Очно-заочная форма обучения. 4 курс
Психология журналистики
31 августа 2018
Преподаватель: Воскресенская Марина Аркадьевна, доктор исторических наук, профессор
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

07 сентября. Введение в дисциплину «Психология журналистики». Психология журналистики как отрасль науки. Предмет и задачи учебного курса. Психологическая культура журналиста. Методы исследования в психологии журналистики. Психологические теории, применяемые в исследованиях массовой коммуникации.

14 сентября. Психология личности журналиста. Типы личности, ее психологические характеристики и процессы. Профессионально-психологические и эмоционально-волевые качества журналиста. Особенности умственных процессов: свойства мышления, речи, памяти, восприятия и воображения. Способности. Профессиональные компетенции. Социально-гражданские качества. Внутренний мир журналиста. «Я-концепция» как психологическая модель представлений личности о себе.

21 сентября. Психологические особенности редакционного коллектива. Групповая динамика внутриредакционной жизни. Адаптация новичка в коллективе. Стратегия сотрудничества, развитие навыков эмпатии и понимания. Признаки благоприятного и неблагоприятного психологического климата в коллективе. Профилактика и урегулирование конфликтов.

28 сентября. Психология журналистского общения. Общение как психологический феномен: сущность, формы, виды, структура, барьеры. Профессиональное общение в журналистской деятельности. Коммуникативная компетентность журналиста. Правила успешного взаимопонимания и условия эффективного слушания. Невербальные приемы общения в массовой коммуникации. Этика профессионального общения в журналистике.

05 октября. Психология журналистского творчества. Психологический подход к объяснению творчества. Творческие задатки и способности личности. Бессознательный и сознательный уровни творчества. Основные этапы творческого процесса. Особенности журналистского творчества. Методы и психологические тренинги развития профессиональных способностей и качеств журналиста.

12 октября. Психолингвистический анализ процессов порождения и восприятия текстов СМИ. Психологические механизмы речевой деятельности. Виды речевой деятельности. Психологическое содержание речевой деятельности. Особенности речевой деятельности. Психолингвистические теории порождения текстов СМИ. Модели механизма порождения речевого высказывания и процесса восприятия и понимания текста СМИ.

19 октября. Психологический профиль аудитории СМИ. Психология больших социальных общностей. Аудитория СМИ как специфическая социально-коммуникационная общность. Типология аудитории СМИ в психологическом аспекте. Психологические потребности, интересы, мотивы в информационной сфере. Построение психологического профиля желаемого реципиента массово-информационного продукта.

26 октября. Психология медиавоздействия. Информация как инструмент психологического воздействия. Тактики информационного давления через СМИ. Факторы медиавоздействия. Психологические механизмы, способы и эффекты медиавоздействия. Информационно-психологические войны и журналистика. Приемы контрвоздействия.

02 ноября. Психологическая безопасность массово-информационной деятельности. Стрессогенность профессиональной деятельности журналиста; синдром эмоционального выгорания. Методы психологической саморегуляции и самопомощи журналиста в условиях профессионального стресса и в чрезвычайных обстоятельствах. Принципы и правила психологической безопасности в ходе сбора журналистской информации; оказание психологической поддержки пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.

План семинарских занятий

09 ноября. Методы психологии журналистики. Анализ журналистских материалов для выявления психологических особенностей их создания.

16 ноября. Профессионально-психологические качества журналиста. Представление каждым студентом заранее подготовленного эссе «Психологический     портрет журналиста» с последующим обсуждением в группе.

23 ноября. Журналистское общение. Представление каждым студентом заранее подготовленного плана психологической подготовки к интервью с последующим обсуждением разработок в группе.

30 ноября. Журналист в редакции. Методы работы в команде. Профессиональные проблемы молодого журналиста. Минитренинг, обсуждение конкретных ситуаций.

06 декабря. Психологический профиль аудитории СМИ. Разработка концепции медиапроекта с учетом социально-психологических особенностей целевой аудитории: представление творческих работ студентов с последующим обсуждением в группе.

Семинарские занятия ведет: Воскресенская Марина Аркадьевна, доктор исторических наук, профессор.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

14 декабря. Коллоквиум по литературе, рекомендованной к изучению в рамках учебного курса «Психология журналистики».

21 декабря. Коллоквиум по литературе, рекомендованной к изучению в рамках учебного курса «Психология журналистики» (продолжение).

Внутрисеместровый контроль

Обязательными требованиями к учащимся являются:

•    посещение лекционных и практических занятий;

•    выполнение домашних заданий к семинарам.

Вопросы к зачету

1.    Психология журналистики как наука: предмет, задачи, методы исследования.

2.    Психологическая культура журналиста.

3.    Социально-психологические функции журналистики.

4.    Психологические теории, применяемые в исследованиях массовой коммуникации.

5.    Психологическая типология и структура личности; учет личностных характеристик в профессиональной специализации журналиста.

6.    Профессионально-психологические качества журналиста.

7.    Психологическая специфика редакционного коллектива.

8.    Конфликты в деятельности журналиста: профилактика и тактики урегулирования.

9.    Профессиональное общение в журналистской деятельности и коммуникативная компетентность журналиста.

10.    Психология творчества и способности журналиста.

11.    Психология создания и восприятия журналистского текста.

12.    Психологические характеристики аудитории СМИ.

13.    Психологический профиль желаемой аудитории.

14.    Психологические инструменты и тактики информационного давления на аудиторию СМИ.

15.    Факторы психологического воздействия на массовое сознание через СМИ.

16.    Психологические механизмы, способы и эффекты медиавоздействия.

17.    Синдром эмоционального выгорания в коммуникационных специальностях.

18.    Журналист в экстремальной ситуации: методы саморегуляции и психологической поддержки пострадавших в чрезвычайных обстоятельствах.

Критерии оценки

Показатели, которые учитываются в виде баллов на зачете: посещаемость занятий – 16 баллов (1 балл за занятие), активность и качество работы на семинарах – 35 баллов (5 баллов за занятие), результаты ответа на вопросы к зачету – 49 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить слушатель за изученный курс, составляет 100 баллов.

Оценка «Зачет» (не менее 70 баллов) ставится, если студент демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание теоретического материала по учебному курсу, на высоком уровне справился с практическими заданиями, полученными в течение семестра, успешно усвоил основную и знаком с дополнительной литературой, рекомендованной рабочей программой дисциплины.

Оценка «Незачет» (менее 70 баллов) ставится, если студент демонстрирует существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, отметка «незачет» ставится слушателям, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине.

Форма проведения зачета – устная, по билетам, включающим два вопроса.

На подготовку ответа студенту дается – 20 минут.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрено.

Список обязательной литературы

1.    Большаков С. Н., Коваленко Н. П. Психология массовых коммуникаций: учебное пособие. СПб., 2012.

2.    Виноградова С. М., Мельник Г. С. Психология массовой коммуникации. М.: Юрайт, 2014.

3.    Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. Харьков, 2016.

4.    Волковский Н. Л., Гришанина А. Н. Психология журналистики. СПб., 2010.

5.    Кузин В. И. Психологическая культура журналиста. СПб., 2004.

6.    Мельник Г. С. Общение в журналистике: секреты мастерства. СПб., 2005.

7.    Олешко В. Ф. Психология журналистики. М.: Юрайт, 2016.

8.    Пронина Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2006.

Список дополнительной литературы

1.    Аллахвердов В. М. Психология искусства. Эссе о тайне эмоционального воздействия художественных произведений. СПб., 2001.

2.    Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2005.

3.    Базыма Б. А. Психология цвета: теория и практика. СПб., 2005.

4.    Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2010.

5.    Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.

6.    Глухов В. П. Основы психолингвистики. М.,2005.

7.    Грачев Г. В., Мельник И. К. Манипулирование личностью. М., 2006.

8.    Денет Д. С. Виды психики: на пути к пониманию сознания. М., 2004.

9.    Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.

10.    Душкина М. Р. Психология влияния: деловое общение. М., 2004.

11.    Евгеньева Т. В. Технологии социальных манипуляций.М., 2007.

12.    Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М., 2006.

13.    Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000.

14.    Леонтьев А. А. Основы психолингвистики. М., 2003.

15.    Леонтьев А. А. Психология общения. М., 2005.

16.    Матвеева Л. В., Аникеева Т. А., Мочалова Ю. В. Психология телевизионной коммуникации. М., 2002.

17.    Медиа: между магией и технологией / под ред. Н. Сосна и К. Федоровой. М.: Екатеринбург, 2014.

18.    Мельник Г. С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1996.

19.    Ольшанский Д. В. Психология масс. М., 2002.

20.    Парыгин Б. Д. Социальная психология. СПб.,2003.

21.    Пухский А. Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999.

22.    Реклама: внушение и манипуляция / Сост. Д. Я. Райгородский. Хрестоматия. Самара. 2000.

23.    Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации / Отв. ред. Т. М. Дридзе, А. А. Леонтьев. М., 1976.

24.    Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. М., 2001.

25.    Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 2013.

26.    Черепанова Е. М. Саморегуляция и самопомощь в экстремальных условиях. М., 1995.

27.    Шерковнин В. А. Психологические процессы массовых информационных процессов. М., 1973.

28.    Шестерина А. М. Психология журналистики. Воронеж, 2010.

Перечень иных информационных источников

1.    Психологическая газета // psy.su

2.    Психологический журнал // www.ipras.ru/cntnt/rus/institut_p/p...psihologic.html

3.    Русское психологическое общество // www.rps-arbat.ru

4.    СМИ и прикладная психология // fb.ru

5.    Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 129 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru