Очно-заочная форма обучения. 3 курс
Стилистика
5 сентября 2018
Преподаватель: Коньков Владимир Иванович, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

14 сентября. Текст как коммуникативная единица, ее основные особенности. Система позиционирования медиатекста. Заголовок. Определение, функции. Заголовочный комплекс. Совокупный заголовочный текст.

21 сентября. Понятие о жанре. Речевая структура жанра. Классификация жанров. Информационные жанры. Речевая структура заметки: хроникальная информация, способы развития речевой структуры заметки.

28 сентября. Речевая структура репортажа. Специфика газетных материалов, опубликованных под рубрикой «Репортаж».

5 октября. Речевые особенности интервью. Типы интервью. Интервью как форма подачи монологического текста. Интервью как диалогический тип речи.

12 октября. Аналитические жанры. Статья, ее разновидности. Аналитичность и характер выражения личностного начала. Речевая структура проблемной статьи. Особенности статьи, написанной спецкором, и статьи, написанной специалистом.

19 октября. Художественно-публицистические жанры. Образность как речевая категории. Речевая специфика очеркового текста.

План практических занятий

Занятие 1. Повторение темы «Средства выражения авторского «я» в газетном тексте.

Д/З Определить средства выражения авторского «я» в небольшом фрагменте текста (задание выполняется в письменном виде).

Занятие 2. Заголовок. Строение заголовочного комплекса. Функции заголовка и других элементов заголовочного комплекса. Коллективный анализ совокупного заголовочного текста издания по выбору преподавателя.

Д/З Индивидуальные домашние задания. Специфика совокупного заголовочного текста издания. (Использовать издания: «Известия», «Коммерсант», «Ведомости», «Парламентская газета», «Литературная газета», «Комсомольская правда», «Санкт-петербургские ведомости», «Экспресс-газета», «Мегаполис-экспресс», «Деловой Петербург», «Советская Россия» и др.).

Дома каждый оформляет свой ответ с учетом обсуждения на занятии в письменном виде как «Контрольную работу 1» с приложением проанализированного текста.

Занятие 3. Речевая структура заметки. Зависимость речевого облика заметки от типа издания. Совместный анализ речевой структуры заметки небольшого объема.

Д/З Индивидуальные домашние задания. Специфика речевой структуры заметки в конкретном издания. (Использовать указанные выше издания).

Дома каждый оформляет свой ответ с учетом обсуждения на занятии в письменном виде как «Контрольную работу 2» с приложением проанализированного текста.

Занятие 4. Речевая структура репортажа. Совместный анализ текста, предложенного преподавателем. Сопоставление речевой структуры репортажа и расширенной информации.

Д/З Индивидуальные домашние задания: найти репортаж и объяснить, почему этот текст можно назвать репортажем, его индивидуальные особенности.

Занятие 5. Публичный анализ домашнего задания. Интервью. Специфика устной речи, записанной на диктофон в процессе интервью, ее расшифровка. Преобразование устной речи в письменную. Расшифровка магнитофонной записи и ее частичное преобразование в письменную речь.

Д/З Дома каждый оформляет свой ответ с учетом обсуждения на занятии в письменном виде как «Контрольную работу 3» с приложением проанализированного текста.

Занятие 6. Публичный анализ домашнего задания. Интервью, преследующее информационные цели. Система вопросов в таком интервью. Интервью как способ оформления композиции монологического информационного текста. Анализ примеров, подобранных преподавателем.

Д/З Произвести окончательную правку подготовленного к печати текста. Сдать текст в письменном виде.

Занятие 7. Интервью, сформированное с целью дать представление о личности интервьюируемого. Анализ примеров, подобранных преподавателем.

Занятие 8. Контрольная работа Публичный анализ индивидуального домашнего задания.

Занятие 9. Самостоятельная работа. Публичный анализ домашнего задания.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Проблемная статья. Анализ речевых особенностей статьи, написанной профессионалом речи, и статьи, написанной специалистом. (Анализ примеров, подобранных преподавателем).

Занятие 2. Очерк. Образность как речевая категория. Особенности проявления образного начала в очерковом тексте. Анализ примеров, подобранных преподавателем.

Занятие 3. Самостоятельный анализ очеркового текста.

Внутрисеместровый контроль

1. Проверка задаваемых домашних заданий.

2. Контроль посещаемости лекционных занятий.

Вопросы к зачету

1.    Текст как коммуникативная единица. Основные характеристики.

2.    Заголовок. Его основные функции.

3.    Речевая структура заметки. Особенности использования специальной лексики, аббревиатур, цифровой информации.

4.    Речевая структура репортажа.

5.    Речевая организация интервью. Его типы.

6.    Речевая структура проблемной статьи. Комментарий как жанр. Его речевая структура. Колумнистика.

7.    Очерк как жанр. Образ в публицистическом тексте.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения зачета – письменная. Обучающийся отвечает на предложенный вопрос по заранее подготовленным при самостоятельной работе текстам. На подготовку письменного ответа отводится 30 минут

Время собеседования по письменному ответу – не более 15 минут.

Оценка «Зачет» ставится, если обучающийся продемонстрировал способность квалифицировать текст как тот или иной жанр и умение обосновать свой ответ.

Оценка «незачет» ставится, если обучающийся не посещал практические занятия и не может определить жанр текста, тип концепции издания, их речевые параметры.

Список обязательной литературы

1.    Коньков В. И., Неупокоева о. В. Функциональные типы речи. М., 2011.

2.    Купина Н. А., Матвеева Т. В. Стилистика современного русского языка. М., 2013.

3.    Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб., 2011.

4.    Солганик Г. Я. Дроняева Т. Стилистика и культура речи русского языка. М., 2012.

5.    Солганик Г. Я. Очерки модального синтаксиса. М., 2010.

6.    Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. 4 изд., испр. и доп. М., 2011.

Список дополнительной литературы

1.    Бахтин М. М. К проблеме речевых жанров // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

2.    Быкова Е. В. Речевая структура модульного текста // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

3.    Васильев А.Д. Слово в эфире: Очерки новейшего словоупотребления в российском телевещании. Красноярск, 2000.

4.    Володина М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

5.    Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

6.    Ильин И. П. Массовая коммуникация и постмодернизм // Речевое воздействие в средствах массовой коммуникации. М., 1999.

7.    Кара-Мурза Е.С. Лингвистическая экспертиза рекламных текстов // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

8.    Карасик В. И. Язык социального статуса. М., 2002.

9.    Коньков В. И., Потсар А. Н. Стилистический анализ текста. СПб, 2006.

10.    Коньков В.И. Идеологическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

11.    Коньков В.И. Книжное и разговорное начало в средствах массовой информации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

12.    Коньков В.И. Речевая структура газетных жанров. СПб, 2005.

13.    Корнилова Н.А. Фатическая речь // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

14.    Купина Н.А. Тоталитарный язык. Екатеринбург; Пермь, 1995.

15.    Лазарева Э. А. Заголовок в газете. Свердловск, 1989.

16.    Лазарева Э. А. Системно-стилистические характеристики газеты. Екатеринбург, 1993.

17.    Левин Ю.И. О семиотике лжи // Материалы Всесоюз. симпозиума по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1974.

18.    Майданова Л. М. Структура и композиция газетного текста. Красноярск, 1987.

19.    Митрофанова И. А. Художественное начало в газетно-журнальной речи // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

20.    Михальская А. К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.

21.    Неупокоева О. В. Речевой облик периодического издания // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

22.    Потсар А. Н. Авторское начало в текстах массовой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

23.    Потсар А. Н. Интернет как среда речевой коммуникации // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2008.

24.    Прохорова К. В. Совокупный заголовочный текст // Русская речь в средствах массовой информации: Стилистический аспект. СПб, 2007.

25.    Сметанина С. И. Медиа-текст в системе культуры. СПб, 2002.

26.    Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003.

27.    Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.

28.    Эко У. Отсутствующая структура. СПб, 1998.

29.    Юдина Т.В. Универсальные и специфические характеристики Интернета как формы коммуникации // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. М., 2003.

Перечень иных информационных источников

Информационные ресурсы научной библиотеки СПбГУ: library.spbu.ru

 просмотров: 110 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru