Очно-заочная форма обучения. 2 курс
История русской журналистики
4 сентября 2018
Преподаватель: Сонина Елена Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: истории журналистики

План лекционных занятий

1 занятие. Общая характеристика правления Александра II. Цензурная политика правительства.

2 занятие. Общественно-политические направления прессы. Демократическая журналистика.

3 занятие. Либеральная пресса. Почвенническая журналистика.

4 занятие. Славянофильство, западничество в журналистике.

5 занятие. Консервативные издания.

6 занятие. Общая характеристика правления Александра III. Цензурная политика правительства.

7 занятие. Общественно-политические направления прессы.

8 занятие. Русская газета второй половины XIX века.

План практических занятий

Семинарские занятия проводятся в форме устных докладов студентов и коллективного обсуждения их. Вариантов заданий к семинарским занятиям два.

I вариант: анализ любого российского периодического издания второй половины XIX века.

Необходимо взять периодическое издание, посмотреть, сделать выписки для себя. На что обратить внимание: на название издания, годы выхода, место выхода, кто был издателем и редактором, какие авторы (заметные и не очень) мелькали, какая структура номеров, какие рубрики и отделы повторяются. Студент должен рассказать про содержание номеров, про оформление, верстку, цену, периодичность выхода, читательские отклики, полемику с другими органами печати, высказать свое впечатление, что понравилось, а что нет, и почему.

II вариант: изучение и анализ любых двух статей русских публицистов второй половины XIX века.

Студент должен рассказать, кто был автором (минимум биографии), в каком издании он напечатал свои произведения и почему именно там, какие информационные поводы написания выбранных статей. Необходимо доказать, что выбранные статьи – именно публицистика. Для этого придется вспомнить, какие требования к публицистике предъявляются: найти, где в тексте выражена яркая авторская позиция, где полемичность, какая злободневность, в чем оперативность отклика, где и как проявляются чередование экспрессии и стандарта, ценностных и эмоциональных аргументов; какие выходы из создавшейся ситуации автор предлагает.

Практические занятия ведет Сонина Елена Сергеевна, канд. филол. наук, доцент.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

1 занятие. Ведущие издатели, издания 1880-х годов.

2 занятие. Ведущие издатели, издания 1890-х годов.

Вопросы к экзамену

1.    Цензурная политика правительства в 1860-70-е годы.

2.    Общественно-политические направления в журналистике 1860-70-х годов.

3.    Славянофильство в русской журналистике.

4.    Западничество в русской журналистике.

5.    Почвенничество в русской журналистике.

6.    Цензурная политика правительства в 1880-90-е годы.

7.    Общественно-политические направления в журналистике 1880-90-х годов.

8.    Демократические издания второй половины XIX века.

9.    Либеральные издания второй половины XIX века.

10.    Консервативные издания второй половины XIX века.

11.    Русские газеты второй половины XIX века.

12.    Эмигрантская и подпольная печать второй половины XIX века.

13.    Юмористическая и сатирическая журналистика второй половины XIX века.

14.    Крупнейшие издатели второй половины XIX века.

Критерии оценки

Форма проведения экзамена – устная.

На подготовку ответа студенту дается 10-15 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если студент уверенно ориентируется в историческом контексте, способен вычленить взаимосвязи журналистики и социальных процессов, отчетливо представляет тенденции развития прессы изучаемого периода, может рассказать о ведущих издателях, редакторах, журналистах и изданиях эпохи.

Оценка «Хорошо» ставится, если студент ориентируется в историческом контексте, способен вычленить взаимосвязи журналистики и социальных процессов, представляет тенденции развития прессы изучаемого периода, может рассказать о большинстве ведущих издателей, редакторов, журналистов и изданий эпохи.

Оценка «Удовлетворительно» ставится, если студент имеет представления об историческом контексте, пытается вычленить взаимосвязи журналистики и социальных процессов, может рассказать об отдельных ведущих издателях, редакторах, журналистах и изданиях эпохи.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если студент не ориентируется в историческом контексте, не способен вычленить взаимосвязи журналистики и социальных процессов, не представляет тенденции развития прессы изучаемого периода, не может рассказать о ведущих издателях, редакторах, журналистах и изданиях эпохи.

Предполагаемая продолжительность проведения экзамена зависит от числа студентов.

Список обязательной литературы

1.    Есин Б. И. История русской журналистики (1703–1917). М., 2000.

2.    История русской журналистики XVIII–XIX вв. / Под ред. Л. П. Громовой. СПб., 2004.

3.    Рейфман П. С. Цензура в дореволюционной, советской и постсоветской России. Т. 1, вып. 3 / под ред. Е. С. Сониной. М., 2017.

Список дополнительной литературы

1.     Бадалян Д. А. «Колокол призывный» Иван Аксаков в русской журналистике конца 1870-х – первой половины 1880-х годов. СПб., 2016.

2.    Бахтиаров А. А. Слуги печати. Очерки книгопечатного дела. СПб., 1893.

3.    Газетная и журнальная иллюстрация. СПб., 2014.

4.    Есин Б. И. Русская газета и газетное дело в России. М., 1981.

5.    История русской журналистики XVIII–XIX вв. / Под ред. А. В. Западова. 3-е изд. М., 1973.

6.    Киселев А. П. История оформления русской газеты. М., 1990.

7.    Лемке М. Думы журналиста. СПб., 1903. 186 с.

8.    Летенков Э. В. «Литературная промышленность» России конца XIX — начала XX века. Л., 1988. 176 с.

9.    Лисовский Н. М. Библиография русской периодической печати: 1703–1900. Пг., 1915.

10.    Менделеев А. Г. Печать русских анархистов / предисл., доработка текста, закл.: Б. И. Есин. М., 2015.

11.    Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2-х т. Т. 2. Л., 1965.

12.    Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. СПб., 2004.

13.    Старый журналист. Литературный путь дореволюционного журналиста. М.; Л., 1930.

14.    Страницы минувшего. Отечественная публицистика XIX – XX века: . 2-е изд., испр. и доп. М., 2017.

15.    Суворин А. С. Дневник. М., 1992.

16.    Триста лет печати Санкт-Петербурга. СПб., 2011.

17.    Чернуха В. Г. Правительственная политика в отношении печати в 60–70-е годы XIX века. Л., 1989.

18.    Шабанова А. Н. Очерк женского движения в России. СПб., 1912.

19.    Ямпольский И. Г. Сатирические и юмористические журналы 1860-х годов. Л., 1973.

Перечень иных информационных источников

1.    Государственная публичная историческая библиотека России: www.shpl.ru

2.    Научная библиотека им. М. Горького: www.library.spbu.ru

3.    Национальная электронная библиотека: https://нэб.рф

4.    Российская национальная библиотека: nlr.ru

5.    Сеть электронных библиотек «Вивальди»: vivaldi.nlr.ru

6.    Фундаментальная электронная библиотека: feb-web.ru

 просмотров: 310 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru