Очная форма обучения. 4 курс
Теория и практика телерадиожурналистики
12 сентября 2018
Преподаватель: Пронин Александр Алексеевич, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: телерадиожурналистики

План лекционных занятий

Занятие 1. Понятие художественной публицистики и политической публицистики (2 часа). Факт и художественные методы его презентации. Автор как ключевая категория публицистического произведения. Позиция журналиста. Проблема свободы и ответственности.

Занятие 2. Виды и жанры художественной публицистики на радио, телевидении, в web-журналистике. Публицистический кинонарратив как феномен современной культуры. Эволюция жанров, взаимодействие и конвергенция жанров художественной публицистики на радио, телевидении, в web-журналистике. Особенности создания аудиального и аудиовизуального современного произведения художественной публицистики.

Занятие 3. Зарисовка как жанр аудиовизуальной журналистики (2 часа) Различные виды зарисовки. Концептуальность при создании произведения в этом жанре. Отбор материала для зарисовки. Метод видеонаблюдения. Монтажная организация материала. Зарисовка в структуре других жанров. Изобразительное решение в зарисовке.

Занятие 4-5. Очерк на радио, телевидении, в web-журналистике. (4 часа). Виды телевизионного очерка. Роль сценария и режиссуры в работе над аудиовизуальным очерковым произведением. Композиционно-сюжетное решение аудиовизуального очерка. Монофоническое и полифоническое построение композиции. Методы и приемы съемки телевизионного очерка: событийная съемка, съемка методом наблюдения («скрытая камера», «привычная камера», «организованная (спровоцированная) ситуация»), реконструкция события.

Занятие 6. Методы и способы создания портретного очерка. (2 часа). Драматургический конфликт в портретном очерке. Временной фактор в портретном очерке (развитие истории по вертикали или по горизонтали). Выбор героя. Психологическое восприятие зрителем/слушателем внешних данных героя через изображение и звук. Динамизация интереса зрителя к герою.

Занятие 7. Коллективный портретный очерк. Типология коллективного портрета по объединяющих героев радио- или телеочерка (социальное положение, возрастная категория, географический принцип (общее место проживания), общая работа, единый социальный тип и т.п.). Композиционное построение коллективного портретного очерка.

План практических занятий

Занятие 1. Варианты использования жанров художественной публицистики в современных телевизионных (радийных) форматах. Занятие предполагает использование иллюстративного материала (подбор видео или аудиозаписей – на усмотрение преподавателя).

Занятие 2. Роль и видеоряда в телевизионной художественной публицистике. Взаимоотношение видеоряда и закадрового художественно-публицистического текста. Особенности использования выразительных средств радио в художественной публицистике.

Домашнее задание. Подготовка к контрольной работе №1. Подобрать видеоряд к предложенному преподавателем (или самостоятельно выбранному) художественному тексту. В радийном варианте – подбор художественного (художественно-публицистического) текста или написание собственного художественно-публицистического текста.

Занятия 3 и 4. Контрольная работа №1. Начитка текста и монтаж видео под данный текст. В радийном варианте – начитка художественного (художественно-публицистического) текста и его оформление с помощью выразительных средств радио.

Занятие 5. Результаты контрольной работы №1. Просмотр и обсуждение готовых видео- (аудио) материалов.

Занятие 6. Портретное интервью в зарисовке и очерке. Занятие предполагает использование иллюстративного материала (подбор видео или аудиозаписей – на усмотрение преподавателя).

Занятия 7 и 8. Контрольная работа №2. Студентам предлагается портретное интервью (исходный видео- (аудио) материал), из которого они должны выбрать необходимые синхроны и смонтировать предполагаемый эфирный вариант интервью в заданном формате. Вариант формата обсуждается студентами и утверждается преподавателем.

Занятие 9. Результаты контрольной работы №2. Просмотр (прослушивание) и обсуждение наиболее удачных готовых видео- (аудио) материалов.

Домашнее задание. Подготовка к контрольной работе №3. Собрать информационное досье на предполагаемого героя.

Занятия 10 и 11. Специфика работы над портретным интервью: подготовительный период, методы и приемы съемки. Студенты представляют информационные досье на героев. Обсуждается и выбирается формат контрольной работы №3. Базовый жанр – зарисовка.

Домашнее задание. Подготовка к контрольной работе №3. Составить список вопросов для портретного интервью и сценарный план.

Занятие 12. Рассмотрение, обсуждение и утверждение сценарных планов.

Занятия 13 и 14. Контрольная работа №3. Запись портретного интервью в павильоне (радиостудии) УТРК.

Примечание. Студенты, выбравшие вариант съемки «в гостях у героя» проводят съемочные работы во внеучебное время.

Домашнее задание. Работа с исходным материалом: расшифровка, сценарий, подготовка монтажных листов.

Занятия 15 и 16. Монтаж предполагаемого эфирного варианта портретного интервью согласно выбранному формату.

Занятие 17. Открытый просмотр и обсуждение готовых работ (в аудитории присутствуют преподаватели кафедры и сотрудники УТРК). Согласно их коллегиальному решению за свой материал автор может получить от 1 до 3 баллов в соответствии с положением о профессиональном досье, которое размещено на сайте ВШЖиМК ( jf.spbu.ru

Примечание. Контрольные работы могут быть выполнены как в телевизионном, так и в радийном варианте. Технические и технологические работы, необходимые для выполнения всех контрольных работ производятся студентами самостоятельно на базе УТРК во время занятий и во внеучебное время. Указанная последовательность выполнения технических работ, проводимых в учебное время (запись звука, съемка, монтаж) согласовывается с графиком работы УТРК и может корректироваться в зависимости от этого графика.

Форма текущего контроля

экзамен

Вопросы к экзамену

1) Понятие публицистики и художественной публицистики

2) Жанры художественной публицистики

3) Жанр «зарисовка» и его разновидности

4) Жанр «эссе» на отечественном телевидении

5) Жанр «очерк» на телевидении. Разновидности очерка

6) Тревел-фильм и путевой очерк на современном телевидении

7) Портретный очерк. Особенности телевизионного портретного очерка

8) Юбилейный и мемориальный портретный очерк. Биографический фильм.

9) Коллективный портрет. Разновидности коллективного портрета

10) Драматургические приемы, используемые при создании портретного очерка. Виды конфликта

11) Особенности работы тележурналиста над созданием портретного очерка

12) Методы съемки, используемые при создании портретного очерка

13) Жанр «докьюментари». История его возникновения. Разновидности жанра докьюментари. Этические и эстетические проблемы, возникающие при работе в этом жанре.

14) Жанр «докуфикшен». Соотношение подлинного и вымышленного в жанре «докуфикшен». Способы создания саспенса.

15) Сатирические жанры на современном телевидении. Приемы и методы, используемые при создании телевизионного фельетона

16) Жанр инфотеймент и мокьюментери в документальных фильмах и телепрограммах

17) Художественная публицистика в программах «Специальный корреспондент». Особенности формата данной передачи

18) Документальный видеофильм как способ отражения действительности. Документальность и художественность

19) Использование метода художественной реконструкции в художественно-публицистических фильмах и телепрограммах последних лет

20) Авторское начало в телевизионных художественно-публицистических программах и фильмах

Критерии экзаменационной оценки

Оценка «отлично» ставится в случае высокого качества устного ответа и получения высокого бала за курсовую творческую работу.

Оценка «хорошо» ставится, если в ответе содержались неточные формулировки, либо практическая работа выполнена не на достаточно высоком уровне.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент показал поверхностные знания и если практическая работа сделана на невысоком уровне. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент показал низкий уровень знаний и не выполнил творческую работу.

Список обязательной литературы

1.    Журналистика сферы досуга : учебное пособие / общ. ред. Л. Р. Дускаева. - СПб.: СПбГУ, ВШЖиМК, 2014

2.    Муратов С.А. Документальный телефильм. Незаконченная биография. М., 2009.

3.    Познин В.Ф. Изобразительное и звуковое решение экранного произведения,

4.    - СПб.:СПбГУ, ВШЖиМК, 2015

5.    Познин В.Ф. Техника и технология СМИ. Радио и тележурналистика. – М.: Юрайт, 2016.

6.    Пронин А. А.. Сценарий документального телефильма. - СПб.: СПбГУ, ВШЖиМК, 2014.

7.    Фролова Т.И. Человек и его мир в информационной повестке дня. Гуманитарные технологии в журналистике. М., 2009.

8.    Экологическая журналистика: сборник научных статей / Санкт-Петербургский государственный университет (СПб.), Факультет журналистики ; ред., сост. А. В. Давыдова, ред., сост. А. С. Смолярова. - СПб. : Лаборатория оперативной печати ф-та журналистики СПбГУ, 2011

9.    Современные проблемы науки и журналистика : учебное пособие / сост. С. И. Сметанина. - СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2012.

Список дополнительной литературы

1.    Аграновский А. Своего дела мастер. М., 1980.

2.    Адамьянц Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию. М., 1999.

3.    Болхонцева С.К. Научно – популярное кино//Сб. научных статей. – Ленинград, 1991.

4.    Васильков И.А. Искусство кинопопуляризации: Очерки теории научно – популярного кино. – М.: Искусство, 1982.

5.    Голдовская М.Е. Человек крупным планом. М., 1981.

6.    Джулай Л.Н. Документальный иллюзион. М., Материк, 2005

7.    Дробашенко С. В. Феномен достоверности. М., Наука, 1972.

8.    Прожико Г.С. Концепция общего плана в экранном документе. М., ИПК, 2000.

9.    Дедюхина А. Как они делают это на канале «Дискавери»//Эксперт. – 2003. – № 44.

10.    Кракауэр З. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. М., 1974.

11.    КачкаеваА. Что такое научно – популярное вещание?// Радиопрограмма в эфире радио «Свобода» от 01.05.06.

12.    Лапина И.Ю. Научно – популярное телевидение: Драматургия мысли. – М.: Аспект Пресс, 2007

13.    Лапина И.Ю. Популяризация науки на телевидении: традиции и новаторство. М., 2002

14.    Парфенов Л., Чекалова Е. Нам возвращают наш портрет. М., 1990.

Перечень иных информационных источников

Фонды НБ СПбГУ: www.library.spbu.ru

asi.org.ru

pchela.ru

usinovite.ru

perspectiva-inva.da.ru

socialpolicy.ru

gks.ru

 просмотров: 404 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru