Очно-заочная форма обучения. 5 курс
Теория и практика современной прессы
4 сентября 2018
Преподаватель: Тепляшина Алла Николаевна, доктор филол. наук, профессор
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

План лекционных занятий

5 сентября. Социальная информациология и законы социальной информации. Социальная информация (законы, которые изучает социальная информациология) как связующее звено во взаимодействии (коммуникации) общественного бытия и общественного сознания. Проблема информационного кризиса.

12 сентября. «Феномен журнализма» как вида коммуникативно-информационной деятельности. Аналитический инструментарий журналиста. Типы публицистического анализа: политический, экономический, юридический, нравственный.

19 сентября. Экономический анализ и его виды: общеэкономический анализ, финансовый анализ, производственно-технический анализ, коммерческий анализ.

26 сентября. Цель журналистской аналитики — проанализировать свзи разного плана: связи, объясняющие причины актуального события (причины возникновения процесса, ситуации) , т.е., каузальные связи; связи, устанавливающие отношение события, процесса, ситуации к потребностям, интересам, предпочтениям людей, т.е., оценочные связи; связи, позволяющие представить себе будущее состояние события, процесса, ситуации, т.е. прогностические связи; связи, устанавливающие возможность применения определенных мер по изменению хода события, процесса, развития ситуации, т.е., программные связи.

3 октября. Методы публицистического анализа. Методы описания: группировка данных; типологизация данных. Статистические методы в описании.

10 октября. Понятие причинно-следственного анализа. Логические методы причинно–следственного анализа. Методы оценки. Методы прогнозирования. Методы программирования (формулирования планов).

План практических занятий

17 октября. Типологический анализ деловых изданий. Дискурс-анализ деловых изданий (тематика, проблематика). Анализ экономических обозрений, написанных студентами.

24 октября. Приемы публицистического анализа. Разбор текстов статей с элементами публицистического анализа, написанных студентами.

31 октября. Разбор текстов статей с элементами экономического анализа, написанных студентами.

7 ноября. Обзор сайтов, блогов и произведений гражданской тематики. Анализ текстов статей с элементами политического анализа, написанных студентами.

14 ноября. Публицистический прогноз. Разбор текстов с элементами публицистического прогноза, написанных студентами.

21 ноября. Анализ текстов на тему моды и стиля жизни, написанных студентами.

28 ноября. Анализ текстов в жанрах фельетона и памфлета, написанных студентами.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

5 декабря. Принципы и методы в практической работе над основными типами медиатекстов.

12 декабря. Дискурсивный анализ деловых изданий.

19 декабря. Дискурсивный анализ универсальных изданий.

Практические занятия ведет: Тепляшина Алла Николаевна, доктор филол. наук, доцент.

Вопросы к письменному экзамену

1. Общая характеристика рынка деловой информации в России.

2. Аналитический инструментарий журналиста делового издания.

3. Популяризация как инструмент просветительской функции.

4. Жанры научно-популярной журналистики.

5. Функции гендерных изданий.

6. Профессиональная и гражданская журналистика: конкуренция и взаимодействие.

7. Особенности расследовательской журналистики.

8. Технологии работы веб-журналиста.

9. Публицистический анализ: дифференциация методов.

10. Публицистический текст в системе массовой коммуникации.

Критерии оценки

Каждый студент получает два вопроса. На подготовку ответов отводится 90 минут.

Оценка «отлично» ставится, если даны полные ответы на два вопроса, нет фактических ошибок. Оценка «хорошо» ставится, если в ответах содержится не более двух фактических ошибок. Оценка «удовлетворительно» ставится, если в ответах содержится от трех до пяти фактических ошибок. Оценка «неудовлетворительно» ставится за неполные ответы, содержащие более пяти фактических ошибок.

Список обязательной литературы

1. Амиров В. М. Деловая журналистика. М., 2018.

2. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2011.

3. Мисонжников Б. Я., Тепляшина А. Н. Журналистика: введение в профессию : учеб. пос. СПб.: Питер, 2017.

4. Никитинский Л. Апология журналистики. М., 2017.

5. Шпаковский В. О. Интернет-журналистика и интернет-реклама. М., 2018.

Список дополнительной литературы

1. Журналистика в 2017 году. СМИ как фактор общественного диалога. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Факультет журналистики МГУ имени М.В.Ломоносова /Отв.ред. Вартанова Е. Л., Засурский Я. Н. //М.:Медиамир,2018.

2. Информация и общественное мнение: От репортажа в СМИ к реальным переменам / Под ред. Румин Ислам; Пep. с англ. М.:Альпина Паблишерз, 2010.

3. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. 2-е изд. М.: «Добросвет», «Издательство „КДУ"», 2011.

4. Корнев М. С. Мультиплатформенные издательства: пять перспективных моделей СМИ // Журналист. 2015. № 6. С.54-56.

5. МакКуэйл Дэнис. Журналистика и общество. / пер. с англ. — М.: МедиаМир; Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013.

6. Михайлова Д. Р. К вопросу возможности выражения авторской позиции как слагаемого профессиональной журналистской культуры в условиях становления системы новых медиа // Журналистский ежегодник. Томск, 2014. № 3. С.21-23.

7. Тулупов В. В. Социальные сети и журналистика: вместе или порознь? // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2015. № 3-4. С.2-6.

8. Фролова Т. И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. – М.: АСИ, 2009.

9. Юмор и сатира в координатах XXI века : сборник науч. статей по I Междунар. научно-практ. конференции, 1 апреля 2015 г. (, Болгария) / под ред. М. Н. Капрусовой, Р. Е. Тельпова.

10. Язык и дискурс средств массовой информации в XXI веке / Колл. монография. Под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект, 2011.

Перечень иных информационных источников

1. «Аргументы и факты»

2. «Ведомости»

3. «Власть»

4. «Деловой Петербург»

5. «Известия»

6. «Караван историй»

7. «Коммерсант»

8. «Комсомольская правда»

9. «Московский комсомолец»

10. «Новая газета»

11. Общественная коллегия по жалобам на прессу //http://www.presscouncil.ru/

12. «РБК»

13. «Русский репортер»

14. «Санкт-Петербургские ведомости»

15. «Город 812».

16. fontanka.ru

 просмотров: 111 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru