Очно-заочная форма обучения. 4 курс
Современная международная журналистика
5 сентября 2018
Преподаватель: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

Лекция 1. Современная зарубежная журналистика: перспективы развития.

Развитие современной массовой коммуникации в глобализированном мире. Работа медиарынка и медиапредприятия в условиях экономического кризиса. Роль журналиста в современном производстве медиапродукта.

Лекция 2. Медиаконвергенция и модернизация СМИ.

Трансформация рынка СМИ под влиянием развития информационного общества. Мировой опыт модернизации газет в XXI веке. Инновационные стратегии маркетинга и менеджмента СМИ. Медиаконвергенция: подходы к определению понятия. Определение конвергенции и ее качественные характеристики. Аудиторный фактор медиаконвергенции. Особенности нарратива в интернете.

Лекция 3. Журналистика и глобализация. Измерения глобализации.

Глобализация и сопутствующие тенденции: интернационализация, вестернизация, локализация. Глобализация и современный мировой порядок. Регионализм как тенденция во взаимодействии с глобализацией. Особенности аудитории в развитом информационном обществе. Тенденция к индивидуализации информации.

Лекция 4. Журналистика и глобализация. Инновационные стратегии СМИ в условиях роста регионализма. Кроссмедиальное взаимодействие.

Лекция 5. Зарубежная журналистика и политика: демократические медиапрактики в традиционных и новых медиа. Взаимодействие журналистики и политики: теория. Два подхода к понятию медиакратии. Обоснования обеих теорий. Теория медиаполитики и медиаполитического комплекса. Понятие медиадемократии, вопрос о ее критериях. Интерактивная лекция. Задание студентам 1. Дебаты на тему возможности медиакратии в современном российском обществе.

Лекция 6. Зарубежная журналистика и политика: демократические медиапрактики в традиционных и новых медиа. Новые медиа и блоггинг в политическом контексте. Три подхода к понятию «новые медиа». Web 2.0 и user-generated content как контекст развития новых медиа. Проекты гражданской журналистики. Блоггинг как феномен. Блогосфера. Блоггер как журналист: кейсы. Структура и сущность новости: трансформация в новой среде. Политический блоггинг: авторское, жанровое и правовое разнообразие. Интерактивная лекция. Задание студентам 2. Блоггинг в журналистике: плюсы и минусы практической деятельности.

Лекция 7. Медиаиндустрия и международные организации.

Международная информация и международные организации. Система и типология международных организаций. Роль международных политических институтов в урегулировании конфликтов. Информационная база международных организаций. Международные организации и международные СМИ.

Лекция 8. Международная журналистика и культура. Профессиональные и культурные аспекты деятельности.

Лекция 9. Международная журналистика и право: проблемы правового и саморегулирования зарубежных и международных СМИ. Понятие международных стандартов информационного права и профессиональной этики журналиста. Международные стандарты информационного права ЕС. Роль информационного фактора в европейской интеграции. Закономерности становлении европейской системы информационного права: теория и практика применения.

План семинарских занятий

Занятие 1. Функции и институты международной журналистики. Современный период: факторы, влияющие на состояние международной журналистики.

Дискуссия: ограничения в работе журналистов-международников.

Домашнее задание: анализ новейшей научной литературы по темам курса

Занятие 2. Международная журналистика и новые медиа.

Конец монополии журналиста на информацию: тенденции развития международной журналистики. Использование новых медиа в политических процессах. Новые формы в журналистике. Журналистика данных. Мультимедийная подача информации. Гражданская журналистика: подходы и примеры.

Занятие 3. СМИ и освещение международных отношений.

Освещение внешнеполитических проблем и место СМИ в внутриполитических процессах. Участие СМИ в дипломатическом процессе. Национальный характер глобальных СМИ. Международное информационное право и его влияние на деятельность журналиста-международника.

Занятие 4. Международная журналистика: российская практика.

Распространение международной информации в российских СМИ: источники, лидеры мнений, работа собственных корреспондентов. Освещение международных отношений в российских СМИ: сопоставительный анализ. Зарубежные источники международной информации на русском языке. Работа корреспондентских бюро зарубежных СМИ в России.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Международная журналистика и национальное государство.

Региональные СМИ в медиасистеме (страна по выбору). Проблемы и перспективы местной печати. Международный, национальный, региональный, локальный уровни информации в СМИ различного формата: аудитория и международная журналистика. СМИ как актор формирования национальной идентичности. Проблема европейской (наднациональной) публичной сферы. Национальные модели журналистики (сопоставительный анализ двух стран).

Внутрисеместровый контроль

Показателями, характеризующими учебную работу слушателей в семестре, являются:

1. посещаемость занятий и активность работы на занятиях;

2. выполнение заданий, предложенных преподавателем во время практических занятий.

Вопросы к экзамену

1.    Международная журналистика: история и перспективы развития.

2.    Взаимодействие журналистики и политики: две концепции медиакратии.

3.    Блоггинг как часть сферы новых медиа.

4.    Основные источники зарубежной информации для аудитории.

5.    Политическая блогосфера: особенности функционирования медиапространства (сравнительный анализ двух языковых сегментов).

6.    Традиционные и новые медиа в политической коммуникации.

7.    Особенности освещения проблемы терроризма национальными и международными СМИ.

8.    Принципы саморегулирования журналистского сообщества: международные стандарты.

9.    Роль информационного фактора в европейской интеграции.

10.    Международные стандарты информационного права.

11.    Принципы и практика Европейского суда по правам человека.

12.     Национальные системы СМИ в условиях глобализации.

13.    Журналистика в контексте глобализации.

14.    Глобализация и национальное медиапространство.

15.    Глобализация и международная повестка дня.

16.    Регионализм СМИ (страна по выбору студента).

17.    Медиаконвергенция и модернизация СМИ

18.    Особенности нарратива в Интернете.

19.    Социальные медиа в работе журналиста (на примере конкретных изданий).

20.    Международная информация и международные организации: современный опыт взаимодействия международных организаций и журналистики.

21.    Международные и зарубежные организации журналистов: структура и специфика функционирования.

22.    Медиаиндустрия и массовая культура (регион/страна по выбору студента).

23.    Международная журналистика как часть культуры.

24.    Культура как объект международной журналистики.

Критерии оценки (экзамен)

Формальным допуском к зачету является положительная оценка работы на практических занятиях (для этого необходимо набрать не менее 35 баллов по результатам семинарских занятий и контрольной работы).

Посещаемость лекционных занятий – 2 балла за занятие (максимально – 18 баллов);

Активность работы на семинарах – 3 балла за занятие (максимально – 12 баллов);

Оценка за презентации и выступления на практических занятиях – 10 баллов (максимально – 30 баллов);

Контрольная работа – баллы за контрольную работу суммируются с баллами за текущую работу.

В случае набора студентом результативности в 50 баллов по итогам текущей работы, на экзамене предоставляется возможность ответить на один вопрос в билете (по выбору преподавателя).

В случае набора студентом результативности в 60 баллов, студент получает оценку «отлично» по итогам текущей работы.

Форма проведения экзамена – устная

На подготовку ответа студенту дается не более 30 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если студент отвечает на оба вопроса в билете, умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса, может привести примеры из современной практики в сфере международной и зарубежной журналистики, может грамотно ответить на любой, заданный экзаменатором вопрос, связанный с темой вопросов в билете, ответ экзаменуемого является логичным и последовательным.

Оценка «хорошо» ставится, если отвечает на оба вопроса в билете, умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса, не может привести примеры из современной практики в сфере международной и зарубежной журналистики, не может ответить на дополнительный вопрос экзаменатора, связанный с темой вопросов в билете.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент, отвечая на вопросы в билете, не уверенно оперирует основными понятиями, не может привести примеры и современной практики международной и зарубежной журналистики, ответ экзаменуемого не представляет собой логичного последовательного текста.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не знает ответа на вопросы в билете, не знает базовых определений по теме билета, не может привести примеры из практической журналистики, не может без подготовки ответить на вопросы второго билета, вытянутого дополнительно.

Пропуск более 3 практических занятий и невыполненная практическая работа (не менее 2х презентаций в составе группы) в соответствии с требованиями к практическим занятиям предполагает дополнительный билет на экзамене.

Выполнение максимального количества заданий в рамках лекций, семинаров и успешно выполненной контрольной работы предполагает ответ только на один из вопросов в билете (по выбору преподавателя).

Примерная продолжительность экзамена – 4 часов.

Список обязательной литературы

1.    Медиакратия: современные теории и практики: научное издание / А. С. Пую, С. С. Бодрунова, Ю. В. Курышева; ред. А. С. Пую, С. С. Бодрунова. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. - 352 с.

2.    Международные стандарты профессиональной этики журналистов. Учебно-методическое пособие. Сост. А. В. Байчик, Ю. В. Курышева, С. Б. Никонов. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций, 2012. — 102 с.

3.    Мировые тенденции медиасферы: материалы временных коллективов. Вып. 2. Сборник статей по итогам регулярного научно-практического семинара "День науки-2011" / Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.), Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций: Кафедра международной журналистики ; ред. С. С. Бодрунова. - М.: Спецкнига, 2012. - 236 с.

4.    Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ. Учеб. пособие / под ред. А. С. Пую. — СПб.: Издательский Дом Санкт-Петербургского государственного университета, 2010. — 423 с.

5.    Курышева Ю. В. Новые медиа как средство информационной логистики // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения. Материалы международной научно-практической конференции 19-20 апреля 2012 г. / под ред. С.Г. Корконосенко. СПб, 2012. С. 32-36.

Список дополнительной литературы

1.    Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.

2.    Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1985.

3.    Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе. Тарту-Виллинби. 1992.

4.    Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997.

5.    Бодрунова С. С. Зарубежная журналистика в XXI веке: Италия. М., 2010.

6.    Бодрунова С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации. М., 2010.

7.    Быкова А. С. Массмедиа стран – членов Европейского Союза. СПб., 2004.

8.    Вартанова Е. Л. СМИ Севера Европы — 97: к новому информационному идеалу // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Жур¬налистика. 1998. № 4. С. 76-85.

9.    Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.

10.    Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации, их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси, 1989.

11.    Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа до информационного общества. (Национальное своеобразие средств массовой информации Германии). М., 1999.

12.    Вороненкова Г.Ф., Вороненков М. Ю. Электронные СМИ Германии: история и современность. М., 2007.

13.    Деннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

14.    Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ) / науч. ред. М. А. Федотов и др.; ред. А. В. Брагина. М., 1998.

15.    Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. М., 1993.

16.    Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса. М., 1991.

17.    Кирия И. В. Аудиовизуальные СМИ и Интернет в условиях создания информационного общества во Франции. М., 2002.

18.    Курышева Ю. В. Принципы и стратегии информационной политики ЕС // Вестник СПбГУ. 2007. Серия 9. В. 1. Ч. 2. С. 256-260.

19.    Курышева Ю. В. Принципы саморегулирования журналистского сообщества в условиях террористических угроз / Сайт общественного совета Журналисты против террора / www.smi-antiterror.ru/inf/journalists.htm?postId=182@cmsVBVideoPost&mode=1&id=21@cmsVBVideoBlog.

20.    Курышева Ю.В. Рекомендации журналистам, освещающим теракты / Сайт общественного совета Журналисты против террора / www.smi-antiterror.ru/osj/statistic/posts/read.htm?postId=45@cmsVBVideoPost&mode=1.

21.    Литвиненко А. А. Современная газета Германии: практики модернизации. М., 2010.

22.    Михайлов С. А. Зарубежная журналистика: традиционные и новые СМИ. СПб., 1999.

23.    Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб. 2002.

24.    Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: состояние, перспективы: Учеб. пос. СПб., 1998.

25.    Михайлов С. А., Никонов С.Б. Принципы сравнительного и международного права в регулировании информационных потоков государств различных правовых систем. СПб., 2000.

26.    Орлов Ю. Я. Журналистская теория и журналистское образование в нацистской Германии. М., 1992.

27.    Пую А. С. Журналистика Франции. Плюрализм и этатизм. СПб., 2003.

28.    Пую А. С. Политический плюрализм: опыт Франции. СПб., 1994.

29.    Рыкованов П. Я. Франция: телевидение и власть. СПб., 2001.

30.    Тангейт М. Медиагиганты: Как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и борются за лидерство. М., 2006.

31.    Шарончикова Л. Журналист и журналистское образование во Франции: от книги до Интернета. М., 2000.

Источники на английском языке

1.    D. Griffiths. Fleet Street: Five Hundred Years of the Press. London, British Library, 2006.

2.    D. C. Hallin, P. Mancini. Comparing Media Systems. Cambridge, 2004.

3.    B. McNair. Journalism and Democracy. An Evaluation of the Political Public Sphere. London, Routledge, 2000.

4.    News, Public Relations and Power. Ed. by S.Cottle. London, Sage, 2003.

5.    Political Journalism: new challenges, new practices. Ed. by Raymond Kuhn and Eric Neveu. London, Routledge, 2002.

6.    M. Scammell. The Media and Media Management. In: The Blair Effect. Ed by Anthony Seldon. London, Little Brown, 2001.

7.    The European Union and the Public Sphere / Ed. by Fossum J. E., Schlesinger P. London: Routledge, 2007.

8.    Tunstall J. Newspaper Power. The new National Press in Britain. Oxford University Press, 1996.

Источники на немецком языке

1.    Bieber, Christoph. Politische Projekte im Internet. Online-Kommunikation und politische Öffentlichkeit. Frankfurt/New-York. 1999.

2.    Chancen und Gefahren der Mediendemokratie. Konstanz. 2003.

3.    Das politische System der BRD. Opladen, 2000.

4.    Dörner, Andreas. Politaiment: Politik in der medialen Erlebnisgesellschaft. Frankfurt/M. 2001.

5.    Duschlbauer, Thomas. Medien und Kultur im Zeitalter der X-Kommunikation. Wien. 2001.

6.    Eliten in Deutschland: Rekrutierung und Integration. Opladen. 1997.

7.    Frank A. Meyer. Mediokratie // 26.09.2005, blick.ch

8.    Flusser, Vilem. Medienkultur. Frankfurt-am-Main. 1997.

9.    Habermas, Jürgen. Strukturwandel der Öffentlichkeit. Frankfurt/M. 1990.

10.    Kassautzki Christiane, Presse in der Bundesrepublik Deutschland. Stuttgart, 2000.

11.    Kornelius Stefan, Journalismus im Wandel. Berlin, 2000.

12.    Mediendemokratie. Hrg. Peter Massing. Schwalbach. 2004.

13.    Medien und Demokratie: Näher und Distanz zur Politik. Konstanz. 1993.

14.    Medienmacht und Politik. Mediatisierte Politik und Wertewandel. Berlin. 1989.

15.    Meyn, Hermann, Massenmedien in Deutschland. Konstanz, 2001.

16.    Weber, Stefan. Theorien der Medien. Konstanz. 2003.

Источники на французском языке

1.    Charon, Jean-Moric. La presse magazine. Paris, 2000.

2.    L’imaginaire d’Internet. Paris, 2001.

 просмотров: 279 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru