Очно-заочная форма обучения. 3 курс
Социология журналистики и массовых коммуникаций
7 сентября 2018
Преподаватель: Хубецова Залина Федоровна, кандидат политических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

13 сентября. Знакомство со структурой курса. Распределение заданий к семинарским занятиям.

20 сентября. Социология журналистики и массовых коммуникаций как научная и учебная дисциплина. Социология журналистики и массовых коммуникаций в качестве социальной теории журналистики и массовых коммуникаций. Цели и задачи изучения. Общенаучные подходы, принципы, функции социологии журналистики и массовых коммуникаций.

27 сентября. Смысл и назначение прессы: ретроспектива научного дискурса. Генезис журналистики и газетного дела. Свобода печати в научном и политическом дискурсе. Газета как посредник между «управляющими и управляемыми» (К. Маркс). Пресса в условиях становления демократии (А. де Токвиль). Печать как средство классовой борьбы (К. Маркс, В. И. Ленин).

4 октября. Социокультурное воздействие массовой коммуникации на жизнь общества (М. Маклюэн, Т. Адорно). Восстановление свободной от принуждения коммуникации (Ю. Хабермас). СМИ как новое политическое пространство конца ХХ – начала XXI вв. (П. Бурдье, Э. Ноэль-Нойман).

11 октября. Журналистика – СМИ – аудитория: социальные и творческие связи. Понятие аудитории. Социальная сущность взаимодействия журналистики, СМИ и аудитории. Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания аудитории. Социологическое изучение аудитории.

18 октября. Социологическая культура журналиста. Журналист как ученый (М. Вебер). Социологическое мышление журналиста – показатель его профессионализма. Познание социальной действительности как сущность общественного бытия журналиста. Социологические исследования деятельности СМИ (М. Вебер, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд, отечественные специалисты и др.)

25 октября. Социологическая журналистика. Социологическое информирование аудитории: источники, методы, формы. Социологическая аргументация журналистского текста в эфире и на газетной полосе. Социологическая публицистика ученого и журналиста.

План семинарских занятий

1 занятие. Общественное мнение и его значение для журналистской практики.

Вопросы для обсуждения:

1.    История изучения общественного мнения: российский и зарубежный опыт.

2.    Общественное сознание и общественное мнение: содержание, структура, функции.

3.    Общественное мнение в структуре социального управления.

4.    Журналистика, СМИ и общественное мнение: особенности взаимодействия.

5.    Общественное мнение и мнение аудитории газеты (телевидения, радио).

6.    Методы изучения общественного мнения в журналистике.

Литература:

•    Гавра Д. П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. СПб., 1995.

•    Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

•    Игнатов Н. Г., Мотков С. И. Роль СМИ в процессе формирования общественного мнения // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1997. № 1.

•    Маркс К. Мнение газет и мнение народа // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 15.

•    Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. М., 1996.

•    Открывая Грушина. Том 2. Ред.-сост. М. Е. Аникина, В. М. Хруль. М.: Изд-во МГУ, 2011.

•    Социология журналистики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2013.

•    Хубецова З. Ф. Политическая коммуникация. Теория, образование, опыт : учеб. пос. : в 2 ч. Ч. 1 : Исследование и преподавание политической коммуникации / З. Ф. Хубецова; науч. ред. С. Г. Корконосенко. СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. школа журналистики и мас. коммуникаций», 2017.

•    Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра: Пер. с франц. М., 1997

•    Шиллер Г. Манипуляторы сознанием: Пер. с англ. М., 1980.

2 занятие. Журналистика, СМИ и СМК как субъекты социального контроля и инструменты его осуществления.

Вопросы для обсуждения:

1. Социальный контроль в системе управления.

2. СМИ как подсистема социального управления.

3. Журналистика как институт и средство социального контроля: цели и методы реализации контролирующей функции.

4. СМИ в качестве объекта социального контроля. Внешняя среда и автономность журналистики.

5. Профессиональные этические кодексы как инструмент социального контроля в средствах массовой информации и журналистике.

Литература:

•    Воронова О. А. Журналистское произведение: итог и процесс нравственного выбора // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. 1992. № 6.

•    Корконосенко С. Г. Журналистика как институт социального контроля // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Сб. статей / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2001.

•    Сидоров В. А. Журналист: аналитик, диагност, контролер? // Журналистика и социология´99: Журналистика и социальный контроль: Материалы науч.-практ. семинара, 2 дек. 1999 г. / Редкол. СПб., 2000.

•    Социология журналистики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2013.

•    Фомичева И. Д. Социология СМИ. М., 2007.

•    Энциклопедический социологический словарь / Общ. ред. Г. В. Осипова. М., 1995.

3 занятие. Социологическая культура журналиста.

Вопросы для обсуждения:

1.    Социологические публикации в прессе. Социологическая информация в журналистском произведении и оценка ее достоверности.

2.    Наблюдение и эксперимент как социологические методы труда журналиста.

3.    Социологический опрос: виды, цели, возможности применения в редакционной практике.

4.    Экспертный опрос как важнейший социологический метод труда журналиста. Понятие эксперта. Организация и проведение экспертизы.

Цель занятия – знакомство с творческой лабораторией ведущих журналистов. Студент анализирует формы и методы социологического обеспечения доказательной базы журналистских выступлений.

Литература:

•    Колодиев Н. Н. Социологическая информация и ее источники в российских печатных СМИ // Известия Уральского государственного университета. 2007. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. № 52, Вып. 22. URL: hdl.handle.net

•    Колодиев Н. Н. Социология журналистики. Практикум. СПб., 2013.

•    Монастырская А. А. Роль социологической службы в работе редакции // Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Сб. статей / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2001.

•    Социология журналистики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2013.

•    Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

•    Фомичева И. Д. Социология СМИ. М., 2007.

•    Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

4 занятие. Контент-анализ как социологический метод. Мониторинг СМИ и современные мониторинговые компании.

Вопросы для обсуждения:

1.    История возникновения контент-анализа.

2.    Контент-аналитические исследования в США в период Второй мировой войны.

3.    Мониторинг СМИ и современные мониторинговые компании.

Литература:

•    Социология журналистики / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2013.

•    Журналистика и социология / Под ред. И. Д. Фомичевой. М., 1995.

•    Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

5 занятие. Применение контент-анализа в журналистской практике и исследованиях СМИ и СМК (2 пары).

Студенты:

1)    выбирают медиаисточник для изучения (из предложенного преподавателем списка) и определяют период анализа (исследуемые материалы должны быть опубликованы не ранее 2016 года; хронологические рамки определяются совместно с преподавателем);

2)    знакомятся с литературой к семинарскому занятию №4 (можно использовать и другие источники);

3)    самостоятельно разрабатывают программу исследования и четко определяют, чему оно посвящено. По цели исследования и следует озаглавить итоговый документ (аналитический отчет). Например: «Авторская позиция в журналистском произведении» (на примере цикла документальных фильмов «Теория заговора» телеканала «Звезда»). Или: «Распределение внимания к политическим акторам как отражение политической позиции телеканала» (на примере передачи «Воскресное время»). Или: «Тематические предпочтения издания «Аргументы и факты» и т. д.

4)    описывают анализируемый эмпирический источник (в аналитическом отчете должна присутствовать информация об учредителе, профиле и формате СМИ, тираже и регионе распространения, истории, аудитории, ведущих авторах и т. д.);

5)    проводят само исследование, готовят аналитический отчет и мультимедийную презентацию к практическому занятию.

Объем текстового отчета – не менее 5 страниц (шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14, полуторный интервал) основного текста (без титульного листа и списка анализируемых публикаций).

Количество слайдов в ММ-презентации не лимитировано.

Ее обязательные элементы: титульный лист с указанием темы исследования, ФИО автора, курса, группы студента, года выполнения работы. Основное содержание: в сжатом виде объект, предмет, эмпирическая база исследования (описание ваших источников). Приветствуются графики, таблицы, кодировочные листы, скриншоты наиболее ярких публикаций, стоп-кадры из видео и т.д. Заключительный блок презентации: выводы и заключительный слайд «спасибо за внимание!».

Консультации по вопросам проведения исследования будут проходить в указанные в расписании часы самостоятельной работы в присутствии преподавателя.

Представленные на практическом занятии итоги исследования проходят процедуру группового обсуждения и перекрестного рецензирования. Пары рецензентов определяются непосредственно на семинарском / практическом занятии.

Не позднее 27 декабря 2018 года аналитический отчет должен быть сдан преподавателю на электронном носителе в виде двух электронных документов, названных по фамилии автора: мультимедийной презентации и текстового аналитического отчета.

Семинарские занятия ведет: Марьина Людмила Петровна, кандидат социологических наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Письменная творческая работа в жанре «социологический этюд» к практическому занятию по теме «Социологический этюд».

Студент выбирает проблемно-тематическое направление из предложенного преподавателем списка, сужает и конкретизирует тему, готовит текст этюда и мультимедийную презентацию.

При написании этюда можно рассматривать выбранную социальную проблему на конкретном территориальном уровне (на уровне всей страны, региона (субъекта федерации), муниципального образования). Можно выполнить работу на зарубежных материалах или в сравнительном ключе (российско-зарубежный опыт).

Обязательными элементами этюда являются:

а) социологические данные, собранные самим автором (сбор эмпирического материала производится с применением любого прикладного социологического метода);

б) данные ведущих российских или зарубежных исследовательских центров (например, исследования Института социологии РАН).

Работа носит творческий, а не сугубо исследовательский характер, что предполагает наличие в тексте отчетливой авторской позиции (в том числе и в форме рекомендаций по разрешению рассматриваемой социальной проблемы).

На слайды презентации рекомендуется выносить собранные в процессе работы над этюдом социологические данные.

Объем текста этюда – не менее 4 страниц (шрифт - Times New Roman, размер шрифта - 14, полуторный интервал).

Количество слайдов ММ-презентации не лимитировано.

Консультации по вопросам написания этюда будут проходить в указанные в расписании часы самостоятельной работы в присутствии преподавателя.

Представленные на практическом занятии тексты этюдов проходят процедуру группового обсуждения.

Не позднее 27 декабря 2018 года этюд должен быть сдан преподавателю на электронном носителе в виде двух электронных документов, названных по фамилии автора: мультимедийной презентации и полного текста работы.

Внутрисеместровый контроль

•    контроль посещаемости занятий,

•    выполнение двух письменных заданий (контент-анализа и социологического этюда);

•    контроль остаточных знаний в форме тестирования по теоретическим разделам курса.

Вопросы к экзамену

1.    Журналистика в социальной системе общества.

2.    Социология журналистики и массовых коммуникаций: цели и задачи изучения.

3.    Журналистика и социология: область взаимодействия.

4.    Общенаучные подходы, принципы, функции социологии журналистики и массовых коммуникаций.

5.    Возникновение журналистики и газетного дела: свобода слова и свобода печати.

6.    Газета как посредник между «управляющими и управляемыми» (К. Маркс).

7.    Пресса в условиях становления демократии (А. де Токвиль).

8.    Печать как средство классовой борьбы (К. Маркс, В. И. Ленин).

9.    Социокультурное воздействие массовой коммуникации на жизнь общества (М. Маклюэн, Т. Адорно).

10.    Восстановление свободной от принуждения коммуникации (Ю. Хабермас).

11.    СМИ как новое политическое пространство конца ХХ – начала XXI вв. (П. Бурдье, Э. Ноэль-Нойман).

12.    Журналистика как объект управления: социальная сущность, классовое содержание, правовое оформление. Информационная политика государства.

13.    Журналистика как выразитель политического сознания общества. СМИ – инструмент политического управления.

14.    Журналистика – метод информационного обеспечения демократии. Демократизм прессы: принцип и его реализация.

15.    Партийность в журналистике: актуализация проблематики. Политическая культура журналиста.

16.    Социальный контроль: особенности проявления в обществе и журналистике. Алгоритм социального контроля в журналистике.

17.    Профессиональные этические кодексы как инструмент социального контроля в СМИ и журналистике.

18.    Журналистика, СМИ и общественное мнение: особенности взаимодействия. Общественное мнение и мнение аудитории газеты (телевидения, радио).

19.    Понятие аудитории. Социальная сущность взаимодействия журналистики, СМИ, СМК и аудитории.

20.    Журналистика как социально-психологический фактор формирования сознания аудитории (Г. Тард, У. Липпман, Г. Малецке).

21.    Массовое сознание, «массовая культура» и СМИ: противоречия социокультурного взаимодействия.

22.    Социологические исследования деятельности СМИ (М. Вебер, Г. Лассуэлл, П. Лазарсфельд).

23.    Социологическое мышление журналиста – показатель его профессионализма.

24.    Познание социальной действительности в журналистике и социологическая культура журналиста.

25.    Социологическое информирование аудитории: источники, методы, формы.

26.    Социологическая аргументация журналистского текста в эфире и на газетной полосе.

27.    Социологическая публицистика ученого и журналиста.

28.    Журналист как социолог: параметры исследовательской деятельности и социологический инструментарий.

29.    Наблюдение – социологический метод труда журналиста: виды, цели и воз-можности применения в практике СМИ.

30.    Эксперимент как социологический метод труда журналиста: понятие, особен¬ности применения.

31.    Социологический опрос: виды, цели и возможности применения в редакцион¬ной практике.

32.    Экспертный опрос как важнейший социологический метод труда журналиста. Понятие эксперта. Организация и проведение экспертизы.

33.    Анализ документов как метод труда журналиста: основные понятия, принципы и организация проведения исследования.

34.    Мониторинг СМИ и современные мониторинговые компании.

Критерии оценки

Экзаменационная оценка складывается из двух показателей:

а) текущей учебной (внутрисеместровой) работы студента,

б) оценки ответа на экзамене.

Максимальное количество баллов по дисциплине – 100.

Внутрисеместровая работа студента оценивается по следующим критериям:

а) посещаемость занятий и активность работы на семинаре - 20 баллов (1 балл за занятие, 4 балла за выступление с докладом, 3 балла за активное участие в групповой дискуссии). Студенты могут повысить количество баллов по данному виду внутрисеместровой работы до максимального (20 баллов) за счет подготовки дополнительного доклада.

б) две письменные работы (контент-анализ материалов СМИ и социологический этюд) – 20 баллов (10 баллов за задание, выполненное на высоком уровне, представленное на соответствующем практическом занятии и сданное в электронном виде в срок, указанный в УММ);

в) письменное тестирование – 30 баллов.

Письменные работы и тестирование являются обязательными.

Баллы теста переводятся в оценку (от «неудовлетворительно» до «отлично») по соответствующей шкале. Оценка за тест имеет приоритетное значение при выставлении предварительной оценки (за внутрисеместровую работу).

Студент, набравший на письменном тестировании менее 16 баллов (соответствует оценке «неудовлетворительно»), переписывает тест на экзамене.

Ответ на экзамене (письменный опрос по билетам) максимально может быть оценен в 30 баллов (15 баллов за вопрос).

Студент, набравший на экзамене менее 10 баллов, не может получить итоговую оценку выше оценки «удовлетворительно» (при наличии не менее 50 баллов за внутрисеместровую работу).

Оценки «отлично» заслуживает обучающийся, набравший не менее 90 баллов.

Оценки «хорошо» заслушивает обучающийся, набравший не менее 75 баллов.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает обучающийся, набравший не менее 60 баллов.

Оценки «неудовлетворительно» заслуживает обучающийся, набравший 59 и менее баллов.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена – 2 часа.

Форма проведения экзамена – письменная (по билетам).

Количество вопросов в билете – два.

На подготовку ответа студенту дается 30 минут.

Оглашение результатов письменного опроса по билетам производится в день экземена.

Пример тестового задания

а) открытое задание

1. В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЮТСЯ СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ СОЦИОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

б) закрытое задание

2. . КАКОЙ ФАКТОР, ПО МНЕНИЮ Э. НОЭЛЬ-НОЙМАН, ПРИВОДИТ К РАСКРУЧИВАНИЮ СПИРАЛИ МОЛЧАНИЯ?

1 - страх социальной изоляции

2 – недостаточность информации

3 – избыточность информации

4 – все перечисленное

Список обязательной литературы

1.    Корконосенко С. Г. Введение в журналистику. Учеб. пособие. М., 2011.

2.    Сидоров В. А. 10 рассуждений о социологии журналистики. СПб., 2012

3.    Социология журналистики. Учебник для бакалавров / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2013.

4.    Политическая журналистика. Учебник для бакалавриата и магистратуры / Под ред. С. Г. Корконосенко. М., 2015.

5.    Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара, 1995.

Список дополнительной литературы

1.    Адорно Т. Может ли публика хотеть?: Пер. с нем. // 40 мнений о телевиде-нии: (Зарубежные деятели культуры о телевидении): Переводы. М., 1978.

2.    Бережной А. Ф. К. Маркс и Ф. Энгельс – журналисты. М., 1983.

3.    Брайант Дж., Томпсон С. Основы воздействия СМИ: Пер. с англ. М., СПб., Киев, 2004.

4.    Бурдье П. О телевидении и журналистике: Пер. с фр. М., 2002.

5.    Быстрицкий А. Г., Красильников М. И. Журналисты contra аудитория // Со-циол. исслед. 1993. № 4.

6.    Журналистика и социология. Россия, 90-е годы: Сб. статей / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2001.

7.    Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша: Белый дом и пресса. М., 1991.

8.    Казеннов А. С. Соответствие мнений журналистов их политической идентичности // Социально-политическое функционирование журналистики: Материалы секции «Журналистика в мире политики» Дней Петербургской философии, 19–20 ноября, 2004 год / Ред.-сост. В. А. Сидоров. СПб., 2005.

9.    Кин Д. Средства массовой информации и демократия: Пер. с англ. М., 2001.

10.    Кларк К. Немногие – массам: Пер. с англ. // 40 мнений о телевидении: (Зарубежные деятели культуры о телевидении): Переводы. М., 1978.

11.    Ленин В. И. С чего начать? // Полн. собр. соч. Т. 6.

12.    Маркс К. Дебаты шестого Рейнского ландтага: Дебаты о свободе печати и об опубликовании протоколов сословного собрания // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

13.    Маркс К. Мнение газет и мнение народа // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 15.

14.    Маркс К. Оправдание мозельского корреспондента // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

15.    Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: Пер. с нем. М., 1996.

16.    Паренти М. Демократия для немногих: Пер. с англ. М., 1990.

17.    Прохоров Е. П. Журналистика и демократия. М., 2001.

18.    Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. М., 2005.

19.    Свитич Л. Г. Профессия: журналист. М., 2003.

20.    Сидоров В. А. Политическая культура журналиста. Учеб. пособие. СПб., 2010.

21.    Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

22.    Фомичева И. Д. Социология СМИ. М., 2007.

23.    Фромм Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. М., 2007.

24.    Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. (Лекции и интервью. Мо-сква, апрель 1989 г.): Пер. с нем. М., 1992.

25.    Шампань П. Делать мнение: новая политическая игра: Пер. с франц. М., 1997.

26.    Эко У. Пять эссе на темы этики: Пер. с ит. СПб., 2002.

27.    Энгельс Ф. Коммунисты и Карл Гейнцен // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4.

28.    Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М., 1994.

Перечень иных информационных источников

1.    http://www.isras.ru/ - сайт Института социологии РАН

2.    http://wciom.ru/ - сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения

3.    http://fom.ru/ - сайт независимой социологической службы Фонда «Общественное Мнение»

4.    http://www.gks.ru/ - сайт Федеральной службы государственной статистики

5.    Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 572 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru