Очно-заочная форма обучения. 4 курс
Трэвелтекст в массовой коммуникации (спецкурс)
11 сентября 2018
Преподаватель: Редькина Тамара Юрьевна, канд. филол. наук, доцент
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

17 октября. Концепт «путешествие». Путешествие как социокультурное действие и как совокупность услуг, предлагаемых индустрией туризма. Типовые сценарии путешествия.

24 октября. Трэвел-дискурс. Интенциональная и речевая специфика медиатизации текста путешествия (трэвелтекста) в СМИ, PR и рекламе как сферах массовой коммуникации.

31 октября. Концепт «путешествие» в трэвел-журналистике. Интенциональная и тематическая типология трэвел-медиатекста. Личностное начало в ТМТ.

7 ноября. Концепт «путешествие» в рекламе индустрии туризма. Информационно-рекламный ТМТ. Путеводитель как тип текста.

14 ноября. Концепт «путешествие» в PR-коммуникации . Трэвелтекст в сфере территориального имиджмейкинга. Трэвелтекст в inflight-изданиях.

21 ноября. Этические нормы и гуманизирующие речевые стратегии в трэвелтексте.

28 ноября. Трэвелтекст в пространстве социальных (гражданских) медиа. Поликодовый (мультимедиальный) трэвелтекст.

5 декабря. Эволюция трэвелтекста. Экспансия трэвелтекста в современном массовокоммуникативном пространстве.

План практических занятий

Практические занятия не предусмотрены.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена.

Внутрисеместровый контроль

Написание обучающимся трэвелтекста по заранее согласованной с преподавателем теме.

Вопросы к зачету

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета, который включает в себя 2 задания: выполненный заранее письменный анализ текста, написанного другим слушателем спецкурса; устный ответ на один из представленных выше вопросов. На подготовку ответа студенту дается 40 минут. Предполагаемая продолжительность проведения зачета – не более 15 минут.

1.    Путешествие как социокультурное действие.

2.    Типовые сценарии путешествия.

3.    Медиатизация путешествия. Трэвел-дискурс.

4.    Представление концепта «путешествие» в трэвел-журналистике.

5.    Представление концепта «путешествие» в сфере рекламы.

6.    Представление концепта «путешествие» в сфере PR.

7.    Страноведческий текст и трэвелтекст.

8.    Трэвелтекст и трэвел-медиатекст.

9.    Тематическая типология трэвел-медиатекста.

10.     Интенциональность трэвелтекста.

11.    Информационно-познавательный трэвел-медиатекст.

12.    Информационно-попопуляризирующий трэвел-медиатекст.

13.    Информационно-рекламный трэвел-медиатекст.

14.    Лингвокреативность как имманентный признак трэвел-медиатекста.

15.    Трэвелтекст в интернет-пространстве.

16.    Функции иконических знаков в поликодовом трэвелтексте.

17.    Личностное начало в трэвелтексте.

18.    Этические и культурно-речевые нормы в трэвелтексте.

19.     Эволюция трэвелтекста.

Критерии оценки

Оценка «Зачет» ставится, если обучающийся обнаруживает владение терминологией, связанной с темой спецкурса, а также методикой анализа трэвелтекста .

Оценка «Незачет» ставится, если обучающийся не обнаруживает владения терминологией, связанной с темой спецкурса, а также методикой анализа трэвелтекста.

Пример тестового задания

Тестовые задания не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Редькина Т. Ю. Речевая разработка темы «другая страна» // Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб, 2011. С. 70 – 123.

2. Редькина Т. Ю. Стиль трэвел-изданий//Стилистика и литературное редактирование. В 2 т. Т1: учебник для академического бакалавриата/под ред. Л. Р. Дускаевой. - М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 267 — 273.

3. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приемы речепорождения: учеб.-метод. пособие. СПб., С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс. Коммуника-ций, 2013.

4. Редькина Т. Ю. От журналистики путешествий — к трэвел-медиатексту//История научно-популярной прессы России в социокультурном контексте: учеб. пособие/под ред. Л. П. Громовой, Ю. Б. Балашовой. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2017 . С. 249 — 271.

Список дополнительной литературы

1. Блохин И. Н. Ценности в системе межкультурных взаимодействий//Журналистика. Общество. Ценности: Коллективная монография/ Ред. – сост. В. А. Сидоров. СПб.: Петрополис, 2012. С. 270 – 286.

2. Гавра Д. П., Таранова Ю. В. Имидж территориальных субъектов в современном информационном пространстве: учеб. пособие. – СПб.: С. – Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и мас. Уоммуникаций, 2013.

3. Гончарова Л. М. Адресат рекламного текста в представлении рекламодателя (на примере рекламы сферы туризма)// Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2010, № 1 – 2. С. 9 – 13.

4. Гончарова Л. М. Концепт «путешествие» и его межкультурная представленность в рекламной коммуникации сферы туризма //Современная коммуникативистика. Научный журнал. 2012, №1. С. 58 – 64.

5. Кара-Мурза Е. С. Полиинтенциональность медиатекста (на материале путеводителя как досугового издания) //Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей. Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2012. С. 33 – 40.

6. Майданова Л. М., Чепкина Э. В. Проблема достоверности информации в журналистских практиках: речевой аспект // Этика речевого поведения российского журналиста / Ред. – сост. Л. Р. Дускаева. СПб., 2009. С. 135 – 166.

7. Малышев А. А. Экзотизмы в примечаниях к «Санкт-Петербургским ведомостям» //Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей. Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2012. С. 69 – 74.

8. Маслова Н. М. Путевой очерк: проблемы жанра. М., 1980.

9. Осетрова Е. В. Речевой жанр отзыва в коммуникативной практике интернет-сообщества// Медиалингвистика. Вып.3. Речевые жанры в массмедиа: сб. статей/Под ред. Л. Р. Дускаевой. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2014. С. 200 – 204.

10. Пономарев Е. Р. Типология советского путешествия. Советский путевой очерк 1920 – 1930-х годов: монография. СПб.: СПГУТД, 2011.

11. Редькина Т. Ю. Вербализация концепта «кухня/еда» в художественном и медийном тексте//Вестник Санкт-петербургского государственного университета технологии и дизайна. Серия 2. Искусствоведение. Филологические науки. 2016, №1. С. 71 — 76.

12. Редькина Т. Ю. Категория «образ автора» в трэвел-тексте социальных медиа//Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа : матер. I Междунар. науч.-практ. конф. (6–9 сентября 2016 г. Варна, Болгария) /отв. ред. В. В. Васильева. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. Коммуникаций», 2016 . С. 248 — 250.

13. Редькина Т. Ю. Научно-популярный медиатекст в коммуникативном аспекте//Век информации. Медиа в современном мире-Петербургские чтения: матер. 54-го междунар. форума (22-24 апреля 2015) /ред.-сост. С. Г. Корконосенко, Д. П. Гавра. 2015. №3 (S4). С. 141 — 144.

14. Редькина Т. Ю. Непрофессиональный трэвел-текст и территориальный имиджмейкинг//Медиалингвистика. Вып. 4. Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа: сб. статей/Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб, С.-Петерб. гос. ун-т, ин-т «Высш. шк. журн. и масс. ком-ий», 2015.С. 136 — 140.

15. Редькина Т. Ю. Отзыв о стране как тип текста в коммуникативном пространстве интернета//Медиалингвистика. Вып.3. Речевые жанры в массмедиа: сб. статей/Под ред. Л. Р. Дускаевой. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. Коммуникаций», 2014. С. 209 – 211.

16. Редькина Т. Ю. Представление феномена гастрономического туризма в современном российском трэвел-медиатексте//Медиакультура и медиаобразование II (Феномен туризма в культуре XXI века: медиатехнологии современной культуры). Материалы Международной научно-практической конференции Дни философии в Санкт-Петербурге 2014, 21-22 ноября 2014. - СПб, СпбГУКиТ, 2014. С. 175 – 177.

17. Редькина Т. Ю. Рекламные интенции в трэвел-медиатексте // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей / Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т. 2012. С. 183– 190.

18. Редькина Т. Ю. Речевая экспликация ситуационной модели: лингвопраксиологический подход (на материале трэвел-текста)//Медиалингвистика. Международный журнал. 2015, №2(8).С. 104 — 116.

19. Редькина Т. Ю. Слово vs фотография в трэвел-медиатексте//Междунар. науч. форума 21–22 апреля 2016 г. /

отв. ред. В. В. Васильева. – СПб.: Институт "Высш. шк. журн. и масс. комм." СПбГУ, 2016. Электронный сборник jf.spbu.ru/conference/6081/6086.html

http://jf.spbu.ru/conference/6081.html

20. Редькина Т. Ю. Содержательно-интенциональный критерий как инструмент типологизации медиатекста (на примере трэвел-медиатекста)//Русский язык: Исторические судьбы и современность:V Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ, филологический фак-т, 18-21 марта 2014): Труды и материалы. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2014. С. 707 – 708.

21. Редькина Т. Ю. Социальная миссия трэвел-журналистики//Социальная журналистика как общественная деятельность: опыт и научные исследования в России, США и странах Северной Европы: матер. международного семинара (17 – 18 марта 2014 года)/ под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. Коммуникаций», 2014. С. 58 – 60.

22. Редькина Т. Ю. Средства реализации развлекательной функции в трэвел-тексте. Вестник СПбГУ. Серия 9. 2011. Выпуск 4. С. 210 – 218.

23. Редькина Т. Ю. Стилистическая полифония в текстах трэвел-сайта//Век информации. Т. 2, №2 : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. Коммуникаций», 2017 . С. 53 — 54.

24. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: средства создания увлекательности изложения // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : матер. 51-й междунар. науч.-практ. конф. (19–20 апреля 2012 г.). URL: 0,08 а.л. rus.jf.spbu.ru/conference/2197/2207.html

25. Редькина Т. Ю. Трэвел-текст: просвещение, убеждение или развлечение?// Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 50-й международной научной конференции. СПб., 2011. С. 56 – 58.

26. Редькина Т. Ю. Функции трэвел-медиатекста в журнале для детей (на примере журнала «В мире животных») // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 51-й международной научной конференции. СПб, 2012. С.274 – 277.

27. Редькина Т. Ю. Этические нормы в трэвел-журналистике. Этика массовых коммуникаций: опыт и научные исследования в России и Германии: материалы междунар.семинара (3 – 4 октября 2013 года)/под ред. С. Г. Корконосенко.-СПб: С-Петерб.гос.ун-т, Филол ф-т, 2013. С. 75 – 77.

28. Редькина Т. Ю. Этические и речевые нормы в трэвел-медиатексте//Экология языка и коммуникативная практика . 2014, №1. С. 150 – 160.

29. Сизикова Ю. Путевой очерк XXI века. Новые особенности старого жанра // Медиа. Демократия. Рынок. Часть 2. Функционирование средств массовой информации в сфере досуга: Материалы международной научной конференции / Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2010. С. 199 – 200.

30. Шачкова В. А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории // Филология. Искусствоведение. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2008, №3. С. 277 – 281.

Перечень иных информационных источников

1. Научная библиотека СПбГУ - library.spbu.ru

2. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – elibrary.ru/defaultx.asp

3. Корпорация универсальных научных библиотек (КОРУНБ), виртуальная справочная служба – korunb.nlr.ru/queries_catalog.php

4. Национальный корпус русского языка ruscorpora.ru

 просмотров: 287 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru