Очно-заочная форма обучения. 2 курс
История русской литературы
5 сентября 2018
Преподаватель: Цветова Наталья Сергеевна, доктор филологических наук, профессор
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

4 сентября - Русская словесность в эпоху Великой Отечественной войны.

11 сентября - Послевоенная литературная ситуация: от «теории бесконфликтности» к обновлению соцреалистической концепции личности. Постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946 г.). Литературная манифестация «теории бесконфликтности» (произведения С. Бабаевского, П. Павленко и др.). «Производственный роман». Идейно-художественное обновление очеркистики (В. Овечкин, Е. Дорош, Г. Троепольский и др.).

18 сентября - Литературная «оттепель». Обновление прозаических жанров. Творчество В. Пановой. Новые художественные стратегии в «лирической» и «исповедальной» («молодежной») прозе.

9 октября - Поэзия второй половины ХХ века. Творчество «шестидесятников» (Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский и др.). «Тихая» и «военная» лирика. Творческая индивидуальность К. Некрасовой. Поэтический диалог Н. Рубцова и И. Бродского.

16 октября - Литературное наследие А. Солженицына. Рассказы А. Солженицына и русская традиционная проза второй половины ХХ века. «Крохотки»: идейно-художественное своеобразие цикла. «Город на Неве».

23 октября - «Деревенская проза». Роль ленинградского литературоведа, универсанта, публициста, прозаика Ф.А. Абрамова в становлении нового литературного течения. «Деревенская проза» о вызовах цивилизации. Творчество В. М. Шукшина: проблемы, герои, поэтика.

30 октября - Литературное творчество и публицистика В. Г. Распутина как сверхтекст. Распутинские герои и варианты классических прозаических жанров.

6 ноября - «Военная проза» второй половины прошлого века. «Проза лейтенантов»: Ю. Бондарев, Г. Бакланов и др. Военная документалистика 1980-х: А. Адамович, Д. Гранин, С. Алексиевич, «Воспоминания» Д. С. Лихачева. Повесть В. П. Астафьева «Пастух и пастушка» как вершинное явление русской «военной прозы».

13 ноября - Постмодернизм как литературное направление. Художественная философия и литературная практика постмодернистов.

План практических / семинарских занятий

Не предусмотрены

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

20 ноября - «Городская проза». Ю. Трифонов и творчество «сорокалетних» (В. Маканина, Р. Киреева, А. Кима и др.).

27 ноября - Драматургия второй половины ХХ – начала ХХI вв. (от А. Вампилова до И. Вырыпаева).

4 декабря - Современная массовая литература как медиапродукт. Сететура.

11 декабря - Литературная ситуация начала ХХI в.: основные направления литературного развития. «Новые реалисты» и феномен Захара Прилепина.

18 декабря - Петербургская проза и поэзия ХХI века. Петербургские «толстые журналы».

Внутрисеместровый контроль

Не предусмотрен

Вопросы к экзамену

1.    Человек и мир в древнерусской литературе.

2.    Литература средних веков: темы, жанры, поэтика и речевая форма.

3.    Литература ХУ111 века: наиболее яркие индивидуальности, проблематика, жанровые предпочтения, стилистика.

4.    Творчество А.С. Пушкина и литературный процесс.

5.    Изображение человека в русской прозе ХIХ века.

6.    Русский мир в прозе Х1Х века.

7.    Литературная ситуация конца Х1Х века.

8.    Литературная ситуация начала ХХ века.

9.    Литературные объединения 1920-х годов.

10.    Особенности литературного процесса1930-х годов.

11.    Жизненный путь и творческая эволюция И.А. Бунина.

12.    Жизненный путь и творческая эволюция М.А. Шолохова.

13.    Жизненный путь и творческая эволюция А. Платонова.

14.    Жизненный путь и творческая эволюция М. Булгакова.

15.    Жизненный путь и творческая биография В.М. Шукшина.

16.    Творчество А.И. Солженицына: темы, идеи, поэтика. Рассказ «Захар Калита»: идейно-художественное своеобразие.

17.    Русская словесность в эпоху Великой Отечественной войны (произведения С. Гудзенко, И. Уткина, М. Светлова, М. Шолохова, О. Берггольц, Л. Леонова и др.).

18.    Идейно-художественное своеобразие книги З. Прилепина «Санькя».

19.    Санкт-Петербург: современная литературная ситуация.

20.    Современная Россия: лидеры литературного процесса.

21.    Художественная философия Н. Рубцова. Анализ одного из ключевых произведений поэта (по выбору студента).

22.    Идейно-художественное своеобразие книги архимандрита Тихона «Несвятые святые» и другие рассказы».

23.    Идейно-художественное своеобразие одного из произведений русских прозаиков-постмодернистов (по выбору студента).

24.    Идейно-художественное своеобразие повести А. Варламова «Рождение».

25.    Идейно-художественное своеобразие романа Л. Леонова «Пирамида».

26.    Поэзия И. А. Бродского: общая характеристика. Анализ одного из ключевых произведений (по выбору студента).

27.    Творческое наследие А. Вампилова: общая характеристика. Анализ одного произведения (по выбору студента).

28.    Поэзия второй половины ХХ века: проблематика, поэтика, стилистика. Анализ творчества одного из поэтов (по выбору студента).

29.    Массовая литература начала ХХI века: технология или поэтика?

30.    Постмодернизм как литературное явление. Анализ одного произведения (по выбору студентов).

31.    Драматургия второй половины ХХ века. Общая характеристика. Анализ одного произведения (по выбору студента).

32.    Литература русской эмиграции («первая волна»): тематические и жанровые предпочтения, поэтика, стилистика.

33.    Идейно-художественное своеобразие рассказа А. Платонова «Возвращение».

34.    Литература русской эмиграции («третья волна»): тематические и жанровые предпочтения, поэтика, стилистика.

35.    Феноменальность «городской прозы». Идейно-художественное своеобразие повести Ю. Трифонова «Обмен».

36.    Послевоенная литературная ситуация (произведения В. Некрасова, А. Платонова, С. Бабаевского, В. Пановой, Л. Леонова и др.).

37.     Феноменальность «военной прозы». Идейно-художественное своеобразие повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка».

38.    «Оттепельная» литература (И. Эренбург, В. Дудинцев, П. Нилин, А. Яшин и др.).

39.    Феноменальность «деревенской прозы». Идейно-художественное своеобразие повести В.Г. Распутина «Последний срок».

40.    Идейно-художественное своеобразие повести Л. Бородина «Третья правда».

Критерии оценки

Письменная часть экзамена: рецензия на произведение современного петербургского писателя и три аудиторных контрольных работы, целью которых является проверка знания содержания литературных текстов, вошедших в список для обязательного чтения.

Форма проведения итогового экзамена - устная. Каждый обучающийся должен ответить на два вопроса (первый – по учебному материалу первого и второго семестров; второй – анализ идейно-художественного своеобразия литературного текста, созданного во второй половине ХХ – начале ХХI вв.),

На подготовку ответа студенту отводится не более 30 минут.

Предполагаемая продолжительность экзамена – 10-15 минут на каждого студента.

Оценка «Отлично» ставится, если ответ отличается глубиной, оригинальностью и самостоятельностью, если обучающемуся удалось продемонстрировать знание литературного процесса и современной литературной ситуации; если он активно использовал анализируемый текст, а речевая форма ответа не вызывает замечаний. Должны быть выполнены на «отлично» все письменные задания.

Оценка «Хорошо» ставится, если представлен подробный анализ проблематики литературного материала, названы основные особенности поэтики анализируемых литературных текстов. Речевая форма ответа не вызывает серьезных замечаний. Допускается «незачет» за одну контрольную работу.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если выявлены только некоторые авторские идеи, зафиксированные в анализируемом тексте, и только 1-2 текстовых, речевых приема, используемых для трансляции этих идей, если обучающийся не владеет необходимыми историко-литературными знаниями. Должны быть зачтены рецензия, не менее одной контрольной работы.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если обучающемуся не удалось продемонстрировать хотя бы минимальные навыки целостного литературоведческого анализа художественного текста, знание ключевых историко-литературных фактов, характеризующих данную эпоху, направление, художественный метод, творческую индивидуальность. Если обучающийся не писал контрольные работы, не подготовил рецензию.

Требования к рецензии

Студент пишет рецензию (объем – не менее 3-х стр. формата А 4, интервал - 1) самостоятельно, выбрав один из предложенных для анализа текстов - произведения М. Кураева, В. Попова, П. Крусанова, А. Мелихова, Д. Каралиса, В. Попова, В. Аксенова, Е. Водолазкина, Г. Садулаева, С. Носова, И. Бояшева, Т. Москвиной, А. Аствацатурова, опубликованные в 2014-2018 гг. В процессе работы над рецензией может использоваться специальная литература Набиева Е. А. Рецензия как публицистический жанр. М., 2015).

Оценка «зачет» ставится: 1) если рецензия отличается глубиной, оригинальностью и самостоятельностью; 2) обучающийся продемонстрировал знание литературного процесса и необходимые навыки целостного анализа литературного текста; 3) если при создании рецензии обучающийся активно использовался анализируемый текст, а сама рецензия является целостным произведением, речевая форма которого не вызывает сомнений и замечаний.

Допускаются преимущественное внимание к проблематике литературного материала, незначительные речевые погрешности.

Оценка «незачет» ставится, если автору рецензии не удалось продемонстрировать хотя бы минимальные навыки целостного литературоведческого анализа художественного текста. Например, выявлены только периферийные идеи, зафиксированные в анализируемом тексте; названы 1-2 текстовых, речевых приема, используемых для трансляции этих идей; автор рецензии не имеет представления об особенностях жанра, в котором он работает, не владеет письменной речью.

Пример тестового задания

См. в пособии Ю.Б. Балашовой и Н.С. Цветовой.

Список обязательной литературы

1.    Балашова Ю.Б., Цветова Н.С. Русская литература ХХ века: история, художественная идеология, поэтика. Учебное пособие. СПб, 2016.

2.    История русской литературы ХХ века. 20-50-е годы. Литературный процесс. М., 2006.

3.    Литературный Петербург. Т. 1-5. СПб, 2014.

4.    Русская проза XXI века в критике. Рефлексия. Оценки. Методика описания. М., 2010.

5.    Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги. Словарь. Т.1-3. М., 2005.

6.    Теория литературы. Литературный процесс. Под ред. Ю.Б. Борева. М., 2001.

Список дополнительной литературы

1.    Абрамов Ф. Слово в ядерный век. М., 1987.

2.    Бабенко Н. Г. Язык и поэтика русской прозы в эпоху постмодерна. М., 2013.

3.    Беляева И. С. Функциональный комментарий в литературе постмодернизма. М., 2012.

4.    Большакова А. Ю. Русская «деревенская» проза. Шумен, 2002.

5.    Быков Д. Советская литература. Краткий курс. М., 2013.

6.    История русской литературы: В 4-х т. Л., 1983.

7.    Вахитова Т. М. Художественная картина мира в прозе Леонида Леонова. СПб, 2007.

8.    Введение в литературоведение. Под ред. Л. Чернец. М., 2004.

9.    Голубков М. М. Русская литература ХХ в. М., 2003.

10.    Гордович К. Русская проза конца ХХ-начала ХХ1 века. СПб, 2017.

11.    Громова М. Русская драматургия конца ХХ-начала ХХ1 века. Учебное пособие. М., 2009.

12.    Денисова Т.Н., Фесенко Э.Я. Концепция героя в русской драматургии второй половины ХХ-начала ХХ1 вв. М., 2017.

13.    Каминский П. П. «Время и бремя тревог». Публицистика Валентина Распутина. М., 2012.

14.    Ковтун Н. В. Русская традиционалистская проза: идеология и мифопоэтика. Учебное пособие. Красноярск, 2013.

15.    Колобаева Л. А. От А. Блока до И. Бродского (О русской литературе ХХ века). М., 2015.

16.    Коньо Ж. Искусство против масс. Эстетика и идеология модернизма. М., 2013.

17.    Кризис литературоцентричности. Утрата идентичности vs. новые возможности. Монография. Отв. редактор Н. В. Ковтун. М., 2014.

18.    Кульбаса Д. Г. Эстетические принципы Федора Абрамова. Курган, 1998.

19.    Купина Н.А., Литовская М.А., Николина Н.А. Массовая литература сегодня. М., 2010.

20.    Курицын В. Русский литературный постмодернизм. М., 2000.

21.    Литературная матрица. Советская Атлантида. СПб, 2013.

22.    Лосев А. Диалектика художественной формы. М., 2010.

23.    Магд-Соэп К. де. Юрий Трифонов и драма русской интеллигенции. Екатеринбург, 1997.

24.    Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. СПб, 2000.

25.    Марклва Т.Н. Современная проза: конструкция и смысл. М., 2003.

26.    Матусевич В. Записки советского редактора. М., 2000.

27.    Мейлер Н. Белый негр. Поверхностные размышления о хипстере. М., 2015.

28.    Мир и война. Очерки из истории русской советской драматургии 1946-1980 годов. Отв. редактор И. Л. Вишневский. М., 2009.

29.    Нефагина Г. Русская проза второй половины 80-х-начала 90-х г. ХХ века. Минск, 1998.

30.    Плеханова И. И. Валентин Распутин и Александр Вампилов: диалог художественных систем. Иркутск, 2016.

31.    Поцепня Д. М. Образ мира в слове писателя. СПб, 1997.

32.    Прилепин З. Книгочет. Пособие по новейшей литературе. М., 2012.

33.    Пушкарева Н. В. Подтекстовые смыслы в прозаическом тексте (лингвистический аспект). СПб, 2012.

34.    Пьяных М. Ф. «Ради жизни на земле…». СПб, 1986.

35.    Русская проза конца ХХ века. Хрестоматия. Сост. И автор вступит. ст. С.И. Тимина. СПб-М., 2002.

36.    Русская литература XXI века: ориентиры и ориентации, СПб, 2011.

37.    Русский традиционализм. История, идеология, поэтика, литературная рефлексия. М., 2016.

38.    Семенова С. Валентин Распутин. М., 1987.

39.    Таборисская Е. М. Литературный процесс. Курс лекций. СПб, 2001.

40.    Федоров А. И. Семантическая основа образных средств языка. Новосибирск, 1969.

41.    Шафранская Э. Ф. Современная русская проза. Мифопоэтический ракурс. М., 2014.

Перечень иных информационных источников

Информационные ресурсы научной библиотеки СПбГУ: library.spbu.ru

 просмотров: 467 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru