Очно-заочная форма обучения. 1 курс
Устная речь
5 сентября 2018
Преподаватель: Васильева Виктория Владимировна, кандидат филологических наук, доцент
Кафедра: медиалингвистики

План лекционных занятий

17 октября. Цели и задачи дисциплины. Устная и письменная формы речи. Коммуникативная работа с устной речью.

24 октября. Фонетическая система современного русского языка. Артикуляционная база как культурный код.

31 октября. Русская просодика: структура слога, ударение, интонация, ритм. Орфоэпические нормы.

7 ноября. Телеречь и радиоречь как явление литературного языка. Проблемы речи в эфире.

План практических занятий

Занятие 1. Сравнительный анализ устной и письменной «новости» в плане воздействия на аудиторию. Подготовка к сбору «картотеки пуриста» (фиксация дикторских ошибок в теле- и радиоэфире).

Занятие 2. Речевое дыхание, движение и речь, резонация.

Занятие 3. Дикция, дикционный тренинг. Звук и жест.

Занятие 4. Отработка наблюдательности и квалификации фонетических особенностей.

Занятие 5. «Черты речевого портрета диктора Х (по выбору студента)».

Занятие 6. Тренировка произвольного внимания в процессе говорения.

«Черты речевого автопортрета».

Занятие 7. Развитие мысли в сообщение: звуковые и вербальные диалоги. Событийная последовательность и удержание мысли.

Занятие 8. «Перевод» новости и релиза с письменного на устный. Тренировка «чтения с отрывом от листа».

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Не предусмотрена

Внутрисеместровый контроль

В течение семестра преподаватель осуществляет контроль посещаемости лекционных и практических занятий, а также выполнение домашних заданий.

Вопросы к зачету

1. Устная и письменная формы речи: специфические задачи и характеристики.

2. Особенности артикуляционной базы и фонетической системы современного русского языка.

3. Опасные точки русской просодики.

4. Основные орфоэпические нормы современного русского языка.

5. Телеречь и радиоречь как явление литературного языка.

6. Проблемы устной речи в эфире.

7. Специфика «перевода» с письменного на устный.

Образец задания для зачета

- Карточка для «Картотеки пуриста»:

Яна Розова. «Эхо Москвы». Программа «Зверсовет». 17.03.2016 13:55

Между тем волки воют не каждый день и только на рассвете или в сумерках… Хоровой вой обычно заканчивается тявкающим визгливым лаем. Им волки оглашают окрестности, передавая другим животным о своем приближении. (Нарушение глагольного управления: «передавать о чем». Правильно «передавать что»: «передавая сигнал о своем приближении»)

- Прочитать наизусть худ.-публиц. прозаический отрывок; предложить группе рефлексию по поводу выполнения задания (какой стиль чтения был выбран, почему, что удалось, какие ошибки были замечены);

- «Играем в телевизор»: воспроизвести сообщение пресс-службы, подготовленное самостоятельно заранее путем «перевода» с письменного на устный; предложить группе рефлексию по поводу выполнения задания (чем вызваны конкретные изменения в письменном тексте, какой тип СМИ был обыгран в воспроизведении, проанализировать ошибки).

Критерии оценки (зачет)

Условием получения зачета является:

1.    Наличие оформленной «картотеки пуриста» (не менее 20-ти карточек с зафиксированными ошибками в достаточном контексте).

2.    Выполнение 2-х заданий в ходе зачета (см.выше).

Оценка «зачтено» ставится, если обучающийся собрал не менее 70% карточек для «картотеки пуриста» и выполнил практические задания, продемонстрировав умение анализировать недочеты в собственной речи, выявленные преподавателем.

Оценка «не зачтено» ставится, если обучающийся собрал менее «70% картотеки пуриста», не смог квалифицировать недочеты в своем устном выступлении по предложенным в ходе зачета заданиям.

Время на подготовку не дается (материал к зачету готовится обучающимся самостоятельно заранее, при необходимости обучающийся консультируется с преподавателем во время часов самостоятельной работы в присутствии преподавателя).

Предполагаемая продолжительность проведения зачета с одним обучающимся – 15 минут.

Список обязательной литературы

1.    Васильева В. В., Коньков В. И. Устная речь: практикум. СПб., 2015.

2.    Современный русский язык: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб., 2014. С. 25–57 (Основы фонетики. Орфоэпия); С. 310–318 (Интонация как синтаксическая техника).

3.    Стилистика и литературное редактирование. В 2 т. / Под ред. Л. Р. Дускаевой. М., 2016. Том 1: Глава 11. «Стилистика аудиовизуальных и электронных СМИ». Том 2: Глава 12 «Профессиональный стиль PR-коммуникации», Глава 13 «Профессиональный рекламный стиль».

Список дополнительной литературы

4.    Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений современного русского языка. М., 2000.

5.    Брызгунова Е. А. Звуки и интонация русской речи. М., 1983.

6.    Васильева В. В. Русский прозаический ритм. Динамический аспект. Пермь, 1992.

7.    Вербицкая Л. А., Богданова Н. В., Скляревская Г. Н. Давайте говорить правильно: Трудности произношения и ударения. СПб., 2002.

8.    Вянсовская Л. И. Практикум по технике речи. Фонационный тренинг. СПб., 2001.

9.    Иванова Т. Ф., Черкасова Т. А. Русская речь в эфире: Комплексный справочник. М., 2000.

10.    Макарова С. К. Техника речи. М., 1994.

11.    Панов М. В. История русского литературного произношения XVIII-XX вв. М., 1990.

12.    Панов М. В. Современный русский язык. Фонетика. М., 1979.

13.    Петрова А. Н. Искусство речи. М., 2008.

14.    Стилистический энциклопедический словарь. М., 2006.

Перечень иных информационных источников

Информационные ресурсы научной библиотеки СПбГУ: library.spbu.ru

 просмотров: 289 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru