Очно-заочная форма обучения. 5 курс
Теория и практика телерадиожурналистики
12 сентября 2018
Преподаватель: Маевская Марина Игоревна, кандидат филологических наук,доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

1 занятие (2 часа). Этапы истории кино и теле-документалистики. Творчество Д. Вертова. Основные темы и образы.

2 занятие (2 часа). Отражение и конструирование реальности в современном документальном кино- и телефильме. Основные жанры и формы современной отечественной экранной документалистики

3 занятие. Художественно-выразительные средства радио, телепублицистики и теледокументалистики. Герой и общество в радио, телезарисовке, радио, телеочерке и документальном фильме. Способы показа на экране характера персонажа и социальной среды.

4 занятие. Роль автора в кино- и теледокументалистике. Московская и петербуржская школы документалистики: творчество В. Манского, М. Разбежкиной, А.Сокурова и др. (2 часа). Телевизионные документальные фильмы в рамках цикловых проектов. Анализ фильмов.

5 занятие. Современная теледокументалистика: творчество Е. Якович, Р. Либерова и др. (2 часа). Документальные кино- и телефильмы о детях и подростках. Молодежная тема в документалистике.Анализ фильмов.

6 занятие. Документалистика в новых медиа. Анализ фильмов Документалистика российской провинции (2 часа).

План практических занятий

1 занятие. Телевизионная зарисовка и эссе.Технология создания. Анализ творческих и технологических приемов.

2 занятие. Сценарий художественно-публицистической программы. Анализ примеров. Тренинг по созданию сценария .Работа над темой будущей телезарисовки (эссе)

3 занятие. Работа над темой будущей телезарисовки (эссе)

4 занятие. Работа над сценарным планом (синопсисом) зарисовки (эссе).

5 занятие. Кино – и телевизионные документальные фильмы : специфика производства и проблемы творчества (экскурсия на телеканал или киностудию).

6 занятие. Работа над сценарием зарисовки (эссе).

7 занятие. Анализ отснятого материала.

Практические занятия ведет преподаватель кафедры ТРЖ Кобелев К.А.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

1 занятие (2 часа) –Озвучивание и монтаж зарисовки(эссе)

2 занятие (4 часа) –Обсуждение и анализ работ.

В результате курса каждый студент выполняет практическое задание-создает телевизионное произведение художественно-публицистического жанра – телевизионное эссе или зарисовку. Хронометраж- до 10 мин. Практическое задание оценивается преподавателем и учитывается на экзамене как один из вопросов.

Вопросы к экзамену

1.    Аналитические жанры ТРЖ: общая характеристика, история становления.

2.    Комментарий на телевидении: виды и формы.

3.    Комментарий на радио: жанровые особенности.

4.    Обозрение как жанр телевизионной аналитики. Тематические и жанровые особенности радиообозрения.

5.    Аналитическая дискуссия на телевидении: виды и формы. Дискуссионные формы аналитической радиожурналистики.

6.    Эволюция аналитических жанров на отечественном РТВ, современные тенденции развития.

7.    Телевизионный очерк: общая характеристика и основные виды.

8.    Проблемный очерк на ТВ: традиции и современная специфика; особенности журналистского расследования на ТВ.

9.    Портретные жанры на ТВ: традиции и современная специфика.

10.    Научно-популярные передачи на ТВ: жанры и формы.

11.    Драматургия массового ток-шоу на ТВ; сюжетно-композиционная структура массового ток-шоу.

12.    Сатирические жанры ТВ.

13.    Документальный телефильм: традиции и новации.

14.    Драматургическая основа художественно-публицистических жанров радио.

15.    Литературно-музыкальная композиция на радио. Портрет и очерк на радио.

16.    Современные тенденции развития художественной публицистики на ТВ и радио.

17.    Основные темы современной отечественной экранной документалистики.

18.    Социальная тема в современных документальных фильмах.

19.    Поиски героя с активной жизненной позицией.

20.    Основные жанры современной экранной документалистики.

21.    Роль автора в теледокументалистике. Понятие авторского фильма.

22.    Формирование проблемного сознания в публицистическом материале.

23.    Способы показа на экране характера персонажа и социальной среды.

Форма проведения экзамена и критерии оценки

Первый вопрос из списка, второй – практическая работа

Общая оценка является суммой двух оценок.

Список обязательной литературы

1.    Абдуллаева З. Постдок. Игровое/неигровое. М., 2011.

2.    Джулай Л.Н. Документальный иллюзион. М., 2005.

3.    Познин В.Ф. Экранное пространство и время. СПб, 2012.

4.    Прожико Г.С. Концепция реальности в экранном документе. М., 2004.

5.    Пронин А.А. Телевидение как рассказчик. СПб., 2016.

6.    Муратов С.А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. М., 2009.

Список дополнительной литературы

1.    Голдовская М.Е. Человек крупным планом: записки тееледокументалиста. М., 1981.

2.    Дробашенко С. В. Пространство экранного документа. М., 1986.

3.    Саппак В. Телевидение и мы. М., 1988.

4.    Франк Г.В. Карта Птолемея. Записки кинодокументалиста. М, 2009.

5.    Соколов А.Г.Монтаж: телевидение, кино, видео. М., 2000 -2001. Часть 1, 2.

6.    Шестеркина Л.П. Методика телевизионной журналистики : учебное пособие. М., 2012.

Перечень иных информационных источников

    Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 104 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru