Очно-заочная форма обучения. 2 курс
Современный русский язык
5 сентября 2018
Преподаватель: Малышев Александр Александрович, к.ф.н., ст. преподаватель
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

11 сентября. Сложное предложение и его синтаксический статус. Отличие сложного предложения от смежных с ним синтаксических единиц (от простого предложения и сложного синтаксического целого). Основные грамматические и стилистические характеристики сложного предложения. Вопрос о классификации сложных предложений.

18 сентября. Техника сложного предложения. Союзные предложения, виды союзов. Сложносочиненное предложение, классификация сложносочиненных предложений. Семантико-стилистические особенности сложносочиненных предложений.

25 сентября. Сложноподчиненное предложение (СПП). История изучения и классификация сложноподчиненных предложений. Семантико-стилистические особенности сложноподчиненных предложений. Бессоюзное сложное предложение. История изучения, классификация и семантико-стилистические особенности бессоюзных предложений.

2 октября. Принципы русской пунктуации. Организация многочленного сложного предложения. Предложения с неоднородностью и с однородностью предикативных частей. Период и его стилистические функции.

9 октября. Чужая речь, ее синтаксические и лексико-стилистические разновидности (прямая, косвенная, несобственно-прямая, несобственно-авторская речь). Совмещение речевых партий разных субъектов в тексте. Идеографические аспекты лексико-грамматических средств. Средства выражения пространственно-временных отношений в сложном предложении; другие средства выражения таких отношений в языке. Объектно-изъяснительное значение предложения с придаточными изъяснительными как эксплицитное средство выражения модальности.

16 октября. Средства выражения причинно-следственных отношений в сложном предложении; другие средства выражения таких отношений в языке. Средства выражения сравнительных, сопоставительных, противительных. условных, уступительных отношений в языке.

23 октября. Основные признаки текста. Три составляющих текста: авторское начало, тематическая основа, рематический сюжет. Сложное синтаксическое целое (ССЦ) и абзац. Грамматика текста. Тематическая основа, рематический сюжет, авторское начало. Способы оформления темы. Метатекст как текстовый конструкт, отражающий авторское начало.

План практических занятий

Занятие 1. Пунктуационный диктант с грамматическим заданием. Повторение материала 1-го курса: простое предложение, осложнение простого предложения, разбор простого предложения. Представление синтаксической стилистики (как ее понимают). Стилистические ресурсы простого предложения, стилистическое сложного предложения от простого.

Занятие 2. Разбор диктанта. О пунктуационном зачете (сведения на сайте, билеты на кафедре). Беседа: как решается вопрос о классификации сложных предложений; что означает термин «техника сложного предложения»; виды союзов, чем отличаются. Занятие по курсовой работе - представление тем, рассказ о требованиях к курсовой. Календарная разметка сообщений.

Занятие 3. Сложное предложение и его значение (семантическое). Средства связи частей сложного предложения. Схема синтаксического разбора сложного предложения. Сложные предложения (союзные и бессоюзные) в разных функциональных стилях.

Занятие 4. Сложносочиненное предложение. Семантика союзов. Сложносочиненные предложения открытой и закрытой структуры. Знаки препинания в сложносочиненных предложениях. Разбор сложносочиненных предложений, их сравнение (переход) в сложноподчиненные: что меняется в стилистическом ощущении смысла предложения (экспромт на тему). Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Структурные разновидности и стилистическое использование сложноподчиненных предложений.

Занятие 5. Сложноподчиненное и бессоюзное сложное предложение. (разница в использовании). Семантические разновидности бессоюзного предложения. Знаки препинания в бессоюзном предложении. Стилистическое использование бессоюзных предложений.

Занятие 6. Многочленные сложные предложения. Период. Синтаксический разбор. Стилистическое использование многочленных сложных предложений. Экспромт: построение периода на практике.

Занятие 7. Экспрессивные возможности сложных предложений. Предложения с разговорным экспрессивным элементом. Предложения с "излишествами" в структуре и предложения со "сбоем" структуры. Сегментация и парцелляция в сложном предложении. Три составляющих текста: авторское начало, тематическая основа, рематический сюжет. Отчет о положении дел по курсовым (выбор темы, подбор литературы, реферат).

Занятие 8. Контрольная работа.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа 1. Разбор сложных предложений (количество частей с разбором каждой предикативной части, отношения между частями, знаки препинания, тип предложения и др.).

Самостоятельная работа 2. Значение противопоставления, несоответствия и сопоставления, способы выражения этих отношений.

Самостоятельная работа 3. Стилистическая дифференциация сложных предложений. Синонимия и вариативность предложений и сложного синтаксического целого. Соединительно-перечислительное и разделительное значения, способы их выражения.

Самостоятельная работа 4. Средства выражения пространственно-временных и причинно-следственных отношений в сложном предложении; другие средства их выражения в языке.

Самостоятельная работа 5. Чужая речь как один из способов проявления авторского начала в тексте. Прямая речь, косвенная речь. Несобственно-прямая речь. Синтаксические особенности ввода чужой речи. Знаки препинания в конструкциях с прямой речью. Преобразование прямой речи в косвенную. Несобственно-прямая и несобственно-авторская речь.

Самостоятельная работа 6. Абзацное членение текста и особенности его функционирования в журналистском тексте.

Самостоятельная работа 7. Синтаксические фигуры и особенности их функционирования в журналистском тексте.

Самостоятельная работа 8. Консультирование по курсовой работе.

Внутрисеместровый контроль

К сдаче внутрисеместрового зачета по пунктуации допускаются обучающиеся, подготовившие не позднее, чем за неделю, домашнюю работу по исправлению ошибок в диктанте на первом занятии. Данная работа предполагает подбор практических материалов из публицистики по предложенным ниже теоретическим вопросам. Каждый пример обязательно должен иметь комментарии («В данном случае мы обособляем, выделяем … потому что…»).

Внутрисеместровый зачет по пунктуации предполагает ответ на один из теоретических вопросов и выполнение практического задания. ОГбучающиеся, не сдавшие зачет со второго раза, сдают его на итоговом зачете с соответствующим понижением оценки на один балл. Билеты, по которым сдается зачет находятся на кафедре.

Текущий контроль успеваемости предполагает учет посещаемости лекционных и практических занятий, выполнение домашних заданий и самостоятельных и контрольной работ, выполнение требований по подготовке курсовой работы, сдачу внутрисеместрового зачета по пунктуации.

Вопросы к внутрисеместровому зачету по пунктуации

1. Тире между подлежащим и сказуемым. Тире в неполном предложении.

2. Вводные слова, вводные и вставные конструкции – знаки препинания.

3. Словосочетания и предложения, начинающиеся с как – знаки препинания.

4. Пунктуация при однородных членах.

5. Обособленные и необособленные определения и обстоятельства.

6. Обособленные и необособленные приложения и дополнения.

7. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения – знаки препинания.

8. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

9. Пунктуация в сложносочиненном предложении.

10. Пунктуация в бессоюзном предложении.

11. Знаки препинания в многочленном предложении, в периоде.

12. Знаки препинания в предложениях с прямой речью, при цитировании и в косвенном вопросе.

Практическое задание: перепишите текст, расставив знаки препинания.

Вопросы к зачету

1. Понятие о сложном предложении. Стилистические свойства сложных предложений.

2. Сложносочиненные предложения, их разновидности и функционально-стилистическое употребление.

3. Сложноподчиненные предложения, их разновидности и функционально-стилистическое употребление.

4. Бессоюзные предложения, их разновидности и функционально-стилистическое употребление.

5. Многочленные предложения. Период. Разновидности и функционально-стилистическое употребление.

6. Сложное синтаксическое целое как синтаксическая единица текстового уровня.

7. Основные техники сложного предложения.

8. Синонимия и вариативность сложных предложений.

9. Идеографические аспекты лексико-грамматических средств.

10. Экспрессивные возможности сложных предложений.

11. Грамматика текста. Основные признаки текста.

12. Тематический и рематический сюжет текста

13. Чужая речь. Синтаксические особенности ввода чужой речи.

14. Синтаксические фигуры - сложные предложения.

Критерии оценки

Форма проведения итогового зачета устно-письменная. Обучающийся отвечает на один теоретический вопрос и выполняет практическое задание. На подготовку ответа дается 30 минут.

Оценка "зачет" ставится, если ответ дан в полном или удовлетворительном объеме, обучающийся продемонстрировал знание теоретического материала и умение справиться с практическим заданием.

Оценка "незачет" ставится, если обучающийся не продемонстрировал знания теоретического материала и умения справиться с практическим заданием.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Примеры тестовых заданий и типовые вопросы не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского литературного языка. М., 1978; 1995.

2. Ляпон М. В. Смысловая структура сложного предложения и текст М., 1986.

3. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка (любое издание).

4. Современный русский язык: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб., 2014.

5. Формановская Н. И. Стилистика сложного предложения. М., 2007.

Список дополнительной литературы

1. Белошапкова В. А. Сложное предложение в современном русском языке. М., 1967.

2. Валгина Н. С. Сложноподчиненное предложение в русском языке. М., 1971.

3. Вежбицка А. Метатекст в тексте // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.8. М., 1978.

4. Вежбицка, А. Русский язык: язык, культура, познание. М., 1996.

5. Винокур Т. Г. Синонимия в функционально-стилистическом аспекте // Вопросы языкознания. 1975. № 5.

6. Гвоздев А. Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1952.

7. Виноградов В. В. Избранные труды. Исследования по русской грамматике. М., 1975.

8. Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. М., 1982.

9. Идеографические аспекты русской грамматики / Под ред. В. А. Белошапковой и И.Г.Милославского М., 1988.

10. Краснова Т. И. Субъективность - модальность. СПб., 2002.

11. Левковская Н. А. В чем различие между ССЦ и абзацем? // Филологические науки. М., 1980. № 1.

12. Мустайоки, А. Теория функционального синтаксиса: от семантических структур к языковым средствам. М., 2006.

13. Прохорова К. В., Редькина Т. Ю. Современный русский язык. Часть 2. СПб., 2011.

14. Рогова К. А. Синтаксические особенности публицистической речи. Л., 1975.

15. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 1994 г. и последующие.

16. Санников В. З. Русские сочинительные конструкции. М., 1989.

17. Солганик Г. Я. Стилистика текста. М., 1997.

18. Шелякин М. А. Функциональная грамматика русского языка. М., 2001.

19. Ширяев Е. Н. Бессоюзное сложное предложение в современном русском языке. М., 1986.

20. Шмелева Т. В. Семантический синтаксис. Красноярск, 1988.

21. Янко Т. Е. Коммуникативные стратегии русской речи. М., 2001.

Перечень иных информационных источников

1. www.library.spbu.ru - информационные фонды НБ СПбГУ.

2. www.philology.ru - Русский филологический портал.

3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – elibrary.ru/defaultx.asp

 просмотров: 475 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru