Очно-заочная форма обучения. 3 курс
Риторика
5 сентября 2018
Преподаватель: Цветова Наталья Сергеевна, доктор филол. н., профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

03 сентября. Актуальные уроки античной риторики. Классический риторический канон (инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция) и современные техники создания медийного текст.

04 сентября. Русский риторический идеал. Актуальные риторические идеи М. В. Ломоносова. Достижения русской риторики девятнадцатого столетия в профессиональном арсенале современного журналиста.

10 сентября. Профессионал речи в двадцатом веке. Риторические и пропагандистские навыки и умения.

11 сентября. Американские неориторические идеи. Кинесика и теория речевой коммуникации.

17 сентября. Современный алгоритм работы над текстом. Методики анализа аудитории. Образ автора: речевые средства воплощения.

18 сентября. Диалог как форма речи. Диалогичные по своей природе медиажанры. Публичный конфликтный диалог. Культура дискуссии. Этикетные формы общения.

План практических занятий

01 октября. Риторика в современной системе научного знания. Классический риторический канон (инвенция, диспозиция, элокуция, мемория, акция) и современные техники создания медийного текст.

08 октября. Русский риторический идеал. Актуальные риторические идеи М. В. Ломоносова. Достижения русской риторики девятнадцатого столетия в профессиональном арсенале современного журналиста. Творческое задание.

15 октября. Профессионал речи в двадцатом веке. Риторические и пропагандистские навыки и умения.

22 октября. Американские неориторические идеи. Кинесика и теория речевой коммуникации.

29 октября. Современный алгоритм работы над текстом. Методики анализа аудитории. Образ автора: речевые средства воплощения. Творческое задание.

12 ноября. Современный алгоритм работы над текстом. Методики анализа аудитории. Образ автора: речевые средства воплощения. Обсуждение результатов творческого задания.

19 ноября. Диалог как форма речи. Диалогичные по своей природе медиажанры. Публичный конфликтный диалог. Культура дискуссии. Этикетные формы общения.

10 декабря. Контрольная работа.

Практические занятия ведет: Щеглова Екатерина Александровна, канд. филол. н., ст. преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

26 ноября. Индивидуальное консультирование по вопросам курса. Отработка практических риторических навыков.

03 декабря. Индивидуальное консультирование по вопросам курса. Отработка практических риторических навыков.

Внутрисеместровый контроль

Показателями, характеризующими текущую учебную работу обучающихся, являются:

1. посещаемость занятий;

2. выполнение предусмотренных программой творческих заданий на практических занятиях;

3. выполнение контрольной работы;

4. выполнение письменного задания во время зачёта.

Вопросы к зачету

Письменное задание для зачёта заключается в написании риторического портрета современного медиадеятеля.

Критерии оценки

Форма проведения зачёта – письменная. На написание риторического портрета обучающимся даётся 1час 30 минут.

Оценка «зачёт» ставится в случае выполнения основных требований, предъявляемых к самостоятельной работе по курсу, выполнения контрольной работы и успешного написания риторического портрета, демонстрирующего владение навыками риторического анализа.

Оценка «незачёт» ставится в случае, если обучающийся в недостаточном объёме выполнял задания для самостоятельной работы, не получил положительной оценки за контрольную работу, не продемонстрировал при написании риторического портрета навыки риторического анализа.

Предполагаемое время проведения зачёта 1 час 30 минут.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Примеры тестовых заданий и типовые вопросы не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Граудина Л. К., Культура русской речи. М., 1999 (любое другое издание).

2. Хазагеров Г. Г. Политическая риторика. М., 2002.

3. Формановская Н. И. Русский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М., 2002 (любое другое издание).

4. Цветова Н. С. Культура речи и основы ораторского искусства. СПб, 2005 (любое другое издание).

Список дополнительной литературы

1. Анненкова И. В. Риторика для журналистов. Историко-культурный, теоретический и практический аспекты: учебное пособие с приложениями. М., 2006.

2. Аннушкин В. И. История русской риторики. Хрестоматия. М., 2011.

3. Бредемайер К. Черная риторика: Власть и магия слова. М., 2006.

4. Волков А. А. Теория риторической аргументации. М., 2009.

5. Иссерс О. С. Речевое воздействие: учеб. пособие. М., 2009.

6. Копнина Г. А. Речевое манипулирование: учеб. пособие. М., 2007.

7. Лахманн Р. Демонтаж красноречия. СПб., 2001.

8. Лиммерман Х. Уроки риторики и дебатов. М., 2002.

9. Марченко О. И. Риторика как норма гуманитарной культуры: учеб. пособие для вузов. М., 1994.

10. Риторика в современном обществе и образовании: Сборник материалов III-V Международных конференций по риторике. М., 2003.

11. Риторика средств массовой информации: учеб. пособие. М., 1999.

12. Смелкова З. С., Ассуирова Л. В., Савова М. Р., Сальникова О. А. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты: учеб. пособие. М., 2006.

Перечень иных информационных источников

1. Научная библиотека СПбГУ - www.library.spbu.ru

2. Корпорация универсальных научных библиотек (КОРУНБ), виртуальная справочная служба – korunb.nlr.ru/queries_catalog.php

3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – elibrary.ru/defaultx.asp

 просмотров: 217 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru