Очно-заочная форма обучения. 3 курс
История зарубежной журналистики. Часть 1
5 сентября 2018
Преподаватель: Коллективный курс
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

04 сентября. Журналистика Германии с зарождения до конца XVIII века.

Зарождение книгопечатания и периодической печати в Германии. Иоганн Гуттенберг. Фуггер-газета как феномен журналистики. Ярмарочные газеты. Первые периодические издания Германии.

«Век журналов» в истории СМИ Германии. Лессинг, Гете, Шиллер как журналисты. «Фоссише цайтунг». «Алльгемайне цайтунг» фон Котты (1797) – самая прогрессивная газета Германии XVIII века.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, доцент.

11 сентября. Журналистика Германии первой половины XIX века.

Немецкая журналистика эпохи наполеоновских войн: роль печати в формировании национального сознания. Региональные центры печати. Карлсбадская конференция 1819 года и ужесточение цензуры. Политизация печати в 1840-е годы. Карл Маркс – редактор «Райнише цайтунг». Революция 1848 года и журналистика.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, доцент.

18 сентября. Журналистика Германии второй половины XIX века.

Эпоха Бисмарка и его отношения с прессой. «Культурная борьба» с католицизмом, гонения на социалистов (закон 1878 года). Расцвет журналистики политических партий. Развитие массовой печати и концентрация прессы. Концерны Моссе, Шерла и Ульштайна.

Лекцию ведет: Георгиева Елена Савова, канд. полит. наук, доцент.

25 сентября. Предшественники печати в Европе. Протожурналистика.

Первые письменные культуры и элементы массовой коммуникации в них. Устная народная традиция. Роль фольклора в передаче событийной информации. Древняя Греция и Древний Рим как примеры культур, использующих массовую коммуникацию. Римские протогазеты. Средневековая европейская культура и массовая информация. Роль религии и образования в развитии массовой коммуникации.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

02 октября. История журналистики Великобритании в XV – XVIII веках.

Первые британские газеты. Цензура и деятельность Звездной палаты. Британская журналистика времен Английской буржуазной революции. Развитие печати, появление секторов рынка прессы в XVIII в. Английское просвещение, деятельность писателей-журналистов. Дефо и Свифт как журналисты. Борьба за освещение работы Парламента.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит. наук, доцент.

09 октября. История журналистики Великобритании в XIX веке.

Печать оуэнистов и чартистов. Борьба за отмену «налогов на знание», тормозящих развитие британской печати. Развитие технологий передачи информации. Рождение агентства «Рейтер» (1851).

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит. наук, доцент.

16 октября. История американской журналистики в XVII в. – первой половине XIX в.

Ранний период истории американской журналистики (1690-1783 гг.). Бостон и Филадельфия как центры издательского дела. Появление первых американских ежедневных газет. Становление памфлетной публицистики.

Развитие американской журналистики в 1783-1833 годах. Ежедневные газеты. Развитие партийной прессы. Официальные издания. Отражение противостояния Севера и Юга в американской журналистике.

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

23 октября. «Коммерческая революция» в печати США.

Сущность понятия «коммерческая революция». Идея «пенни-прессы» и ее воплощение. Начало качественной прессы. «Нью-Йорк таймс» (1851). Создание информационного агентства – «Ассошиэйтед пресс» (1848).

Лекцию ведет: Быков Алексей Юрьевич, канд. полит наук, доцент.

30 октября. Зарождение печати во Франции.

Предпосылки зарождения и непосредственные предшественники периодической печати во Франции. «Газетт» Теофраста Ренодо. Франция – родина журнальной периодики. «Меркюр галан» и причины популярности французской периодики во Франции и в Европе. «Журналь де Пари» - первая французская ежедневная газета. Режим печати в феодальной Франции.

Лекцию ведет: Данилова Юлия Сократовна, кандидат полит. наук, доцент.

06 ноября. Печать и буржуазная революция.

Печать трех периодов Великой Французской буржуазной революции. Выдающиеся французские революционные публицисты и их работы. Декларация прав человека и гражданина и ее роль в развитии прессы во Франции и в мире.

Лекцию ведет: Данилова Юлия Сократовна, кандидат полит. наук, доцент.

13 ноября. Печать Франции в XIX веке: политический режим и режим печати.

Печать при Наполеоне: режим печати, важнейшие издания. Печать при реставрации монархии Бурбонов. Пресса периода Июльской монархии. Временный расцвет прессы при Второй республике (1848 – 1851). Пресса Второй Империи. Печать периода Третьей республики – «золотой век» французской периодики.

Лекцию ведет: Данилова Юлия Сократовна, кандидат полит. наук, доцент.

План семинарских занятий

Занятие 1. Журналистика Германии, Франции, Великобритании, США с момента зарождения до конца XIX в. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 2. Журналистика Германии, Франции, Великобритании, США с момента зарождения до конца XIX в. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Занятие 3. Журналистика Германии, Франции, Великобритании, США с момента зарождения до конца XIX в. Презентация и обсуждение авторских эссе.

Требования к работе на семинарских занятиях

Семинарские занятия организуются в форме семинаров, на которых происходит обсуждение эссе, написанных студентами.

Каждый студент в ходе семинарских занятий должен подготовить эссе на основе анализа первоисточника и презентацию.

Эссе готовится во время самостоятельной внеаудиторной работы. Объем эссе 5-6 тыс. знаков с пробелами, шрифт – 14, гарнитура – Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный. Тематика может быть связана с историческим событием, личностью журналиста, периодическим изданием или документом. Эссе, написанное студентом, должно являться авторским текстом – в случае установления факта прямого плагиата, работа не засчитывается.

При подготовке эссе обязательным требованием является самостоятельная работа с первоисточником, анализ документов (журналистских текстов, речей государственных и общественных деятелей, публикаций в СМИ и т.д.). На базе аналитической работы с первоисточником, студент должен сделать выводы об основных направлениях в творчестве журналиста, политике того или иного издания, позиции журналиста или издания.

Формулировка темы и документ (первоисточник) для анализа предварительно согласовываются с преподавателем. При отсутствии такого согласования студент не допускается к выступлению, эссе, написанные на темы, которые не были предварительно согласованы, не принимаются. В семинарской группе не допускается дублирование тем.

К эссе прикладывается текст проанализированного источника с полным и корректным библиографическим описанием, копии проанализированных документов и т.д. с указанием выходных данных, интернет-адресов сайтов, откуда заимствован источник.

Презентация должна быть не менее 7-8 слайдов, отражающих содержание работы («титульный» и «финальный» слайды с информацией о теме и иными формальными данными не включаются в данный объем).

Каждый студент должен выступить во время семинарского занятия в аудитории с сообщением, посвященным теме эссе. Продолжительность выступления – не менее 10 минут.

Выступление в аудитории сопровождается презентацией в формате Power Point (либо другом, на выбор студента).

По итогам работы (не позднее, чем через 7 дней после выступления в аудитории), студент в электронном виде должен представить преподавателю:

- текст эссе;

- полный текст проанализированного документа с необходимым библиографическим описанием и ссылкой на источник заимствования;

- презентацию, которой сопровождалось выступление в аудитории.

В начале семинарских занятий составляется график выступлений студентов, в котором определяется, на каком занятии студент должен представить результаты своего анализа и тема выступления, обозначается документ, взятый для анализа. Нарушение графика предполагает дополнительные задания, при грубом нарушении сроков студент может быть не допущен до зачета.

Преподавателем может быть предложен ограниченный перечень тем для анализа.

Студент, не сдавший эссе и не выступивший с устным сообщением в рамках практических занятий, не допускается к итоговой аттестации.

Примерные темы эссе

ПРОТОЖУРНАЛИСТИКА

Ораторское искусство Древней Греции:

1.    Горгий (485-380 гг. до Р.Х.) («Похвала Елене»)

2.    Лисий (459-380 гг. до Р.Х.) («Оправдательная речь по делу об убийстве Эратосфена»)

3.    Исократ (436-338 гг. до Р.Х.) («Панегирик»)

4.    Демосфен (384-322 гг. до Р.Х.) («За Ктесифонта о венке»)

Ораторское искусство Древнего Рима:

1.    Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до Р.Х.) (речи против Луция Сергия Каталины)

Раннехристианская публицистика:

1.    Амвросий Медиоланский (340-397) («Письмо об алтаре Победы» и др.)

2.    Иероним Стридонский (340-420) («Письмо к Магну, великому оратору города Рима» и др.)

3.    Василий Великий (329-379) («О пресмыкающихся» и др.)

4.    Иоанн Златоуст (344-407) («Слово согласительное», «Письма к Олимпиаде» и др.)

ФРАНЦИЯ

Документы:

1.    Деларация прав человека и гражданина 1789 г.

2.    Закон о печати 29 июля 1881 г.

Личность:

1.    Революционные деятели (Ж.-П. Марат, О. Мирабо, Ж.-П. Бриссо, Ж.Р. Эбер, К. Демулен)

2.    Писатели и журналистика (Э. Золя, В. Гюго, О. Бальзак)

3.    Издатели (Э. де Жирарден, Ж. де Вильмессан, Ж. Валле)

4.    Бальзак - La Revue Parisienne (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb32861034t/date.r=La+Revue+parisienne.langEN)

Издания:

1.    Фигаро с 1826 г. (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb34355551z/date.r=Figaro+%3A+journal+non+politique.langEN)

2.    Пти журналь с 1863 г. (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb32895690j/date.r=Le+Petit+Journal.langEN + приложения gallica.bnf.fr

3.    Пти Паризьен (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb34419111x/date.r=Le+Petit+Journal.langEN)

4.    Мируар Паризьен - женский журнал (http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/cb32816751h/date.r=Le+Miroir+parisien.langEN)

События:

1.    Великая буржуазная революция 1789 г.

2.    Пресса эпохи Наполеона

3.    Июльская революция 1830 г. – «революция журналистов»

4.    Дело Дрейфуса

ГЕРМАНИЯ

Документы:

1.    Тезисы Мартина Лютера

2.    «Основные права» (1848 г.)

3.    Материалы Карлсбадской конференции (1819 г.)

4.    Закон о печати от 7 мая 1874 года

Личность:

1.    Мартин Лютер

2.    Йозеф Геррес

3.    Генрих Гейне

4.    Карл Маркс

5.    Бисмарк и печать

Издания:

1.    «Рейнский Меркурий»

2.    «Гамбургская Драматургия»

3.    «Газета Фосса»

4.    «Рейнская газета»

5.    «Новая прусская газета»

События:

1.    Реформация

2.    Эпоха Просвещения

3.    Революция 1848 - 1849 гг.

4.    Объединение Германии

5.    Появление газетных магнатов на рубеже XIX и XX вв.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Документы:

1.    Ареопагитика (Речь к английскому парламенту Джона Мильтона)

Личность:

1.    Даниэль Дефо (1660-1731) («Опыт о проектах», «Простейший способ разделаться с диссидентами», «Гимн позорному столбу» и др.)

2.    Джонатан Свифт (1667-1745) («Письма суконщика», «Скромное предложение» и др.)

3.    Ричард Стил (1672-1729) («История удивительных приключений Александра Селькирка, потерпевшего кораблекрушение моряка»)

4.    Чарльз Диккенс (1812—1870) («Американские заметки»)

Издания:

1.    Журнал «Спектэйтор» («Зритель») (публикации Джозефа Аддисона // Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Том второй. М., 2003. С. 277-282)

2.    Журнал «Домашнее чтение» («Обращение к читателю Ч. Диккенса в первом номере «Домашнего чтения» и др. // Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века: Учебное пособие. М., 2004. С. 386 – 390)

3.    «Джентльменз Мэгэзин»

4.    Агентство «Рейтер» (период: 1851 г. - конец XIX в.)

События:

1.    Деятельность Звездной палаты

2.    Введение и отмена «налогов на знание» (Закон «О штемпельном сборе»)

3.    Борьба за освещение работы Парламента

США

Документы:

1.    Билль о правах (поправки к Конституции США)

2.    Закон о подрывной деятельности (1798 г.) (Sedition act of 1798 - constitution.org/rf/sedition_1798.htm constitution.org/rf/alien_1798.htm

Личность:

1.    Томас Джефферсон (1743-1826)

2.    Томас Пейн (1737-1809)

3.    Бенджамин Франклин (1706-1790)

4.    Нелли Блай (Элизабер Кокрейн) (1864-1922) («Вокруг света за 72 дня» и др.)

5.    Марк Твен (1835 – 1910) («Журналистика в Теннеси», «Как я редактировал сельскохозяйственную газету», «Разнузданность печати» и др.)

Издания:

1.    «Федералист» (публицистика Александра Гамильтона и Джеймса Мэдисона // Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Том второй. М., 2003. С. 390-434)

2.    «Пенсильванская газета»

3.    «Нью-Йорк Уорлд» (издатель – Дж. Пулитцер)

4.    «Нью-Йорк Джорнэл» (издатель – Уильям Рэндольф Хёрст)

5.    Агентство «Ассошиэйтед пресс» (1848 г. – конец XX в.)

События:

1.    Становление американской государственности и партийная журналистика (конец XVIII – начало XIX вв.)

2.    «Бостонское чаепитие» (1773 г.)

3.    Противостояние Севера и Юга (1861-1865 гг.)

4.    Коммерческая революция в газетной прессе США (вторая половина XIX в.)

Рекомендуемые источники для практических занятий

1.    История зарубежной журналистики. 1800-1945: Хрестоматия / Сост. Г. В. Прутцков. М., 2007. – 397 с.

2.    История зарубежной журналистики. 1945-2008: Хрестоматия / Под ред. Я. Н. Засурского; Сост. Г. В. Прутцков. М., 2008. – 222 с.

3.    Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Том первый. М., 2003. – 416 с.

4.    Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику: Антология в двух томах: Том второй. М., 2003. – 464 с.

5.    Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века: Учебное пособие. М., 2004.

Семинарские занятия ведет: Громова Тамара Михайловна, ст. преподаватель.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Занятие 1. Изучение документов, сравнительный анализ исторических источников и иных материалов по курсу истории зарубежной журналистики.

Занятие 2. Изучение документов, сравнительный анализ исторических источников и иных материалов по курсу истории зарубежной журналистики.

Занятие 3. Изучение документов, сравнительный анализ исторических источников и иных материалов по курсу истории зарубежной журналистики.

Занятия ведет: Громова Тамара Михайловна, ст. преподаватель.

Вопросы к зачету

1.    Формы массовой коммуникации в древних цивилизациях. Протожурналистика.

2.    Средневековая европейская культура и массовая информация.

3.    Начало печати в Великобритании: предшествующая культура, деятельность первопечатников, цензура Звездной Палаты.

4.    Английское Просвещение и журналистика.

5.    Борьба СМИ Британии за свободу освещения парламентской деятельности: основные этапы.

6.    Газеты Британии в XIX веке. «Таймс» и ее конкуренты.

7.    «Борьба за отмену налогов на знание»: демократические движения и их печать.

8.    Газетная журналистика Германии на этапе зарождения.

9.    Великие немецкие литераторы эпохи Просвещения как публицисты.

10.    Роль печати в формировании национального сознания немцев. Печать Германии в первой половине XIX века.

11.    Отто фон Бисмарк и режимы печати.

12.    Немецкая политическая пресса во второй половине XIX века.

13.    Первые французские журналы и газеты.

14.    Печать в периоды Великой Французской буржуазной революции.

15.    Наполеоновский режим печати. Газета «Монитер».

16.    Политический режим и режим печати: французская пресса в XIX веке.

17.    «Золотой век» французской печати. Закон «О свободе печати».

18.    Ранний период истории американской журналистики.

19.    Ведущие газеты и журналы Америки в период 1783-1833 годов.

20.    Качественная и массовая пресса Америки в XIX веке.

21.    Пресса США конца XIX века. Пулитцер и Херст.

22.     Агентства новостей в западноевропейских странах и США, их влияние на журналистику XIX века.

Критерии оценки (зачет)

Форма проведения промежуточной аттестации (зачет) – письменная.

Итоговая письменная работа по материалу курса выполняется в виде теста с вопросами открытой и закрытой формы.

Время для выполнения задания – 90 минут.

Использование каких-либо дополнительных источников на любых носителях информации во время устного зачета запрещается. За пользование какими-либо источниками студент удаляется с зачета, в ведомость выставляется оценка «Незачтено».

Общая оценка складывается из совокупности баллов, полученных за выполненные задания в семестре и итоговую письменную работу во время сессии.

Задание 1: эссе (текст эссе и источника для анализа, выступление на занятии с презентацией) (0-50 баллов).

Задание 2: письменная работа по материалу курса во время сессии (0-50 баллов).

Оценка «Зачтено» выставляется при условии, если обучающийся набрал 70-100 баллов; оценка «Незачтено» выставляется, если обучающийся набрал менее 70 баллов.

Требования к заданиям

Эссе (задание 1). 5-6 тыс. знаков с пробелами, шрифт – 14, гарнитура – Times New Roman, междустрочный интервал – полуторный. Посвящено анализу документа (первоисточника) – об историческом событии, личности публициста, публикации в периодическом издании и др.; эссе должно являться авторским текстом – в случае установления факта плагиата, работа не засчитывается;

Баллы за задание снижаются, если не выдерживаются сроки выполнения задания, не соблюдаются требования к работе (к объему работы, тематике и т.д.). В случае, если не выполнено задание, либо его отдельная часть (например, не представлен текст эссе, либо текст выбранного для анализа первоисточника, либо не было выступления на занятии, либо не подготовлена презентация), задание не засчитывается, обучающийся получает 0 баллов. При обнаружении в тексте эссе неправомерных заимствований задание считается невыполненным, выставляется 0 баллов.

Итоговая письменная работа по материалу курса (задание 2).

Обучающимся предлагается ответить на 3 вопроса. Два из них связаны с теоретическим материалом курса, в том числе с материалом лекционных занятий (см. вопросы для подготовки к итоговой письменной работе). Один предполагает проверку знаний хрестоматийных текстов, относящихся к периоду и странам, изучаемым в рамках курса.

Время для выполнения задания – 90 минут.

При оценке письменной работы учитываются следующие критерии:

- знание специальной терминологии и точность формулировок,

- глубина освоения материала, предусмотренного Программой курса,

- умение ориентироваться в материале, навык ясно, четко, последовательно его излагать,

- стройность, точность, непротиворечивость, логичность письменной речи.

41-50 баллов выставляется за полный, хорошо структурированный ответ на вопрос, указанный в билете. Смысловые неточности могут явиться причиной для снижения оценки.

31-40 баллов выставляется за полный, но плохо структурированный ответ на вопрос, указанный в билете.

1-30 баллов выставляется, если ответ на вопрос характеризуется определенными смысловыми неточностями.

0 баллов выставляется в случае, если ответ на вопрос характеризуется значительными неточностями, свидетельствующими о некомпетентности обучающегося в соответствующей области.

По итогам проверки выводится средний балл за три вопроса.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены.

Список основной литературы

1.    Беспалова А. Г., Корнилов Е. А., Короченский А. П., Лучинский Ю. В., Станько А. И. История мировой журналистики. М.– Ростов-на-Дону, 2003.

2.    История зарубежной журналистики / А. Ю. Быков, Е. С. Георгиева, С. А. Михайлов / под общ. ред. С. А. Михайлова. М., 2014.

3.    Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику. Антология в двух томах. М., 2003.

4.    Прутцков Г. В. История зарубежной журналистики (1800-1929). М., 2010.

5.    Серия учебных пособий «Периодическая печать…» (Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1990-2000-е гг.).

Список дополнительной литературы

Журналистика Великобритании:

1.    Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997.

2.    Беглов С. И. Четвертая власть: британская модель. М., 2002.

3.    Матвеев В. А. Империя Флит-стрит. Современная печать Англии. М., 1961.

4.    Соколов В. С, Виноградова С. М. Периодическая печать Великобритании. СПб., 2000.

Журналистика Германии:

1.    Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии (исторические предпосылки, особенности становления и эволюция, типологические характеристики, структура, состояние на рубеже тысячелетий). – 2-е изд. М., 1999.

2.    Вороненкова Г. Ф., Чесанов А. А. Периодическая печать Германии. СПб., 2001.

3.    Kassautzki C. Presse in der Bundesrepublik Deutschland. Stuttgart, 2000.

4.    Meyn H. Massenmedien in Deutschland. Freiburg, 2001.

5.    Zeitungsjournalismus: empirische Leserforschung / Hrsg. v. Rager G., Graf-Szczuka K., Hassemer G., Süper S. Dortmund, 2006.

Журналистика Франции:

1.    Попов Ю. В. Публицисты Великой Французской революции. М.,1989.

2.    Писарев Д. И. Очерки по истории печати во Франции / Писарев Д. И. Полн. собр. соч. В 6-ти томах. СПб., 1894. Т. 2. С. 422-496.

3.    Пую А. С. Политический плюрализм: опыт Франции. СПб.,1994.

4.    Соколов B. C. Печать Народного фронта и прогрессивная французская литература. Л., 1969.

5.    Шарончикова Л. Журналист и журналистское образование во Франции: от книги до Интернета. М., 2000.

6.    Albert P., Terrou F. Histoire de la presse. Paris, 1985.

7.    Chauveau A. Le paysage audiovisuel français: histoire, acteurs, évolutions récentes. Paris, 2009.

8.    Histoire generale de la presse francaise / En 5 volumes. Paris, 1969-1972.

Журналистика США:

1.    Власов Ю. М. Политические манипуляции. История и практика средств массовой информации США. М., 1982.

2.    Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса. М., 1991.

3.    Михайлов С. А. Журналистика Соединенных Штатов Америки. СПб., 2004.

4.    Мкртчян А. А. История журналистики США XVIII—XIX вв. М., 1995.

Перечень иных информационных источников

1.    http://www.evartist.narod.ru/journ.htm (подборка учебных пособий и хрестоматий по истории журналистики)

 просмотров: 595 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru