Очно-заочная форма обучения. 3 курс
Теория и практика визуальной журналистики
10 сентября 2018
Преподаватель: Беленький Александр Иосифович, ст. преподаватель
Кафедра: медиадизайна и информационных технологий

План лекционных занятий

1 лекция Введение, обзор курса. Роль Фотографии в СМИ. Перспектива развития средств визуальной информации. Основные направления и тенденции в современной фотожурналистике. Профессиональные обязанности фотожурналиста в периодических изданиях. Сумма составляющих: художественная, изобразительная, техническая. Разделение в фотожурналистике: пресс-фото, фото-исследование, документальная фотография. Составляющие прогресса в творчестве фотожурналиста, бильдредактора, исследователя. Обязанности штатного фотожурналиста и фрилансера. Принципы нравственного поведения фотожурналиста. Фотожурналистика в современных условиях возможности репрезентации в бумажных СМИ и онлайн. Ресурсы и площадки для фотожурналистов, конвергентность и мультимедийность.

2 лекция. Знаковые имена и фото в истории: от Ньепса-Даггера-Тальбота-Корнелиуса до сегодняшнего дня. Знаковые фотоснимки, которые изменили мир: Доротея Ланг, Эдди Адамс, Ник Ут, Дональд Маккалин.

3 лекция. Серийные жанры в фотожурналистике. Структура, место на полосе, издания работающие с сериями. Фототема, фотоистория, фоторепортаж. Документальность и режиссура. Примеры применения серийных жанров.

Знаковые имена в зарубежной фотожурналистике. Альфред Стиглиц, Анри Картье Брессон, Юджин Смит, Ансел Адамс, Робер Дуано, Мэн Рей, Робер Капа.

4 лекция. Изменение визуального языка фотожурналистики. Знаковые имена в отечественной фотографии: Карл Булла, Александр Родченко, Борис Игнатович, Дмитрий Бальтерманц, Игорь Мухин, Владимир Вяткин, Александр Гронский. Современные Петербургские фотожурналисты: Дмитрий Ловецкий, Сергей Максимишин, Анатолий Мальцев, Александр Петросян, Павел Маркин.

План практических занятий

1.занятие Репродукция. Как правильно делать. Расположение камеры и оригинала. Освещение оригинала. Световая схема. Репродуцирование живописи. Паразитный свет. Репродуцирование глянцевых оригиналов, через стекло. Цветовая температура источника света. Репродукция объемных надписей на граните. Макросъемка особенности и практика применения в журналистской работе. Оборудование (камеры, насадочные линзы, удлинительные кольца, светофильтры, освещение), основные приёмы. Работа в павильоне. Репродуцирование плаката. Установка камеры. Установка света. Репродуцирование всего произведения, а также его фрагментов.

2 занятие Атрибутирование фотоснимков и создание архива. Как работать с базами данных. Программы для работы с базами данных

3 занятие Фотосъемка движения, спортивная. Особенности. Аппаратура и экипировка. Объективы, монопод. Точка съемки. Выдержка и чувствительность. Съемка с проводкой. Zoom burst. Практические советы. Практическая работа, фотосъемка с проводкой (на улице).

4 занятие Вечерняя и ночная фотосъемка при недостаточном освещении. Фейерверки. Штатив и аксессуары. Выбираем штатив. Длинная выдержка, чувствительность, серые фильтры. Практическая съемка, вечерний городской пейзаж.

6 занятие Работа в студии: свет, характеристики студийного света, синхронизация, фоны, лайтбоксы, характеристики, каталожная съемка. Флешметр, замер, свет падающий, отраженный. Практическая съемка в студии стекло, бумага. Автопортрет, портрет студента. Дом задание: бумажная фигура.

7 занятие Портрет как один из видов журналистской работы. Деловой, психологический, репортажный. Оптика и камера. Точки съемки. Психология. На улице или дома. Бизнес портрет, групповой портрет, семейный портрет в интерьере, распространенные ошибки. Тональные решения, схемы освещения, подсветка на глаза. Аксессуары. Портрет для рубрик: Standalone, vox-pop, profile.

8 занятие. В присутствии преподавателя. Основы обработки фотографий для медиа в программе Photoshop

9 занятие. В присутствии преподавателя. Основы обработки фотографий для медиа в программе Lightroom

10 занятие. В присутствии преподавателя. Защита и отбор лучших студенческих работ.

Текущий контроль: Часовая экспресс съемка

Промежуточная аттестация: Разбор фотосерий. Подготовка к сдаче экзамена.

Практические занятия ведет: Беленький Александр Иосифович, старший преподаватель.

Внутрисеместровый контроль (группа старшего преподавателя А. И. Беленького)

Включает в себя контроль посещаемости занятий, выполнения заданий и иных внеаудиторных работ.

Задание 1.    

эссе на предложенную тему из списка.    При выполнение в срок 10.    Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0. Плагиат - 0

Задание 2    

Фотосъемка с проводкой или zoom burst.    При выполнение в срок 10.    Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0. Плагиат - 0

Задание 3    

Вечерняя съемка.    При выполнение в срок 10. Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0. Плагиат - 0.

Задание 4    

Творческая съемка на улице, жанр.    При выполнение в срок 10    Задержка на неделю – 5. Задержка более чем на неделю – 0. Плагиат - 0.

Задание 5    

Портрет деловой, психологический, репортажный.         

Задание 6    

Экспресс съемка и отбор жанровой фотографии. Выполняется только в присутствии преподавателя.    При выполнение в срок 10.     Задержка более чем на неделю – 5. Задержка более чем на две недели – 0.

Задание 7    

Рейтинговое задание: проект фотосерия, фотоистория, слайд шоу.    При выполнении 40.     Задержка более чем на неделю – 20. Задержка более чем на две недели - 0

Обучающийся должен выполнить не менее 7 заданий. При выполнении в срок студент получает: 1-6 задание – по 10 баллов, 7 задание – 40 баллов. Всего 100 баллов. В случае, если студент задержал сдачу задания на неделю, его работа оценивается: 1-6 задание – 5 баллов. При сдаче работы сроком более, чем на неделю и выявлении плагиата все задания оцениваются в 0 баллов. В случае, если 7 задание не было выполнено в срок, студент не допускается к экзамену.

Наличие 60 баллов обязательно (допуск к экзамену или зачету)

Рекомендуемые темы эссе для задания 1

1.    Факт или образ, реальность или вымысел. Об обработке репортажных снимков.

2.    Основные тренды в журналистике и фотожурналистике

3.    Победители WPP 2017 рецензия на результаты конкурса

4.    Победители POY 2017 рецензия на результаты конкурса

5.    Фотоконкурс Best of Russia 2017 рецензия на результаты конкурса

6.    Фотоконкурс «Золотое перо» 2017 рецензия на результаты конкурса

7.    Обзор лучших фото мировых фотографических агентств.

8.    Фотожурналистика и постановочная фотография, границы допустимого.

9.    Обзор фотоблогов и блогерской фотографии.

10.    Применение мультимедиа в современных СМИ

11.    Фотожурналистика и социальные сети

12.    Современный визуальный язык фотожурналистики

13.    Фотожурналистика на сетевых ресурсах les.media и Takiedela

14.    Современные платформы для работы фотожурналиста

Описание процедуры письменного экзамена

Письменный экзамен проводится по экзаменационным билетам, где сформулированы два вопроса. На ответ дается 30 минут. Учащийся отвечает письменно в объеме не менее 500 знаков (один лист формата А4). Полный ответ включает в себя раскрытие содержания по вопросу и предоставления выполненных в ходе обучения в семестре заданий, включая рейтинговое.

•    В случае полного ответа на оба вопроса и при рейтинге по заданиям в течение семестра 80 баллов и выше – оценка «отлично».

•    В случае полного ответа, при рейтинге по заданиям в течение семестра 70-80 - оценка «хорошо»

•    В случае неполного ответа на вопросы и при рейтинге по заданиям в течение семестра 80 баллов и выше – оценка «хорошо»

•    В случае полного ответа, при рейтинге по заданиям в течение семестра 50-70- оценка «удовлетворительно»

•    В случае неполного ответа на вопросы и при рейтинге по заданиям в течение семестра 70-80 баллов – оценка «удовлетворительно»

•    В случае неполного ответа на вопросы и при рейтинге по заданиям в течение семестра 50-70- оценка «неудовлетворительно»

При сотрудничестве с порталом и газетой «1 Линия», городскими или районными СМИ, выдающимися результатами в выполнении заданий, проектов, экзаменационная оценка повышается на 1(один) балл

Вопросы к экзамену

1.    История фотожурналистики. Мировые имена в фотожурналистике (А. К. Брессон, Ю. Смит, Д. Ланг, Р. Капа, Э. Адамс, Н. Ут, Д. Маккалин), два на выбор обучающегося.

2.    Российские фотожурналисты, опыт российских фотографов: К. Булла, А. Родченко, А.Шайхет, два на выбор обучающегося.

3.    Современные петербургские фотожурналисты: Д. Ловецкий, С. Максимишин, А. Мальцев, А. Петросян, П. Маркин, два на выбор обучающегося.

4.    Призеры WPP и анализ работ победителей на конкретном примере, на выбор обучающегося.

5.    Профессиональные обязанности фотожурналиста в периодических изданиях. Сумма составляющих: художественная, изобразительная, техническая.

6.    Выбор темы для серийных жанров. Критерии выбора.

7.    Документальность и режиссура в работе фотожурналиста. Противоречия и их преодоление. Принципы нравственного поведения фотожурналиста.

8.    Формы серийных фотопубликаций в медиа.

9.    Фототема, фотоистория, фоторепортаж, различия жанровых построений, стилистические и фактические.

10.    Фотопроект. Обзор площадок для публикаций. Этапы работы фотожурналиста. Выбор формы и визуального решения.

11.    Межкадровый монтаж и драматургия серийных жанров.

12.    Атрибутирование снимков, создание архива. Программы для работы с базами данных.

13.    Программы для обработки фотоснимков, подготовка фото к публикации в прессе, Интернете, различия.

14.    Обработка журналистских снимков и возможности редактирования. Допустимые пределы в редактировании фотоснимков для медиа.

15.    Фоторепортаж, как серийный жанр фотожурналистики.

16.    Портретная съемка в фотожурналистике, особенности.

17.    Жанры портретной фотосъемки и их особенности

18.    Портрет, как один из видов журналистской работы.

19.    Работа со вспышками

20.    Вечерняя съемка, что это такое. Основные приемы и правила фотожурналиста при недостаточном освещении.

21.    Съемка при разной цветовой температуре источников.

22.    Фотосъемка в условиях слабой освещенности. Возможные решения фотожурналиста.

23.    Фотосъемка с проводкой. Технические особенности и практическое применение.

24.    Особенности спортивной фотосъемки. Возможные визуальные решения.

25.    Репродуцирование, задачи и постановка света.

26.    Особенности фотосъемки в студии, возможная постановка света для разных задач.

27.    Современные платформы для работы фотожурналиста, сетевые ресурсы les.media, Takiedela и другие. Особенности и различия.

Что такое конвергентная журналистика и многозадачность в современных условиях.

Список основной литературы

1.    Беленький А. И. Практическая фотография / Учебное пособие, СПбГУ, ВШЖМК, Спб.: 2013. -116 с.

2.    Беленький А. И. Цифровая фотография. Школа мастерства. СПб., 2011

3.    Беленький А. И. Фотосъемка в сложных условиях. СПб.: Питер 2013 – 128 с.

4.    Ефремов А. Фотография. От азов к мастерству СПб., 2007

5.    Кракауэр З. Природа фильма: реабилитация физической реальности. М.,1974. 323 с.

6.    Лапин А. Фотография как… М.:Эксмо 2011. 306 с.

7.    Лессиг Л. Свободная культура М., 2007

8.    Никитин В. А. Вторая реальность: Сб. Статей. Вып. 2. под ред. В. А. Никитина. СПб. 2008 184 с.

9.    Сонтаг С. О фотографии. – М. ООО «Ад Маргинем Пресс» 2014 - 272 с.

10.    Стил Э. Фотожурналистика, лучшие фотографы мира М., 2007

11.    Стигнеев В., Липков А. Мир фотографии М., 1989

12.    Хилл П., Купер Т. Диалог с фотографией. – СПб.: Лимбус Пресс, «Издательство Тублина», 2010. – 416 с.

13.    Чапник Г. Правда не нуждается в союзниках. – СПб.: Клаудберри, 2016. – 456 с.

Список дополнительной литературы

1.    Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии/ М.: Aд Маргинем Пресс, 2011. – 272 с

2.    Ефремов А. Фотография и Photoshop Секреты мастерства. СПб., 2005

3.    Картье-Брессон А. Воображаемая реальность. Эссе. - СПб.: Лимбус Пресс, ООО «Издательство Тублина» 2015.- 128 с Рудаков Д. Оранжевая книга цифровой фотографии. СПб., 2006

4.    Сибрук Джон, Nowbow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры. –М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2015.- 240с.

5.    Харрис Р. Психология массовых коммуникаций СПб., 2002

6.    Celby Scott Photoschop SC5 Справочник по обработке цифровых фотографий М., 2011

Перечень иных информационных источников

1.    www.Photographer.ru, июнь 2001 Грация Нери, статья «Фотожурналистика сегодня»,

2.    www.photographer.ru/cult/theory/383.html Алан Коулман Документальная фотография, фотожурналистика и пресс-фотография сегодня. Вопросы и ответы

3.    www.photographer.ru/columnists/ тексты по теории фотографии, колумнисты.

4.    Статья «Выживет ли фотожурналистика в эпоху Инстаграма» tupi4ok.ru

5.    Глобализация и развитие фотожурналистики, КиберЛенинка - научная электронная библиотека: cyberleninka.ru

6.    Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий. КиберЛенинка-научная электронная библиотека: cyberleninka.ru

 просмотров: 192 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru