Очно-заочная форма обучения. 5 курс
Технологии журналистики новостей
6 сентября 2018
Преподаватель: Литвинова Александра Игоревна, преподаватель-почасовик
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

План лекционных занятий

Лекция 1. Введение в новостную журналистику. Чем отличаются новости на радио, телевидении и в Интернет-изданиях. Специфика работы региональных и общероссийских информационных агентств.

Лекция 2. Новостной контент информационных агентств и сетевых СМИ. Варианты и разнообразие подачи информации. Ретрансляция новости по различным каналам.

Лекция 3. Работа редакции — распределение обязанностей, планирование, организация, оценка эффективности.

Лекция 4. Профессиональные и этические стандарты в применении к новостной журналистике.

Лекция 5. Новостные жанры, их диффузия и трансформация.

Лекция 6. Источники информации.

Лекция 7. Специфика работы «в поле», «на паркете», в условиях конфликта.

Лекция 8. «Кухня»: отбор информационных поводов, написание новостей, ведение и развитие «сюжетов».

План практических занятий

Занятие 1. Особенности работы современных российских СМИ.

Задание: проанализировать новости по одному информационному поводу в разных СМИ (подача, факты, иллюстрация, эксперты), найти сходства и различия.

Занятие 2. Подача и оформление одного новостного повода с помощью разных каналов коммуникации одного издания.

Задание: проанализировать подачу и инструменты, оценить эффективность, внести предложения — что можно было бы сделать лучше.

Занятие 3. Профессиональные и этические стандарты в новостной журналистике.

Задание: проанализировать ленту/выпуск новостей одного издания по выбору на предмет соблюдения/нарушения стандартов.

Занятие 4. Работа с источниками информации.

Задание: составить аналитическую справку по компании или человеку с использованием максимально широкого круга источников.

Занятие 5. Отбор информационных поводов.

Задание: подготовить пять актуальных информационных поводов и предложить варианты их дальнейшего развития.

Занятие 6. Создание новостей.

Задание: написать пять новостей на основании пяти информационных поводов из пяти источников различного типа.

Лекции и занятия ведет: Литвинова Александра Игоревна, преподаватель-почасовик.

Вопросы к зачету

1.    Информационное агентство как СМИ.

2.    Виды информационных агентств и их особенности.

3.    Структура редакции ИА, распределение обязанностей при создании новостного контента и формировании ленты новостей.

4.    Организация и планирование работы редакции ИА.

5.    Профессиональные стандарты новостной журналистики.

6.    Профессиональные этические нормы в новостной журналистике.

7.    Понятия «факт», «новость», «информационный повод».

8.    Информационные поводы и требования к ним.

9.    Виды источников информации в ИА и особенности их использования.

10.    Фактчекинг — суть, инструменты.

11.    Особенности работы корреспондента ИА на официальных мероприятиях.

12.    Особенности работы корреспондента ИА на массовых мероприятиях.

13.    Особенности работы корреспондента ИА с официальной информацией органов государственной власти.

14.     Особенности работы корреспондента ИА с официальной информацией коммерческих организаций.

15.     Информационный запрос.

16.     Жанровые особенности сообщений ИА.

17.     Типовая структура новости в сетевых изданиях и информационных агентствах.

18.     Возможности социальных сетей для новостной журналистики.

19.     Новостной контент информационных издания, ретрансляция новостей в социальных сетях — особенности, возможности, «подводные камни».

20.    Обратная связь с аудиторией, обеспечение интерактива.

Критерии оценки

Оценка «зачет» ставится в том случае, если студент посещал занятия, выполнял задания. Оценка «Незачет» ставится, если студент не посетил более 30% занятий, если не подготовил более половины заданий на практических занятиях.

Список обязательной литературы

1.    Засурский Я. Н. Информационное общество и средства массовой информации // Информационное общество. М., 1999.

2.    Ким М. Н., Мельник Г. С. Методы журналисткой деятельности. СПб., 2005.

3.    Погорелый Ю.А. Технология новостей от Интерфакса. Style Guide. Аспект-Пресс. 2011.

4.    Редакционные принципы работы Главной дирекции информации ФГУП РАМИ РИА Новости. М., 2003.

5.    Шкондин М. В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). М., 2000.

Список дополнительной литературы

1.    Васильева Л. А. Делаем новости! Учебное пособие. М., 2003.

2.    Войцехович К.А. Информационное агентство Ассошиэйтед пресс в условиях современного информационного рынка. Автореферат кандидатской диссертации. М., 2005.

3.    Калиновская И. Перспективы использования информационных технологий в работе информационных агентств. Минск, 2008.

4.    Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М., 2004.

5.    Могилевская Э.В. Информационные агентства в Интернете: особенности и принципы функционирования: диссертация кандидата филологических наук. Тольятти, 2008.

6.    Погорелый Ю.А. Международные экономические информационные агентства: стратегия развития и творческие аспекты деятельности. Автореферат кандидатской диссертации. М., 2001.

7.    Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2003.

8.    Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

9.    Сапунов В.И. Зарубежные информационные агентства. Спб., 2006

10.    Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.

11.    Фролова Т.И. Информационные агентства // Средства массовой информации России. М., 2005.

12.    Шостак М.И. Журналистика новостей: вопросы технологии. М., 1996.

 просмотров: 209 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru