Очно-заочная форма обучения. 4 курс
Теория и практика телерадиожурналистики
12 сентября 2018
Преподаватель: Пронин Александр Алексеевич, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Занятие 1. Понятие художественной публицистики и политической публицистики (2 часа). Факт и художественные методы его презентации. Автор как ключевая категория публицистического произведения. Виды и жанры художественной публицистики на радио, телевидении, в web-журналистике. Публицистический кинонарратив как феномен современной культуры. Эволюция жанров, взаимодействие и конвергенция жанров художественной публицистики на радио, телевидении, в web-журналистике. Особенности создания аудиального и аудиовизуального современного произведения художественной публицистики.

Занятие 2. Зарисовка как жанр аудиовизуальной журналистики (2 часа) Различные виды зарисовки. Концептуальность при создании произведения в этом жанре. Отбор материала для зарисовки. Метод видеонаблюдения. Монтажная организация материала. Зарисовка в структуре других жанров. Изобразительное решение в зарисовке.

Занятие 3. Очерк на радио, телевидении, в web-журналистике. (2 часа). Виды телевизионного очерка. Роль сценария и режиссуры в работе над аудиовизуальным очерковым произведением. Композиционно-сюжетное решение аудиовизуального очерка. Монофоническое и полифоническое построение композиции. Методы и приемы съемки телевизионного очерка: событийная съемка, съемка методом наблюдения («скрытая камера», «привычная камера», «организованная (спровоцированная) ситуация»), реконструкция события.

Занятие 4. Методы и способы создания портретного очерка. (2 часа). Драматургический конфликт в портретном очерке. Временной фактор в портретном очерке (развитие истории по вертикали или по горизонтали). Выбор героя. Психологическое восприятие зрителем/слушателем внешних данных героя через изображение и звук. Динамизация интереса зрителя к герою. Коллективный портретный очерк. Типология коллективного портрета по объединяющих героев радио- или телеочерка (социальное положение, возрастная категория, географический принцип (общее место проживания), общая работа, единый социальный тип и т.п.). Композиционное построение коллективного портретного очерка.

План практических занятий

Занятие 1. Варианты использования жанров художественной публицистики в современных телевизионных (радийных) форматах. Занятие предполагает использование иллюстративного материала (подбор видео или аудиозаписей – на усмотрение преподавателя).

Занятие 2. Роль и видеоряда в телевизионной художественной публицистике. Взаимоотношение видеоряда и закадрового художественно-публицистического текста. Особенности использования выразительных средств радио в художественной публицистике.

Домашнее задание. Подготовка к контрольной работе №1. Подобрать видеоряд к предложенному преподавателем (или самостоятельно выбранному) художественному тексту. В радийном варианте – подбор художественного (художественно-публицистического) текста или написание собственного художественно-публицистического текста.

Занятия 3 и 4. Контрольная работа №1. Начитка текста и монтаж видео под данный текст. В радийном варианте – начитка художественного (художественно-публицистического) текста и его оформление с помощью выразительных средств радио.

Занятие 5. Результаты контрольной работы №1. Просмотр и обсуждение готовых видео- (аудио) материалов.

Занятие 6. Портретное интервью в зарисовке и очерке. Занятие предполагает использование иллюстративного материала (подбор видео или аудиозаписей – на усмотрение преподавателя).

Занятия 7 и 8. Контрольная работа №2. Студентам предлагается портретное интервью (исходный видео- (аудио) материал), из которого они должны выбрать необходимые синхроны и смонтировать предполагаемый эфирный вариант интервью в заданном формате. Вариант формата обсуждается студентами и утверждается преподавателем.

Занятие 9. Результаты контрольной работы №2. Просмотр (прослушивание) и обсуждение наиболее удачных готовых видео- (аудио) материалов.

Домашнее задание. Подготовка к контрольной работе №3. Собрать информационное досье на предполагаемого героя.

Занятия 10 и 11. Специфика работы над портретным интервью: подготовительный период, методы и приемы съемки. Студенты представляют информационные досье на героев. Обсуждается и выбирается формат контрольной работы №3. Базовый жанр – зарисовка.

Домашнее задание. Подготовка к контрольной работе №3. Составить список вопросов для портретного интервью и сценарный план.

Занятие 12. Рассмотрение, обсуждение и утверждение сценарных планов.

Занятия 13 и 14. Контрольная работа №3. Запись портретного интервью в павильоне (радиостудии) УТРК.

Примечание. Студенты, выбравшие вариант съемки «в гостях у героя» проводят съемочные работы во внеучебное время.

Домашнее задание. Работа с исходным материалом: расшифровка, сценарий, подготовка монтажных листов.

Занятия 15 и 16. Монтаж предполагаемого эфирного варианта портретного интервью согласно выбранному формату.

Занятие 17. Открытый просмотр и обсуждение готовых работ (в аудитории присутствуют преподаватели кафедры и сотрудники УТРК). Согласно их коллегиальному решению за свой материал автор может получить от 1 до 3 баллов в соответствии с положением о профессиональном досье, которое размещено на сайте ВШЖиМК ( jf.spbu.ru

Примечание. Контрольные работы могут быть выполнены как в телевизионном, так и в радийном варианте. Технические и технологические работы, необходимые для выполнения всех контрольных работ производятся студентами самостоятельно на базе УТРК во время занятий и во внеучебное время. Указанная последовательность выполнения технических работ, проводимых в учебное время (запись звука, съемка, монтаж) согласовывается с графиком работы УТРК и может корректироваться в зависимости от этого графика.

Форма контроля

Текущий контроль.

Список обязательной литературы

1.    Журналистика сферы досуга : учебное пособие / общ. ред. Л. Р. Дускаева. - СПб.: СПбГУ, ВШЖиМК, 2014

2.    Муратов С.А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. М., 2009.

3.    Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения,

4.    - СПб.:СПбГУ, ВШЖиМК, 2015

5.    Познин В.Ф. Техника и технология СМИ. Радио и тележурналистика. – М.: Юрайт, 2016.

6.    Пронин А. А.. Сценарий документального телефильма. - СПб.: СПбГУ, ВШЖиМК, 2014.

7.    Фролова Т.И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. М., 2009.

8.    Экологическая журналистика: сборник научных статей / Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.), Факультет журналистики ; ред., сост. А. В. Давыдова, ред., сост. А. С. Смолярова. - СПб. : Лаборатория оперативной печати ф-та журналистики СПбГУ, 2011

9.    Современные проблемы науки и журналистика : учебное пособие / сост. С. И. Сметанина. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2012.

Список дополнительной литературы

1.    Аграновский А. Своего дела мастер. М., 1980.

2.    Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. М., 1999.

3.    Болхонцева С.К. Научно – популярное кино//Сб. научных статей. – Ленинград, 1991.

4.    Васильков И.А. Искусство кинопопуляризации: Очерки теории научно – популярного кино. – М.: Искусство, 1982.

5.    Голдовская М.Е. Человек крупным планом. М., 1981.

6.    Джулай Л.Н. Документальный иллюзион. М., Материк, 2005

7.    Дробашенко С. В. Феномен достоверности. М., Наука, 1972.

8.    Прожико Г.С. Концепция общего плана в экранном документе. М., ИПК, 2000.

9.    Дедюхина А. Как они делают это на канале «Дискавери»//Эксперт. – 2003. – № 44.

10.    Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974.

11.    КачкаеваА. Что такое научно – популярное вещание?// Радиопрограмма в эфире радио «Свобода» от 01.05.06.

12.    Лапина И.Ю. Научно – популярное телевидение: Драматургия мысли. – М.: Аспект Пресс, 2007

13.    Лапина И.Ю. Популяризация науки на телевидении: традиции и новаторство. М., 2002

14.    Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. М., 1990.

Перечень иных информационных источников

    Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

    www.asi.org.ru

    www.pchela.ru

    www.usinovite.ru

    www.perspectiva-inva.da.ru

    www.socialpolicy.ru

    www.gks.ru

 просмотров: 79 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru