Сравните работу журналиста-международника в различных культурных контекстах (два региона мира по выбору).

7.    Напишите краткое руководство для стажёра редакции по использованию социальных медиа в работе журналиста-международника.

8.    Возможна ли глобальная аудитория? Аргументируйте свой ответ.

9.    Приведите пример журналиста-международника, на которого вы бы хотели ориентироваться. Чем этот человек вас привлек? Почему вы высоко оцениваете его или ее как профессионала?

10.    Может ли, на ваш взгляд, международная журналистика повлиять на решение глобальных проблем человечества? Аргументируйте свою позицию.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – письменная.

На подготовку ответа студенту дается 120 минут.

На экзамене студент должен написать эссе объемом 480-520 слов по одному из вопросов, предложенных преподавателем к экзамену. Текст ответа должен быть продуман и хорошо структурирован, содержать несколько тезисов, которые автор развивает и аргументирует на основе примеров из практики и усвоенных автором теоретических положений. Работа может быть подана в электронном виде через сервис Blackboard. В случае выполнения работы от руки почерк должен быть разборчивым, слова написаны полностью (за исключением общепринятых сокращений).

Оценка «Отлично» ставится, если студент показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма материала курса, знание и понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала, подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент показывает знания всего изученного программного материала; даёт достаточно полный ответ на основе изученных теорий; делает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, изложении примеров. Студент в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент показывает неполное усвоение материала курса, имеет пробелы в знании материала, излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки; допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не умеет без ошибок изложить выбранные примеры.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не использовал в качестве доказательства конкретных примеров или допустил грубые ошибки при их изложении.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 4 часа.

Список обязательной литературы

1.    Корконосенко С. Г. Основы журналистики. М.: Аспект Пресс,. 2009.

2.    МакКуэйл Д. Журналистика и общество. М., 2013.

3.    Михайлов С. А., Никонов С.Б. Международное право и законодательство иностранных государств о СМИ: учебное пособие. СПб, 2012.

4.    Рихтер А.Г. Международные стандарты и зарубежная практика регули-рования журналистики. М., 2011.

5.    Aalberg T., Papathanassopoulos S., Soroka S., Curran J., Hayashi K., Iyengar S., Jones P. K., Mazzoleni G., Rojas H., Rowe D. and Tiffen R. International Tv News, Foreign Affairs Interest and Public Knowledge, Journalism Studies, 2013, 14:3, pp. 387-406. DOI: 10.1080/1461670X.2013.765636.

6.    Archetti C. Journalism in the Age of Global Media: The Evolving Practices of Foreign Correspondents in London. Journalism: Theory, Practice and Criticism, 2013, 14:3, pp. 419-436. DOI: 10.1177/1464884912472140.

7.    Berglez P. What is Global Journalism?, Journalism Studies, 2008, 9:6, pp. 845-858. DOI: 10.1080/14616700802337727.

8.    Hafez, K. Global journalism for global governance? Theoretical visions, practical constraints. ]ournalism, 2008, 12:4, pp. 483-496. DOI: 10.1177/1464884911398325.

9.    Sambrook R. Are foreign correspondents redundant? Oxford, 2010.

10.    Segev, E. (2015). Visible and invisible countries: News-flow theory revised. Journalism, 16(3), 412–428. DOI: 10.1177/1464884914521579.

Список дополнительной литературы

1.    Деннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

2.    Международные стандарты профессиональной этики журналистов: учебно-методическое пособие. СПб, 2012.

3.    Овчинников В. Ветка сакуры. М., 1971.

4.    Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ / Под ред. Пую А.С. СПб., 2010.

5.    Сумленный С. Из чего сделана Германия и как она работает. М., 2010.

6.    Файнберг Д. Файнберг, Дина. По Америке в поисках социалистической души: советские журналисты-международники в США // Человек и личность в истории России, конец XIX-XX века. Санкт-Петербург : Нестор-История, 2013. С. 369 - 385.

Перечень иных информационных источников

1.    Научная библиотека им. М. Горького. URL: www.library.spbu.ru

2.    Европейская обсерватория прессы. URL: ru.ejo.ch

3.    Журнал «Журналист». URL: jrnlst.ru

4.    Институт исследования журналистики Оксфордского универстета. URL: reutersinstitute.politics.ox.ac.uk

5.    Международная журналистская сеть. URL: ijnet.org

6.    Проект «Мы и Жо. Media and Journalism». URL: themedia.center

7.    Раздел «Библиотека» кафедры международной журналистики СПбГУ. URL: jf.spbu.ru/inter/4563.html

8.    Проект «Глобальные голоса». URL: ru.globalvoices.org

9.    Рассылка мировых новостей Expresso. URL: www.expresso.today

 просмотров: 567 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru