Очная форма обучения. 4 курс
Современная международная журналистика
5 сентября 2018
Преподаватель: Коллективный курс
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

03 октября. Современная зарубежная журналистика: перспективы развития.

Развитие современной массовой коммуникации в глобализированном мире. Работа медиарынка и медиапредприятия в условиях экономического кризиса. Роль журналиста в современном производстве медиапродукта.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

10 октября. Медиаконвергенция и модернизация СМИ.

Трансформация рынка СМИ под влиянием развития информационного общества. Мировой опыт модернизации газет в XXI веке. Инновационные стратегии маркетинга и менеджмента СМИ.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

17 октября. Медиаконвергенция и модернизация СМИ.

Медиаконвергенция: подходы к определению понятия. Определение конвергенции и ее качественные характеристики. Аудиторный фактор медиаконвергенции. Особенности нарратива в интернете.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

22 октября. Зарубежная журналистика и технологии медиапроизводства.

Вехи технологического развития журналистики в 20 веке и их взаимосвязь с развитием профессии журналиста. Ускоренное развитие полиграфии в ХХ веке в связи с переходом на офсетную печать и компьютеризацией производства печатной продукции. Изобретение телевидения. От черно-белого к цветному телевидению. Кабельное и спутниковое телевидение. Цифровое телевидение. Управление мобильным контентом. Социальные медиа и журналистика.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

23 октября. Зарубежная журналистика и политика: демократические медиапрактики в традиционных и новых медиа.

Взаимодействие журналистики и политики: теория. Два подхода к понятию медиакратии. Обоснования обеих теорий. Теория медиаполитики и медиаполитического комплекса. Понятие медиадемократии, вопрос о ее критериях.

Интерактивная лекция. Задание студентам 1. Дебаты на тему возможности медиакратии в современном российском обществе.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

29 октября. Зарубежная журналистика и политика: демократические медиапрактики в традиционных и новых медиа.

Новые медиа и блоггинг в политическом контексте. Три подхода к понятию «новые медиа». Web 2.0 и user-generated content как контекст развития новых медиа. Проекты гражданской журналистики. Блоггинг как феномен. Блогосфера. Блоггер как журналист: кейсы. Структура и сущность новости: трансформация в новой среде. Политический блоггинг: авторское, жанровое и правовое разнообразие.

Интерактивная лекция. Задание студентам 2. Блоггинг в журналистике: плюсы и минусы практической деятельности.

Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

31 октября. Журналистика и глобализация. Измерения глобализации.

Операционализация определения «глобализация». Ее экономическое, политическое, культурное, социальное, правовое измерение. Глобализация и современный информационный порядок.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

07 ноября. Регионализм СМИ. Регионализм как тенденция во взаимодействии с глобализацией. Особенности аудитории в развитом информационном обществе. Тенденция к индивидуализации информации. Инновационные стратегии СМИ в условиях роста регионализма. Кроссмедиальное взаимодействие.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

14 ноября. Зарубежная журналистика и технологии медиапроизводства. Функционирование современной редакции. Ньюсрум. Редакционный менеджмент в газете и в журнале. Редакционный менеджмент на телевидении. Функционирование современного медиаконцерна. «Ньюс Корпорейшн», «Аксель Шпрингер», «Бертельсман». Влияние модернизации редакционного менеджмента на контент СМИ.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

21 ноября. Медиаиндустрия и международные организации.

Международная информация и международные организации. Система и типология международных организаций. Роль международных политических институтов в урегулировании конфликтов. Информационная база международных организаций. Международные организации и международные СМИ.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

27 ноября. Международная журналистика и культура. Журналистика как часть культуры. Различные культуры журналистики в современном мире. Культура как предмет журналистики. Журналистика культуры: особенности и издания в мире и за рубежом.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

05 декабря. Медиаиндустрия и массовая культура. Массовая культура и массовые коммуникации. СМИ – Сдвоенный рынок товаров и услуг. Географический рынок СМИ. Элементы географических рынков. Конкуренция СМИ на рынке содержания.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

12 декабря. Международная журналистика и право: проблемы правового- и саморегулирования зарубежных и международных СМИ. Понятие международных стандартов информационного права и профессиональной этики журналиста.

Интерактивная лекция. Задание студентам 3. Кейсы: нарушение прав журналистов в разных социально-политических условиях.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

19 декабря. Международные стандарты информационного права ЕС. Роль информационного фактора в европейской интеграции. Закономерности становлении европейской системы информационного права: теория и практика применения.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

26 декабря. Международная журналистика и этика. Чрезвычайные ситуации и особенности освещения мировыми и национальными СМИ.

Лекцию ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит. наук, доцент.

План семинарских занятий

Занятие 1. Функции и институты международной журналистики. Современный период: факторы, влияющие на состояние международной журналистики.

Дискуссия: ограничения в работе журналистов-международников.

Домашнее задание: анализ новейшей научной литературы по темам курса

Занятие 2. Международная журналистика и национальное государство.

Региональные СМИ в медиасистеме (страна по выбору). Проблемы и перспективы местной печати. Международный, национальный, региональный, локальный уровни информации в СМИ различного формата: аудитория и международная журналистика. СМИ как актор формирования национальной идентичности. Проблема европейской (наднациональной) публичной сферы. Национальные модели журналистики (сопоставительный анализ двух стран).

Занятие 3. Международная журналистика и новые медиа.

Конец монополии журналиста на информацию: тенденции развития международной журналистики. Использование новых медиа в политических процессах. Новые формы в журналистике. Журналистика данных. Мультимедийная подача информации. Гражданская журналистика: подходы и примеры.

Занятие 4. СМИ и освещение международных отношений.

Освещение внешнеполитических проблем и место СМИ в внутриполитических процессах. Участие СМИ в дипломатическом процессе. Национальный характер глобальных СМИ. Международное информационное право и его влияние на деятельность журналиста-международника.

Занятие 5. Международная журналистика: российская практика.

Распространение международной информации в российских СМИ: источники, лидеры мнений, работа собственных корреспондентов. Освещение международных отношений в российских СМИ: сопоставительный анализ. Зарубежные источники международной информации на русском языке. Работа корреспондентских бюро зарубежных СМИ в России.

Практические занятия ведет: Курышева Юлия Владимировна, канд. полит.

Темы распределяются на лекционном занятии за неделю до начала практических занятий. Презентация докладов начинается с первого практического занятия.

Длительность выступления студентов – 10 минут, ответы на вопросы и дискуссия – 10 минут. Количество слайдов презентации, которой сопровождается устное выступление – до 15. Дедлайн сдачи презентации (на почту преподавателю) – 19:00 накануне семинара с запланированным выступлением.

Обязательные элементы презентации:

•    Имена и фамилии авторов, дата в подзаголовке на титульном слайде

•    Краткая структура выступления

•    Постановка проблемы: вопрос, на который слушатели вместе с авторами презентации должны ответить в результате

•    Разъяснение основных понятий доклада

•    Список источников

Примерная структура содержательной части презентации:

•    Основные подходы в медиадискурсе к ответу на вопрос

•    Обоснование выбора кейса для анализа

•    Анализ кейса

•    Выводы

Доклад готовится в группе (3-4 человека).

Максимальное количество презентаций: 20, (состав группы зависит от темы). Формирование групп: по желанию, но в каждой должен быть минимум один студент, владеющий английским (иностранным) языком.

Все презентации должны быть готовы и высланы преподавателю на электронную почту не позднее второго практического занятия, так как учитываются при проведении промежуточного контроля.

Контрольная работа. Выполняется письменно. Студентам будут предложены вопросы (два варианта заданий) по темам, рассмотренным на предыдущих занятиях. Вопросы полностью соответствуют содержанию лекционных занятий, за рамки которых выходит только последний творческий вопрос. Работа содержит 2 вопроса, требующих четко сформулированных ответов. Каждый из ответов оценивается в 10 баллов при наличии верного ответа, в 5 баллов при неполном ответе, в 0 баллов, если ответа нет или он не верен. Критерии оценки контрольной работы: Контрольная работа написана успешно, если обучающийся набирает 15 баллов и более. Менее 15 баллов – контрольная работа считается не сданной.

Внутрисеместровый контроль

Показателями, характеризующими учебную работу слушателей в семестре, являются:

1. посещаемость занятий и активность работы на занятиях;

2. выполнение заданий, предложенных преподавателем во время практических занятий;

3. выполнение контрольной работы.

Вопросы к экзамену

1.    Международная журналистика: история и перспективы развития.

2.    Взаимодействие журналистики и политики: «этимологическая» теория медиакратии.

3.    Взаимодействие журналистики и политики: «маркетинговая» теория медиакратии.

4.    Традиционные и новые медиа в политической коммуникации.

5.    Блоггинг как часть сферы новых медиа.

6.    Политическая блогосфера: особенности функционирования медиапространства (сравнительный анализ двух языковых сегментов).

7.    Особенности освещения внешнеполитических проблем национальными СМИ (сравнительный анализ).

8.    Основные источники зарубежной информации для аудитории.

9.    Роль информационного фактора в европейской интеграции.

10.    Международные стандарты информационного права.

11.    Принципы и практика Европейского суда по правам человека.

12.    Глобализация и современный информационный порядок.

13.    Глобализация журналистики: этапы и формы.

14.    Специфика функционирования глобальных СМИ.

15.    Регионализм СМИ (страна по выбору студента).

16.    Национальные системы СМИ в условиях глобализации.

17.    Глобализация и международная повестка дня.

18.    Медиаконвергенция и модернизация СМИ

19.    Особенности нарратива в Интернете.

20.    Стратегии медиаконцернов в условиях глобализации (на примере конкретной медиагруппы).

21.    Структурный кризис медиарынка начала 21 века и его причины.

22.    Социальные медиа в работе журналиста (на примере конкретных изданий).

23.    Международная информация и международные организации: современный опыт взаимодействия международных организаций и журналистики.

24.    Международные организации журналистов: история и современность.

25.    Медиаиндустрия и массовая культура (регион/страна по выбору студента).

26.    Международная журналистика как часть культуры.

27.    Культура как объект международной журналистики.

Критерии оценки (экзамен)

Формальным допуском к экзамену является положительная оценка работы на практических занятиях (для этого необходимо набрать не менее 45 баллов по результатам семинарских занятий и контрольной работы).

Посещаемость лекционных занятий – 2 балла за занятие (максимально – 20 баллов);

Активность работы на семинарах – 2 балла за занятие (максимально – 20 баллов);

Оценка за презентации и выступления на практических занятиях – 10 баллов (максимально – 40 баллов);

Контрольная работа – 10 баллов за каждый вопрос (максимально – 20 баллов).

В случае набора студентом результативности в 80 баллов, на экзамене предоставляется возможность ответить на один вопрос в билете (по выбору преподавателя).

В случае набора студентом результативности в 100 баллов, студент получает оценку «отлично» по итогам текущей работы.

В случае набора менее 45 баллов, студент пишет контрольную работу и отвечает на 2 билета.

Форма проведения экзамена – устная

На подготовку ответа студенту дается не более 30 минут.

Оценка «Отлично» ставится, если студент отвечает на оба вопроса в билете, умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса, может привести примеры из современной практики в сфере международной и зарубежной журналистики, может грамотно ответить на любой, заданный экзаменатором вопрос, связанный с темой вопросов в билете, ответ экзаменуемого является логичным и последовательным.

Оценка «хорошо» ставится, если отвечает на оба вопроса в билете, умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса, не может привести примеры из современной практики в сфере международной и зарубежной журналистики, не может ответить на дополнительный вопрос экзаменатора, связанный с темой вопросов в билете.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент, отвечая на вопросы в билете, не уверенно оперирует основными понятиями, не может привести примеры и современной практики международной и зарубежной журналистики, ответ экзаменуемого не представляет собой логичного последовательного текста.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент не знает ответа на вопросы в билете, не знает базовых определений по теме билета, не может привести примеры из практической журналистики, не может без подготовки ответить на вопросы второго билета, вытянутого дополнительно.

Пропуск более 3 практических занятий и невыполненная практическая работа (не менее 2х презентаций в составе группы) в соответствии с требованиями к практическим занятиям предполагает дополнительный билет на экзамене.

Выполнение максимального количества заданий в рамках лекций, семинаров и успешно выполненной контрольной работы предполагает ответ только на один из вопросов в билете (по выбору преподавателя).

Примерная продолжительность экзамена – 8 часов.

Список обязательной литературы

1.    Современная зарубежная журналистика: глокализация в практике западноевропейских СМИ / Под ред. А. С. Пую. СПб., 2010.

2.    Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия / Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб., 2004.

3.    История зарубежной журналистики (1945 — 2008): хрестоматия. М., 2008.

4.    Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: правила и парадоксы. СПб., 2002.

5.    СМИ и политика / Под ред. Л. Л. Реснянской. М., 2007.

Список дополнительной литературы

1.    Андрунас Е. Ч. Информационная элита: корпорации и рынок новостей. М., 1991.

2.    Багдикян Б. Монополия средств информации. М., 1985.

3.    Багерстам Э. Свобода прессы в демократическом обществе. Тарту-Виллинби. 1992.

4.    Беглов С. И. Империя меняет адрес. Британская печать на рубеже тысячелетий. М., 1997.

5.    Бодрунова С. С. Зарубежная журналистика в XXI веке: Италия. М., 2010.

6.    Бодрунова С. С. Современные стратегии британской политической коммуникации. М., 2010.

7.    Быкова А. С. Массмедиа стран – членов Европейского Союза. СПб., 2004.

8.    Вартанова Е. Л. СМИ Севера Европы — 97: к новому информационному идеалу // Вестник Моск. ун-та. Сер. X. Журналистика. 1998. № 4. С. 76-85.

9.    Вартанова Е. Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2003.

10.    Вачнадзе Г. Н. Всемирное телевидение. Новые средства массовой информации, их аудитория, техника, бизнес, политика. Тбилиси, 1989.

11.    Вороненкова Г. Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листа до информационного общества. (Национальное своеобразие средств массовой информации Германии). М., 1999.

12.    Вороненкова Г. Ф., Вороненков М. Ю. Электронные СМИ Германии: история и современность. М., 2007.

13.    Деннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

14.    Законы и практика СМИ в одиннадцати демократиях мира (сравнительный анализ) / науч. ред. М. А. Федотов и др.; ред. А. В. Брагина. М., 1998.

15.    Законы и практика средств массовой информации в Европе, Америке и Австралии. М., 1993.

16.    Иванян Э. А. От Джорджа Вашингтона до Джорджа Буша. Белый дом и пресса. М., 1991.

17.    Кирия И. В. Аудиовизуальные СМИ и Интернет в условиях создания информационного общества во Франции. М., 2002.

18.    Курышева Ю. В. Принципы и стратегии информационной политики ЕС // Вестник СПбГУ. 2007. Серия 9. В. 1. Ч. 2. С. 256-260.

19.    Курышева Ю. В. Принципы саморегулирования журналистского сообщества в условиях террористических угроз / Сайт общественного совета Журналисты против террора / www.smi-antiterror.ru/inf/journalists.htm?postId=182@cmsVBVideoPost&mode=1&id=21@cmsVBVideoBlog.

20.    Курышева Ю. В. Рекомендации журналистам, освещающим теракты / Сайт общественного совета Журналисты против террора / www.smi-antiterror.ru/osj/statistic/posts/read.htm?postId=45@cmsVBVideoPost&mode=1.

21.    Литвиненко А. А. Современная газета Германии: практики модернизации. М., 2010.

22.    Михайлов С. А. Зарубежная журналистика: традиционные и новые СМИ. СПб., 1999.

23.    Михайлов С. А. Мировые тенденции и национальные особенности в современной зарубежной журналистике. СПб. 2002.

24.    Михайлов С. А. Современная зарубежная журналистика: состояние, перспективы: Учеб. пос. СПб., 1998.

25.    Михайлов С.А., Никонов С.Б. Принципы сравнительного и международного права в регулировании информационных потоков государств различных правовых систем. СПб., 2000.

26.    Орлов Ю. Я. Журналистская теория и журналистское образование в нацистской Германии. М., 1992.

27.    Пую А. С. Журналистика Франции. Плюрализм и этатизм. СПб., 2003.

28.    Пую А. С. Политический плюрализм: опыт Франции. СПб., 1994.

29.    Рыкованов П. Я. Франция: телевидение и власть. СПб., 2001.

30.    Тангейт М. Медиагиганты: Как крупнейшие медиакомпании выживают на рынке и борются за лидерство. М., 2006.

31.    Шарончикова Л. Журналист и журналистское образование во Франции: от книги до Интернета. М., 2000.

Источники на английском языке

1.    D. Griffiths. Fleet Street: Five Hundred Years of the Press. London, British Library, 2006.

2.    D. C. Hallin, P. Mancini. Comparing Media Systems. Cambridge, 2004.

3.    B. McNair. Journalism and Democracy. An Evaluation of the Political Public Sphere. London, Routledge, 2000.

4.    News, Public Relations and Power. Ed. by S.Cottle. London, Sage, 2003.

5.    Political Journalism: new challenges, new practices. Ed. by Raymond Kuhn and Eric Neveu. London, Routledge, 2002.

6.    M. Scammell. The Media and Media Management. In: The Blair Effect. Ed by Anthony Seldon. London, Little Brown, 2001.

7.    The European Union and the Public Sphere / Ed. by Fossum J. E., Schlesinger P. London: Routledge, 2007.

8.    Tunstall J. Newspaper Power. The new National Press in Britain. Oxford University Press, 1996.

Источники на немецком языке

1.    Bieber, Christoph. Politische Projekte im Internet. Online-Kommunikation und politische Öffentlichkeit. Frankfurt/New-York. 1999.

2.    Chancen und Gefahren der Mediendemokratie. Konstanz. 2003.

3.    Das politische System der BRD. Opladen, 2000.

4.    Dörner, Andreas. Politaiment: Politik in der medialen Erlebnisgesellschaft. Frankfurt/M. 2001.

5.    Duschlbauer, Thomas. Medien und Kultur im Zeitalter der X-Kommunikation. Wien. 2001.

6.    Eliten in Deutschland: Rekrutierung und Integration. Opladen. 1997.

7.    Frank A. Meyer. Mediokratie // 26.09.2005, blick.ch

8.    Flusser, Vilem. Medienkultur. Frankfurt-am-Main. 1997.

9.    Habermas, Jürgen. Strukturwandel der Öffentlichkeit. Frankfurt/M. 1990.

10.    Kassautzki Christiane, Presse in der Bundesrepublik Deutschland. Stuttgart, 2000.

11.    Kornelius Stefan, Journalismus im Wandel. Berlin, 2000.

12.    Mediendemokratie. Hrg. Peter Massing. Schwalbach. 2004.

13.    Medien und Demokratie: Näher und Distanz zur Politik. Konstanz. 1993.

14.    Medienmacht und Politik. Mediatisierte Politik und Wertewandel. Berlin. 1989.

15.    Meyn, Hermann, Massenmedien in Deutschland. Konstanz, 2001.

16.    Weber, Stefan. Theorien der Medien. Konstanz. 2003.

Источники на французском языке

1.    Charon, Jean-Moric. La presse magazine. Paris, 2000.

2.    L’imaginaire d’Internet. Paris, 2001.

 просмотров: 187 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru