Очно-заочная форма обучения. 1 курс
Введение в профессию
4 сентября 2018
Преподаватель: Нигматуллина Камилла Ренатовна, кандидат политических наук
Кафедра: цифровых медиакоммуникаций

План лекционных занятий

11 сентября. Журналистика в системе медиакоммуникаций.

18 сентября. Модель профессии и журналистские роли.

25 сентября. Современная медиасистема России.

02 октября. Аудитория СМИ – граждане и потребители.

09 октября. Медиаиндустрия как бизнес.

16 октября. Журналистский текст как медиапродукт.

23 октября. Журналистика в цифровом мире.

30 октября. Регулирование журналистики – стандарты и нормы профессии.

План семинарских занятий

1 занятие. Понятийный аппарат журналистской профессии.

2 занятие. Специализации в журналистике и должностное расписание.

3 занятие. Медиахолдинги России, типология СМИ, рынок СМИ Петербурга.

4 занятие. Формат СМИ и редакционная политика.

5 занятие. Источники дохода в медиабизнесе.

6 занятие. Назначения журналистского текста, проблемы создания и распространения.

7 занятие. Научная работа: от доклада до диплома.

8 занятие. Право, этика и медиакритика.

Семинарские занятия ведут: Нигматуллина Камилла Ренатовна, кандидат политических наук, доцент кафедры цифровых медиакоммуникаций; Шолмов Константин Евгеньевич, преподаватель-почасовик, кафедра цифровых медиакоммуникаций.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

1 занятие. Аналитическое эссе о текущих изменениях в профессии журналиста (5000 знаков).

2 занятие. Отзыв на публикацию в профессиональном издании (1000 знаков).

Внутрисеместровый контроль

Не предусмотрен

Вопросы к экзамену

1.    Журналистика как социальный институт.

2.    Генезис и история журналистской профессии.

3.    Журналистика в системе медиакоммуникаций.

4.    Понятийный аппарат журналистской профессии.

5.    Типологизация массмедиа (основные параметры).

6.    Социальная роль и ответственность журналиста.

7.    Журналистика как сфера профессиональной деятельности.

8.    Модель журналистской профессии (задачи и функции).

9.    Журналистское произведение как продукт труда, понятие медиапродукта.

10.    Аудитория медиатекста и ее особенности.

11.    Особенности организации работы редакции, структура редакции, циклы медиапроизводства.

12.    Основные источники доходов в медиабизнесе.

13.    Дистрибуция медиапродукта: специфика каналов.

14.    Компетенции журналиста, образовательный и профессиональный стандарты.

15.    Виды журналистских специализаций и профилизаций, факторы их обусловленности.

16.    Правовое регулирование профессиональной деятельности журналиста (закон и профессиональные кодексы).

17.    Профессиональные и творческие журналистские организации.

18.    Журналистские и нежурналистские периодические издания (PR и рекламные), сайты и иные платформы обмена профессиональной информацией.

19.    Специфика корпоративных медиа.

20.    Научно-исследовательская деятельность студентов (типы и формы НИР). Возможности библиотеки им. Горького.

21.    Адаптация медиа к цифровой реальности: краткая история и основные вызовы.

22.    Тенденции развития современной мировой медиасистемы.

23.    Крупнейшие в мире российские и зарубежные медиахолдинги, их роль и значение.

24.    Обзор книжных изданий о профессии журналиста за последние 3 года.

Критерии оценки

Экзамен проводится в письменной форме. Студент получает билет с двумя вопросами и в течение 45 минут письменно дает краткие и максимально четкие ответы, которые должны быть изложены правильным русским языком и почерком, удобным для прочтения.

Для получения оценки «отлично» и «хорошо» необходимо набрать 100%: помимо выполнения требований, предъявляемых к лекционным и семинарским занятиям, студент должен безупречно выполнить письменное задание.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если при выполнении требований, предъявляемых к лекционным и семинарским занятиям, студент в письменном ответе допустил неточности, материал изложил с некоторыми грамматическими и стилистическими ошибками.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если не соблюдено одно или более условий, были пропуски лекционных и семинарских занятий, в письменной работе были допущены явные неточности и текст содержал более трех грамматических или стилистических ошибок.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не посетил более 50% занятий, а в письменной работе не смог дать ответ на поставленные вопросы.

Список обязательной литературы

1.    Корконосенко С. Г. Введение в журналистику: учеб. пособие. 2-е издание. М.: КноРус, 2016.

2.    Медиасистема России: ; под ред. Е. Л. Вартановой. - М.: Аспект Пресс, 2015.

3.    Мисонжников Б. Я., Тепляшина А. Н. Журналистика. Введение в профессию: учеб. пособие. СПб.: Питер, 2014.

Список дополнительной литературы

1.    Баранова Е.А. Новые реалии развития редакций, или Что такое газетная конвергенция: монография. Москва: Вузовский учебник, 2016.

2.    Больц Н. Азбука медиа: монография / Н. Больц. - М. : Европа, 2011.

3.    Вартанова Е.Л. Диалоги о журналистике: монография / Е. Вартанова, Н. Ажгихина. - М. : МедиаМир, 2012.

4.    Журналист в современной медиасреде: сборник / Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.), Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций; ред. С. Н. Ильченко. - СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т "Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций", 2017.

5.    Качественная пресса в медийных структурах: монография / ред. Я. Н. Засурский. - М.: "ИКАР" ; М. : Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2015.

6.    Колесниченко А. В. Настольная книга журналиста: учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2016.

7.    Конец журнализма. Version 2.0. Индустрия, технология и политика: научно-популярная литература / ред. А. Чарльз. - Харьков: Гуманитарный центр, 2016.

8.    Прохоров Е. П. Введение в теорию журналистики. М., 2000.

9.    Прутцков Г. В. Введение в мировую журналистику. От античности до конца XVIII века. М.: Аспект Пресс, 2010.

10.    Современное медиапространство России: / И. М. Дзялошинский. - М.: Аспект Пресс, 2015.

11.    Универсальная журналистика: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки высшего образования 42.03.02 "Журналистика" (бакалавриат) и 42.04.02 "Журналистика" (магистратура) / ; под редакцией Л. П. Шестеркиной. - Москва: Аспект Пресс, 2016.

12.    Цвик В. Л. Введение в журналистику: учеб. пособие. М.: МНЭПУ, 2000.

13.    Щекочихин Ю. Три эпохи российской журналистики: сборник / Ю. Щекочихин; ред. М. Е. Аникина. - М.: Издательство Московского Университета, 2010; М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010.

14.    The future of journalism: монография / ред. Franklin B. - New York: Taylor and Francis group, 2011.

Перечень иных информационных источников

http://spbsj.ru/

jrnlst.ru

lenizdat.ru

 просмотров: 588 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru