Очная форма обучения. 4 курс
Свобода слова в политической культуре Востока и Запада. Cпецкурс
5 сентября 2018
Преподаватель: Быков Алексей Юрьевич, кандидат политических наук, доцент
Кафедра: международной журналистики

План лекционных занятий

04 сентября. Содержание основных категорий курса: свобода слова, политическая культура, политический процесс.

Вводное занятие. Цель и задачи курса. Требования к отчетности. Знакомство с содержанием основных понятий, необходимых для дальнейшей работы: «свобода слова», «политическая культура», «политический процесс» и др.

11 сентября. Проявление феномена «свобода слова» в Античности, Средние века и в Новое время («западное направление мировой истории»).

Особенности отношения к свободе и свободе слова на различных этапах исторического развития общества. Античное время. Влияние полисной демократии на понимание свободы. Средневековье: теологический подход. Философские концепции свободы в эпоху Возрождения и Нового времени.

18 сентября. Отношение к свободе в политической истории стран Востока («восточное направление мировой истории»).

Свобода в политической культуре Азии и Африки. Влияние политических традиций на понимание свободы, ее проявление в государственных делах, общественных отношениях и в жизни индивидуума.

25 сентября. Реализация принципов свободы слова в условиях различных политических режимов и идеологий на современном этапе.

Особенности отношения к свободе слова в государствах с различными политическими режимами (традиции, законы, общественное мнение). Свобода слова как идеологический концепт.

02 октября. Подходы к обеспечению свободы слова в США: политические традиции и современные тенденции

Политические традиции Соединенных Штатов Америки. Трансформация концепта «свобода слова» в американской общественно-политической мысли. Представления о свободе слова в США на современном этапе.

09 октября. Реализация принципа свободы слова в американской журналистике (прикладной аспект).

Плюрализм в американских СМИ и возможности ограничения свободы слова в журналистской практике. Деятельность общественных организаций США по защите прав, гарантированной Первой поправкой к Конституции США.

16 октября. Обеспечение свободы слова в Западной Европе: история и современное состояние.

Становление институтов, гарантирующих свободу слова, в Западной Европе. Реализация принципов свободы слова на Европейском континенте в настоящее время.

23 октября. Следование нормам свободы слова в СМИ как проявление традиций западноевропейской политической культуры.

Политические традиции в Западной Европе и СМИ. Роль Европейского Суда в обеспечении свободы журналисткой деятельности. Ограничения свободы информационной деятельности в Европе.

30 октября. Особенности регулирования информационной деятельности в странах Азии.

Отношение к свободе в контексте законов и традиций азиатских стран. Специфика организации информационной деятельности в странах Азии и ее регулирование.

06 ноября. СМИ Азии и свобода слова (прикладной аспект).

Система СМИ в азиатских странах. Отражение государственной политики и интересов общественных групп в средствах массовой информации. Ограничение свободы слова в странах Азиатского региона.

13 ноября. Регулирование информационной деятельности на Африканском континенте.

Подходы к регулированию информационной деятельности в странах Африки: законы и традиции. Влияние аудиторного и экономического факторов на деятельность средств массовой информации.

20 ноября. СМИ Африки и свобода слова (прикладной аспект).

Системы СМИ в странах Африканского континента. Плюрализм и ограничения свободы слова в странах Африки. Влияние других стран на деятельность средств массовой информации в Африке.

27 ноября. Международные документы о свободе слова.

Документы ООН, Совета Европы и других международных организаций, посвященные регулированию информационной сферы. Регламентация свободы информационной деятельности и ее ограничения на международном уровне. Судебные прецеденты.

04 декабря. Международные рейтинги свободы слова: Reporters Without Borders, Freedom House, IREX, Friedrich-Ebert-Stiftung.

Методика составления рейтингов уровня свободы слова международными организациями: сравнительный анализ. Факторы, влияющие на изменение позиций стран в международных рейтингах свободы слова.

11 декабря. Международные рейтинги свободы слова: ЮНЕСКО.

Методика оценки свободы слова ЮНЕСКО. Особенности работы специалистов ЮНЕСКО по оценке развития демократических институтов в различных странах.

План семинарских занятий

Семинарские занятия не предусмотрены учебным планом.

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя

Самостоятельная работа в присутствии преподавателя не предусмотрена учебным планом.

Внутрисеместровый контроль

Форма внутрисеместрового контроля – участие в занятиях и выполнение необходимых заданий, в том числе во время внеаудиторной подготовки по методическим материалам. Как правило, датой внутрисеместрового контроля, является седьмое занятие в семестре.

Показателями, характеризующими учебную работу слушателей в семестре, являются:

1. посещаемость занятий и активность работы на занятиях;

2. выполнение заданий, предложенных преподавателем.

Вопросы к зачету

1.    Интерпретация понятий «свобода слова», «политическая культура», «политический процесс» в современной политической науке.

2.    Отношение к свободе слова в Античности и Средневековье.

3.    Категория свободы в политической культуре Азии и Африки.

4.    Проявление свободы слова в государствах с различными политическими режимами на современном этапе.

5.    Подходы к обеспечению свободы слова в США: политические традиции и современные тенденции

6.    Трансформация концепта «свобода слова» в американской общественно-политической мысли.

7.    Плюрализм в американских СМИ и возможности ограничения свободы слова в журналистской практике.

8.    Становление институтов, гарантирующих свободу слова, в Западной Европе.

9.    Роль Европейского Суда в обеспечении свободы журналисткой деятельности.

10.    Регулирование информационной деятельности в странах Азии и ее регулирование.

11.    Особенности организации работы СМИ в азиатских странах.

12.    Подходы к регулированию информационной деятельности в странах Африки: законы и традиции.

13.    Влияние аудиторного и экономического факторов на деятельность средств массовой информации африканских стран.

14.    Регламентация свободы информационной деятельности и ее ограничения на международном уровне. Судебные прецеденты.

15.    Методика составления международных рейтингов свободы слова. Reporters Without Borders, Freedom House, IREX, Friedrich-Ebert-Stiftung: сравнительный анализ.

16.    Методика ЮНЕСКО по оценке развития свободы слова в странах мира.

    

Критерии оценки (зачет)

К зачету допускаются студенты, успешно прошедшие аттестацию в форме внутрисеместрового контроля, а также выполнившие весь набор заданий, предложенных преподавателем. Перечень необходимых заданий определяется на первом занятии в семестре.

При отсутствии студента на занятии студент не освобождается от выполнения задания, задание выполняется самостоятельно.

Форма проведения зачета – письменная.

1. К зачету обучающийся должен представить набор выполненных заданий, предложенных преподавателем во время занятий. Перечень необходимых заданий определяется на первом занятии в семестре. Все задания должны быть сданы преподавателю в электронном виде (отправлены по электронной почте, выложены в системе Блэкборд при ее использовании и т.д.) не позднее, чем за три рабочих дня до даты зачета.

2. На зачете обучающемуся предлагается ответить на два вопроса из списка. На подготовку ответа дается 60 минут.

Оценка «Зачтено» ставится, если:

- обучающийся ответил на оба вопроса;

- умеет оперировать основными понятиями по теме вопроса;

- может привести примеры из практики реализации принципов свободы слова в СМИ стран с различными типами политической культуры, прокомментировать их, объяснить в рассматриваемом контексте значение исторических событий;

- ответ является логичным и последовательным, в случае рукописного варианта ответа почерк должен быть разборчивым, работа оформлена аккуратно;

- выполнены все задания, предложенные преподавателем во время занятий (согласно перечню, представленному на первом занятии в семестре).

Оценка «Незачтено» ставится, если:

- обучающийся не представил ответа хотя бы на один из двух предложенных вопросов;

- не представил определений базовых понятий по теме предложенных вопросов, не может привести примеры, иллюстрирующие высказанные тезисы;

- не выполнены задания, предложенные преподавателем во время занятий (согласно перечню, представленному на первом занятии в семестре).

Использование каких либо дополнительных источников на любых носителях информации во время письменного зачета запрещается. За пользование какими-либо источниками студент удаляется с зачета, в ведомость выставляется оценка «незачет».

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 1 час.

Пример тестового задания / Типовые вопросы

Не предусмотрены.

Список обязательной литературы

1.    Кудрявцев В. Н. Свобода слова. М.: Наука, 2006.

2.    Прозоров В. В. Власть и свобода журналистики. М., 2012.

3.    Рихтер А. Н. Правовые основы журналистики. М., 2009.

Список дополнительной литературы

1.    Баранова, К. М. Неоднозначность понимания категории свободы в произведениях ранней американской словесности. Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Русская филология», 2010, № 1 (105-110).

2.    Брестовицкая, Н. М. Свобода слова: истоки и эволюция проблемы. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005 (Тип. Изд-ва). - 263 с.

3.    Быков А.Ю. Реализация норм профессиональной этики журналистов в практике американских СМИ // Гуманитарный вектор. Серия «История. Политология». 2015. № 3 (43). С. 83-89.

4.    Быков А.Ю. Региональная пресса США в условиях преодоления кризиса: опыт Miami Herald // Журналистика в 2013 году: регионы в российском медиапространстве. Сборник материалов международной научно-практической конференции. – М.: Медиа-мир; Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2014. – 448 с. С. 31-32

5.    Быков А.Ю. Электронные медиа Пакистана как фактор влияния на систему национальных ценностей // Медиа в современном мире. 54-е Петербургские чтения: тезисы Междунар. науч. форума 23-24 апреля 2015 г. СПб.: СПб.: Институт "Высш.шк. журн. и масс. комм." СПбГУ, 2015. Электронный сборник. URL: jf.spbu.ru/conference/5385/5395.html

6.    Дамье В. В. Анархизм. URL: postnauka.ru

7.    Додонов В. Н., Ермаков, В. Д., Крылова М. А. и др. Свобода слова. // Большой юридический словарь. / Под ред. Сухаревой, А. Я., Крутских, В. Е. М., 2003. URL: dic.academic.ru/dic.nsf

8.    Кин Дж. Демократия и декаданс медиа. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 309 с.

9.    Маковей, М. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод : Право на свободу выражения своего мнения : ст. 10: Право на свободу выражения своего мнения: Прецеденты и комментарии / М.Маковей,Е.А.Чефранова ; Рос.акад.правосудия. М.: , 2001. - 151 с.

10.    Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология. Методы исследования. М., 1997.

11.    Мещеряков, Б. Г., Зинченко, В. П. Большой психологический словарь. СПб., 2003.

12.    Милль Дж. О гражданской свободе. М., 2012.

13.    Овечкин, Л. Ю. Совместимы ли Ислам и свобода? // Сумма философии. Вып. 7. Екатеринбург, 2007. С. 185-187. URL: elar.urfu.ru/bitstream/10995/4522/2/sf-07-41.pdf

14.    Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. Толковый словарь русского языка Изд. 4-е. М., 2006.

15.    Пархоменко, Р. Н. Генезис идеи свободы в западноевропейской философии. NB: Философские исследования. 2012. № 4. С. 179-210. URL: e-notabene.ru/fr/article_146.html

16.    Снетков В. Н. Средства массовой информации как фактор реализации свободы слова и права на информацию: (политико-правовой аспект). Автореферат дис. на соискание ученой степени д-ра полит. наук. СПб., 2001.

17.    Amos, M., Harrison, J., & Woods L. (Eds.). (2012). Freedom of expression and the media. Leiden; Boston: Martinus Nijhoff Publishers.

18.    Barendt, E. (1985). Freedom of Speech. Oxford: Clarendon Press.

19.    Hargreaves, R. (2002). The first freedom: a history of free speech. Stroud: Sutton.

20.    Haworth, A. (1998). Free speech. London; New York: Routledge.

21.    Lewis, A. (1991). Make no law: the Sullivan case and the First Amendment. New York : Random House.

22.    Melkonian, H. (2012). Freedom of speech and society: a social approach to freedom of expression. (P. xv.) Amherst, N.Y.: Cambria Press. Retrieved from www.cambriapress.com/camber.cfm

23.    Merriam-Webster's dictionary of law. (2016). Springfield, Massachusetts: Merriam-Webster, Incorporated. www.merriam-webster.com

24.    The African Media Barometer (AMB) Country Reports. (2016). Retrieved October 29, 2016, from www.fesmedia-africa.org

25.    Weinstein, J. (2011). Participatory Democracy as the Central Value of American Free Speech Doctrine. Virginia Law Review, Vol. 97, No. 3, pp. 491-514.

Перечень иных информационных источников

1.    Базы данных “Newspaper Source”, “ProQuest” и др. – в информационных фондах научной библиотеки СПбГУ www.library.spbu.ru

2.    http://www.pewresearch.org/# (Pew Research Center)

3.    http://stateofthemedia.org (Project for Excellence in Journalism)

4.    http://nielsen.com (Nielsen Media Research)

5.    http://www.auditedmedia.com (Audit Bureau of Circulations)

6.    http://www.arbitron.com (Arbitron – Radio Ratings and Media Research)

7.    http://www.naa.org (Newspaper Association of America)

8.    World Press Freedom Index 2016: Detailed methodology. (2016). Retrieved October 29, 2016, from rsf.org

9.    Freedom of the Press 2016 Methodology. (2016). Retrieved October 29, 2016, from freedomhouse.org

10.    Media Sustainability Index (MSI) (2016). Retrieved October 30, 2016, from www.irex.org

 просмотров: 107 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru