Очная форма обучения. 4 курс
Журналистика в информационных войнах. Cпецкурс
7 сентября 2018
Преподаватель: Волковский Николай Лукьянович, доктор филологических наук, доцент
Кафедра: теории журналистики и массовых коммуникаций

План лекционных занятий

4 сентября. Предмет, цели и задачи курса, основные понятия. Актуальность изучения проблем информационного противоборства. Предмет, цели, задачи и содержание курса и его основные понятия.

11 сентября. Основные этапы в истории развития информационного противоборства. Основные подходы к информационно-психологическому воздействию в Древнем мире, в эпоху Средних веков. Влияние на пропаганду изобретения Гутенбергом печатного станка.

18 сентября. Роль прессы в информационном противоборстве ХIХ – ХХ вв. Противостояние пропаганде Наполеона в Отечественной войне 1812 года. Особенности освещения печатью Крымской (1853 - 1856 гг.), Русско-турецкой (1877 – 1878 гг.) и Русско-японской (1904 – 1905 гг.) войн. Методы пропаганды в Первой и Второй мировых войнах. Информационное противоборство в период «холодной войны».

25 сентября. Журналистика в информационных войнах на рубеже ХХ – ХХI вв. Вьетнамская война – рождение термина «информационная война» и основные подходы к его определению. Информационно-психологическое противоборство в конфликтах на рубеже ХХ – ХХI вв. Информационный фактор как компонент национальной безопасности.

2 октября. Информационная война как составляющая современной ци-вилизации. Парадоксы информационной цивилизации. Глобализация телекоммуникаций и усиление значения роли СМИ. Новый статус информационной составляющей в структуре современной цивилизации. Факторы, влияющие на уязвимость современного общества в информационном отношении. Информационные механизмы современной политики и во¬енного противостояния.

9 октября. Оружие информационных войн. Информационное оружие: поня¬тие, функции, типы, технология применения, методы усиления его эффективности. Роль СМИ в информационной войне. Объекты воздействия.

16 октября. Структура информационной войны. Классификация информационные войны по разным признакам. Этапы информационных войн. Информационно-психологические операции: типы, уровни, содержание. Подготовка и проведение информационно-психологических операций.

23 октября. Силы и средства информационно-психологических опе-раций. Аппарат (органы) информационной войны: их становление, эволюция, современна: структура, перспективы развития. Модель органов психологических операций США, ФРГ, Китая и других стран, их цели, задачи, опыт применения в вооруженных конфликтах второй половины XX - начала XXI вв. СМИ, пресс-службы, цензура в информационных войнах. Журналист в информационной войне.

30 октября. Ключевые принципы информационно–психологического воздействия. Коммуникативная правда. Учет аудитории. Доминанта восприятия (визуальное побеждает вербальное). Резонанс. Гибкость. Тотальность. Приоритет: ведущий имеет преимущество перед ведомым.

6 ноября. Виды информационных войн по сферам их ведения. Информационные войны в военной сфере. Специфика ведения информационной войны в финансово-экономической сфере. Информационные войны в политической, дипломатической и инновационной сферах.

13 ноября. Технологии СМИ в современной информационной войне.

Средства и инструментарий информационной войны. Специфика воздействия печати, радио, телевидения, Интернета в информационной войне. Эволюция методов информационно-психологического воздействия.

20 ноября. Специфика форм, методов, способов и приемов инфор-мационной войны. Манипулирование. Мифологизация. Дезинфор¬мация. Пропаганда. Контрпропаганда. Специфика применения убеждения, внушения.

27 ноября. Объект информационной войны и основные свойства. Аудитория СМИ и ее признаки. Первичная и вторичная аудитория СМИ. Методы изучения аудитории. Особенности восприятия журналистских текстов целевой аудиторией. Информационное поведение аудитории. Факторы эффективного воздействия СМИ на аудиторию. Особенности воздействия прессы, радио, телевидения, интернет-СМИ.     

4 декабря. Методика изучения особенностей объектов информаци-онной войны. Учет основных характеристик объектов информационной войны: своеобразия раз¬личных этносов, индивидуально-личностных особенностей людей, их групповой принад¬лежности и др. Содержание процесса изучения объектов информационной войны. Мето¬ды изучения объектов информационной войны. Организация изучения объектов инфор¬мационной войны.

11 декабря. Защита и противодействие в информационной войне. Проблемы информационной безопасности. Защита от воздействия в информационной войне. Информационный аспект противодействия. Психологический аспект противо¬действия. Победа и поражение в информационной войне.

Внутрисеместровый контроль

Проводится в форме решения тестовых заданий (их примеры приведены ниже).

Вопросы к зачету

1.    Основные этапы в истории развития информационного противоборства.

2.    Роль прессы в информационном противоборстве ХIХ – ХХ вв.

3.    История появления термина «информационная война» и основные подходы к его определению.

4.    Информационная война как составляющая современной ци¬вилизации.

5.    Информационное оружие: поня¬тие, функции, типы, технология применения, методы усиления его эффективности.

6.    Стратегия ведения информационной войны.

7.    Виды информационных войн по сферам их ведения.

8.    Информационные войны в военной сфере.

9.    Специфика ведения информационной войны в политической сфере.

10.    Система информационно-психологического обеспечения.

11.    Роль СМИ в информационно-психологическом обеспечении.

12.    Требования к сотруднику СМИ, участвующему в информационно-психологическом обеспечении.

13.    Информационно-психологические операции: типы, уровни, содержание, место СМИ.

14.    Силы и средства информационно-психологических опе¬раций.

15.    Управление информационно-психологическими опера¬циями.

16.    Особенности осуществления информационно-психологических операций. проблемы их эффективности.

17.    Модель органов психологических операций США и других стран, опыт их применения в вооруженных конфликтах второй половины XX - начала XXI вв.

18.    СМИ, пресс-службы, цензура в информационных войнах.

19.    Журналист в информационной войне.

20.    Технологии СМИ в современной информационной войне.

21.    Специфика форм, методов, способов и приемов инфор¬мационной войны.

22.    Особенности применения убеждения, внушения.

23.    Дезинфор¬мация.

24.    Контрпропаганда.

25.    Методика изучения особенностей объектов информаци¬онной войны.

26.    Защита и противодействие в информационной войне.

Критерии оценки

Показателями, характеризующими текущую учебную работу студентов, являются:

1.    посещаемость занятий;

2.    активность в самостоятельной работе по изучению курса дисциплины;

3.    степень творчества в подготовке письменных заданий;

4.    оценка ответа на зачете.

Форма проведения зачета – устная.

На подготовку ответа студенту дается 20 минут.

Критерии оценки по дисциплине: посещаемость занятий – 20%; активность самостоятельной работы – 20%; степень творчества в подготовке письменных заданий – 20 %; результаты ответа на вопросы к зачету – 40%. Максимальное количество баллов, которое может получить магистрант, за изученный курс составляет 100 баллов.

Предполагаемая продолжительность проведения зачета – 2 часа.

Оценка «Зачет» ставится, если студент демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала при ответе на вопрос, умение выполнять задания, усвоивший основную литературу и знакомый с дополнительной, рекомендованной рабочей программой дисциплины. Оценка «Незачет» ставится, если студент демонстрирует пробелы в знаниях основного учебного материала, допускает принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

Примеры тестовых заданий

Задание 1. Определение техники влияния.

•    Выберите для анализа какую–либо зарубежную газету или журнал. Найдите в них публикации, которые содержали бы в себе попытки влияния на политические и социальные установки читателей.

•    Сделайте контент–анализ выбранных материалов и определите доминирующие техники воздействия.

Задание 2. Обнаружение механизмов влияния СМИ.

•    Выделение в потоке коммуникации фрагмента, оказывающего воздействие.

•    Определение категорий механизмов воздействия.

•    Уточнение конкретного механизма воздействия.

•    Выявление цели воздействия.

Список обязательной литературы

1.    Власенко И. С., Кирьянов М. В. Информационная война: искажение реальности. М., 2011.

2.    Волковский Н. Л. 111 баек для журналистов. СПб., 2013.

3.    Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М., 2009.

5.    Кризис на Украине и крымские события: практика информационной войны; Российский институт стратегических исследований. 2-е изд., испр. и доп. М., РИСИ, 2015.

4.    Метаморфозы мира. Новая геополитическая роль России / Под ред. М. М. Янглаевой, И. А. Николайчука, М., РИСИ, 2016.

6.    Фёдоров А. В. Трансформации образа России на западном экране: от эпохи идеологической конфронтации (1946–1991) до современного этапа (1992–2010). М., 2010.

Список дополнительной литературы

1.    Абрамов В. Работа журналиста в особых условиях. М., 2005.

2.    Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004.

3.    Волковский Н. Л. История информационных войн. В 2 ч. СПб., 2003.

4.    Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности. М., 1998.

5.    Гриняев С. Н. Интеллектуальное противодействие информационному оружию. М., 1999.

6.    Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. СПб., 2003.

7.    Ефремов В. В. и др. Информационно-психологическое противоборство: Сущность, содержание, методы. М., 2000.

8.    Информационная безопасность России / Ю. С. Уфимцев, Е. А. Ерофеев и др. М.,2003.

9.    Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. М., 2007.

10.    Козырев. Г. И. Конструирование «жертвы» как способ создания управляемой конфликтной ситуации // Социологические исследования. — 2009. — № 4. — C. 63-73.

11.    Крысько В. Г. Секреты психологической войны. Минск, 1999.

12.    Ковалев Г. А. Психологическое воздействие: системно-экологический анализ. М., 1989.

13.    Лайнбарджер П. Психологическая война. М., 1962.

14.    Лисичкин В. А., Шелепин Л. А. Третья мировая информационно-психологическая война. М., 1999.

15.    Лопатин В. Н. Информационная безопасность России. СПб., 2000.

16.    Мухин А. А. Информационная война в России. М., 2000.

17.    Павлова Е. Д. Сознание в информационном пространстве. М.,2007.

18.    Панарин И. Н. Информационная война и дипломатия. М., 2004.

19.    Панарин И., Панарина Л. Информационная война и мир. М., 2003.

20.    Панарин И. Технология информационной войны. М., 2003.

21.    Почепцов Г. Г. Информационные войны. М., 2000.

22.    Почепцов Г. Г. Пропаганда и контрпропаганда. М., 2004.

23.    Расторгуев С. П. Информационная война. М., 1998.

24.    Репко С.И. Отечественный опыт ведения спецпропаганды (1918 – 1991). М., 1994.

25.    Севрюгин В. И. Специальные методы социально-психологического воздействия и влияния на людей. Челябинск, 1996.

26.    Семендяева О. Ю. Эффект стереотипизации: теоретическое обоснование манипулирования сознанием в социологии США // Социологические исследования. 1985. №1. С.45 – 47.

27.    Техника дезинформации и обмана / Под ред. Я. Н. Засурского. М., 1978.

28.    Хозиков В. Информационное оружие. СПб. М., 2003.

29.    Цаллер Д. Происхождение и природа общественного мнения. М., 2004.

30.    Цыганков В. Д., Лопатин В. Н. Психотропное оружие и безопасность России. М., 1999.

Перечень иных информационных источников

1.    http://evartist.narod.ru/text5/86.htm

2.    http://www.dissercat.com/content/zhurnalistika-i-politika-vooruzhennogo-konflikta

3.    Научная библиотека СПбГУ: www.library.spbu.ru

 просмотров: 71 | комментариев: 0
комментарии
Добавить комментарий
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
НОВОЕ В ФОТОАРХИВЕ
Логин
Пароль
запомнить
Регистрация

Ответственный за содержание: Начальник Учебного отдела Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Учебного управления СПбГУ О. А. Самусенко
Предложения по внесению изменений можно направлять на адрес: o.samusenko@spbu.ru