Очно-заочная форма обучения. 5 курс
Коммуникативная культура журналиста
5 сентября 2018
Преподаватель: Иванова Любовь Юрьевна, старший преподаватель
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

6 сентября – Критерии эффективной речи.

13 сентября – Правильная речь.

20 сентября – Коммуникативная целесообразность речи.

27 сентября - Этичная речь. Эстетичная речь.

4 октября – Публичное выступление и его виды.

План практических занятий

1 занятие – Вербальные и невербальные компоненты коммуникации. Практика произнесения спонтанной речи.

2 занятие – Контактоустанавливающие средства в устной публичной речи.

3 занятие – Критерии эффективной речи.

4 занятие – Правильность как основа эффективности речи.

5 занятие – Публичное выступление: от замысла к воплощению. Виды речи.

6 занятие – Образность, изобразительность, выразительность, наглядность речи.

7 занятие – Речевое воздействие. Суггестия речи.

8 занятие – Фактор адресата. Речевая манипуляция.

9 занятие – Диалог и диалогизация. Беседа, спор, дискуссия.

10 занятие – Произнесение итоговой речи. Закрепление полученных навыков.

Практические занятия ведут: к. филол. н., ст. преп. А. А. Малышев, ст. преп. Л. Ю. Иванова.

Внутрисеместровый контроль

1. Контроль посещаемости лекционных и практических занятий.

2. Контроль выполнения домашних заданий.

3. Выступление с итоговой речью.

Вопросы к зачёту

1. Понятие коммуникативной культуры.

2. Понятие речевого воздействия.

3. Критерии эффективности речи.

4. Правильность речи как основа эффективности речевого воздействия.

5. Культурная роль норм.

6. Интенциональность журналистского текста.

7. Коммуникативная целесообразность речи.

8. Аргументация и внушение как виды речевого воздействия.

9. Виды речи: информационная, эпидейктическая, убеждающая, призывающая, фатическая.

10. Фактор адресата.

11. Коммуникативная неудача: виды и причины.

12. Контактоустанавливающие средства в публичном выступлении.

13. Вербальные, невербальные и паравербальные средства в публичном выступлении.

14. План содержания и План выражения. Внутренняя гармония речи.

15. Подготовка публичного выступления.

16. Композиция публичного выступления.

17. Наглядность речи. Работа с иллюстрациями.

18. Монологическая убеждающая речь.

19. Особенности диалогического взаимодействия в условиях публичной коммуникации.

20. Теория и практика спора.

Критерии оценки (зачёт)

Форма проведения зачёта – устная. Обучающемуся предлагается подготовить риторический анализ предложенного текста, а также пройти собеседование по темам лекционного курса и практических занятий. На подготовку отводится 20 минут.

Оценка «зачёт» ставится, если обучающийся демонстрирует понимание основ прагматики текста, имеет базовое представление о риторическом анализе, а также умеет выстраивать публичное выступление, в том числе спонтанное.

Оценка «незачёт» ставится, если обучающийся имеет примитивное представление о прагматике текста, неумение проводить риторический анализ текста, а также не способен построить публичное выступление.

Предполагаемая продолжительность проведения зачёта – 15 минут, без учёта времени на подготовку.

Пример тестового задания

Выполните риторический анализ текста.

Американские официальные лица «анонимно пробрифинговали» свои СМИ о том, что в качестве ответной меры Россия закрыла американскую школу в Москве.

Это ложь. Видимо, Белый дом совсем обезумел и начал придумывать санкции против своих же собственных детей. И не надо писать, что «Москва опровергла... или Москва не будет...». Напишите как есть: «Телеканал CNN и другие западные СМИ снова со ссылкой на американские официальные источники распространили недостоверную информацию».

Обычно у Деда Мороза просят что-нибудь принести. В этом году я попрошу его кого-нибудь унести.

Список обязательной литературы

1. Виноградова С. М. Риторика: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2018.

2. Журналистика сферы досуга / Под общ. ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб., 2012.

3. Коммуникативная культура журналиста: Практикум. СПб., 2016.

4. Риторика: учебник для академического бакалавриата / Под общ. ред. В. Д. Черняк. М., 2018.

5. Русский язык в массмедиа. Коллективная монография. СПб., 2013.

6. Стернин И. А. Практическая риторика: учебное пособие для студентов учреждений высшего образования. М., 2014.

7. Эффективное речевое общение (базовые компетенции): словарь-справочник / под ред. А. П. Сковородникова. Красноярск, 2012.

Список дополнительной литературы

1. Анненкова И. В. Риторика для журналистов. Историко-культурный, теоретический и практический аспекты : учебное пособие с приложениями / И. В. Анненкова. М., 2006.

2. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000.

3. Арутюнова Н. Д. Фактор адресата // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. М., 1981. Т. 40. №4. С. 356-367.

4. Балакай А. Г. Толковый словарь русского речевого этикета. М., 2004.

5. Валгина Н. С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2001.

6. Вежбицка А. Понимание культур через посредство ключевых слов. М., 2001.

7. Винокур Т. Г. Говорящий и слушающий: Варианты речевого поведения. М., 2005.

8. Гольдин В. Е. Речь и этикет. М., 1983.

9. Граудина Л. К., Миськевич Г. И. Теория и практика русского красноречия. М., 2009.

10. Дементьев В. В. Коммуникативные ценности русской культуры: категория персональности в лексике и грамматике. М., 2013.

11. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2012.

12. Клюев Е. В. Речевая коммуникация. М., 2002.

13. Колокольцева Т. Н. Роль диалога и диалогичности в современном коммуникативном пространстве (на материале средств массовой информации) // Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000. С. 50-57.

14. Захарова Е. П. Коммуникативная норма и речевые жанры // Жанры речи. Вып. 2. Саратов, 1999. С. 76-80.

15. Колесов В. В. Культура речи – культура поведения. Л., 1988.

16. Колесов В. В. Ментальные характеристики русского слова в языке и философской интуиции // Язык и этнический менталитет. Петрозаводск, 1995. С. 13-24.

17. Колесов В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. СПб., 1998.

18. Кормилицына М. А. О релевантных различиях в речи носителей разных типов культур // Языковая личность: социолингвистические и эмотивные аспекты. Волгоград – Саратов:, 1998. С. 28-35.

19. Костомаров В. Г. Наш язык в действии: Очерки современной русской стилистики. М., 2005.

20. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. СПб., 1999.

21. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 2010.

22. Лотман Ю. М. Риторика // Структура и семиотика художественного текста. Труды по знаковым системам XII. Тарту, 1981. С. 8-28.

23. Макеева И. И. Этика речевого поведения в русской культуре // Логический анализ языка: Языки этики. М., 2000. С. 353-363.

24. Матвеева Т. В. Учебный словарь: русский язык, культура речи, стилистика, риторика. М., 2003.

25. Мельник Г. С., Амбросенкова В. К. Элементы психологического воздействия политических текстов на аудиторию // Логос, общество, знак (к исследованию проблемы феноменологии дискурса) / Отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб., 1997. С. 74-83.

26. Михальская А. К. Педагогическая риторика: история и теория. М., 1998.

27. Михальская А. К. Русский Сократ. М., 1996.

28. Проблемы речевой коммуникации. Саратов, 2000.

29. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. М., 2011.

30. Рождественский Ю. В. Теория риторики. Москва, 1999.

31. Русская речь в массовой информации. Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб., 2011.

32. Седов К. Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: «ссора», «комплимент», «колкость» // Жанры речи. Вып. 1. Саратов, 1997. С. 188-195.

33. Сиротинина О. Б. О стилистических приёмах современной публицистики, которые могут приводить к коммуникативной неудаче // Жизнь языка: Сб. ст. к 80-летию М. В. Панова. М., 2001. С. 281-283.

34. Формановская Н. И. Культура общения и русский речевой этикет. М., 2002.

Перечень иных информационных источников

1. Научная библиотека СПбГУ: library.spbu.ru

2. Сайт международного научного журнала «Медиалингвистика» – medialing.spbu.ru

 просмотров: 194 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru